Главные вкладки

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Корчагина Любовь Евгеньевна

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc238 КБ

    Предварительный просмотр:

    Корчагина Л.Е.

    План-конспект занятия в средней группе по окружающему миру

    Тема «Пингвины»

    Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников.

    Задачи:

    1. Актуализировать знакомые способы добывания информации.
    2. Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
    3. Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.
    4. Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
    5. Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками.

    Вид занятия: исследовательское.

    Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Технология критического мышления, сюрпризный момент, использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация видеофильма, рассматривание иллюстраций, моделирование, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение познавательной литературы, беседа, организация взаимодействия ребенка со сверстником, выбор способа объединения, переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника.

    Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

            

     Оборудование и основные источники информации:

    - ноутбук,

    - телефон с видеокамерой

    - глобус,

    -«Дерево знаний» с символами, обозначающими методы исследования,

    - Большая энциклопедия животного мира;

    - стихотворение А. Усачев «Пингвины» и презентация о пингвинах.

    -видеофильм «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья-зверята»;

    - карандаши, бумага.        

    Ход занятия:

    I. СТАДИЯ ВЫЗОВА:

    1. «Прогнозирование»

    - Здравствуйте, дети! На сайт нашего детского сада пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем?

    На экране демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма «Умка», сопровождаемое следующим текстом:

            «Здравствуйте ребята! Привет вам с Северного полюса!

    Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам письмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку незнакомого мне существа. У нас на Северном полюсе я его не встречал. Может вы мне поможете узнать о нем побольше. Узнайте и расскажите: кто это?, где он живет?, что любит есть? как заботится о своих малышах?  Буду ждать от вас ответа.  Медвежонок «Умка».

    - Ребята, вы узнали от кого получили письмо? О каком живом существе идет речь? Что медвежонок Умка хочет узнать о пингвинах? Сможем ли мы ему помочь?

    2.  «Знаю-Хочу узнать -Узнал»

    - Для того чтобы не забыть вопросы Умки, предлагаю их записать. Буквами записывать очень долго. Чем еще можно записать? Какими символами обозначим вопросы:

    «Кто это?», «Где он живет?», «Чем питается?», «Как заботится о своих малышах?». Данные символы записываются в таблицу «ЗХУ»

    II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

    1. «Дерево знаний»

    Обращаем внимание детей на «Дерево знаний».

    - Где и как можно найти информацию о пингвинах? (вывешивается картинка пингвина). Дети высказываются о знакомых способах исследования. Символические обозначения способов исследования помещаются на «Дерево знаний» (подумать и вспомнить, спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм).

    - Мы будем искать информацию и  фиксировать ее с помощью условных обозначений на бумаге. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое письмо, из которого Умка узнает все о пингвинах.

     «Корзина идей»

            - Я предлагаю вам первый способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о пингвинах.

    Дети высказывают  свои высказывания. Воспитатель фиксирует символами. Листочки все складываются в большие киндер- сюрпризы, а потом уже в корзинку.

            - Как вы думаете, все ли вы знаете о жизни пингвинов, достаточно ли информации для письма Умке?

            - Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?

            Дети предлагают воспользоваться книгами, посмотреть видеофильм, задать вопрос взрослым.

    2. «Дерево знаний» (Сбор информации).

    Я предлагаю второй способ сбора информации - просмотр  познавательного фильма «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья -  зверята». Дети смотрят фильм (с 1.15 минуты до 6.20 минуты).

    Третий способ: спросите у взрослых что они еще могут вам рассказать о том, как пингвины заботятся о своих малышах, и чем питаются. Как вы обратитесь к взрослому? Как зададите вопрос?

    Содержание рассказа взрослого: «У пингвинов-императоров, так же как у людей есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих малышей пока уходят добывать пищу. Воспитательницы следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может подхватить свирепая птица – поморник. Няньки строго выполняют наказ родителей. Под их наблюдением сотни пингвинят и редко кто из них пропадает. Если кто-то приближается к такому детскому саду, няньки беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями-ластами и торопливо уводят своих воспитанников подальше».

    Четвертый  способ сбора информации: «Вам нужно найти информацию о внешнем виде взрослых и маленьких пингвинов в энциклопедии.

    (Две энциклопедии: в одной фото взрослых, в другой малышей. Дети делятся на две команды). Дети рассказывают, что они узнали из книг)

    У взрослых пингвинов спина и хвост серо-голубого оттенка, живот белоснежный, голова черная. По обе стороны головы имеются темно-желтые пятна. Все перья в жиру. У детенышей- серо-черные перья.

    Ребята, а хотите узнать почему их так называют?

    Император - это так раньше называли правителя какой-то страны, самого главного.

    Свое название «Императорский пингвин» получил потому, что внешне выглядит так, словно носит фрак (слайд.

    Пятый  способ получения информации можно найти в интернете:

    -Где живут пингвины?

    -Чем питаются пингвины?

    -Кто враги пингвинов?

    3. «Чтение с остановками»

    А сейчас  я вам прочитаю  стихотворение о жизни пингвинов  А. Усачева «Пингвины», но когда я буду делать паузы, вы должны сами додуматься какие там слова.

    Дружный народ в Антарктиде Пингвины,

    Во всем коллективны они и едины:

    Строем Пингвины идут на обед,

    Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»

    Все как один дружно прыгают в воду,

    Только услышат команду «На старт!»

    Все как один дружно делают ходу,

    Если подкрался морской леопард.

    Вместе они веселятся и злятся.

    Вместе садятся высиживать яйца,

    Вместе ругают своих пингвинят,

    Хвалят друг друга или бранят.

    Все как один носят черные фраки,

    Все как один удирают из драки.

    В драку бросаются все как один.

    Если увидят, что ты не пингвин.

    Все как один ничего не читают.

    Все как один никогда не летают.

    Все как один проживают средь льдин.

    Все как один носят имя – Пингвин.

    - Что узнали из стихотворения?

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА «ПИНГВИНЬЯ ЗАРЯДКА»

    1.  «Синквейн»– это не простое стихотворение, а стихотворение без рифмы и  написанное по следующим правилам:

    1 строка  1сущ. Пингвин

    2 строка 2 прилагательных

    3 строка 3 глагола

    4 строка 4слова что ты думаешь о пингвинах

    5 строка 1 слово ассоциация с первым словом в существительном

    III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

    1. «Верные и неверные суждения»

    (Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение).

    -пингвины –хорошие родители

    -пингвины умеют летать

    -пингвины умеют плавать

    -пингвин-это птица

    -у пингвина синяя спинка и желтая грудка

    -пингвины кушают травку и овощи

    -пингвины очень дружные

    2. «Толстые и тонкие вопросы»        

    - Где вы искали информацию о том, чем питаются пингвины?

    - Где вы искали информацию о том, как они выглядят?

     - Что интересного вы узнали от взрослых?

    - Почему медвежонок Умка никогда не встречал пингвинов ?

    (Показать детям глобус и расположение южного и северного полюсов).

    3. «ЗХУ»

    - Мы узнали все, что хотели? 

    (Вернуться к символам из начала занятия «Кто это?», «Где он живет?», «Чем питается?», «Как заботится о своих малышах?») 

    - Для кого мы собирали эту информацию?

    - Как нам передать эту информацию на Северный полюс Умке? (предложения детей)

    - Я предлагаю записать видео письмо. Кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о пингвинах громко и последовательно? Вам помогут наши символы.

    Воспитатель записывает мини-рассказ  на видеокамеру телефона.

    - Наше видео письмо можно отправить Умке? Все ли будет понятно Умке?

    4. «Шесть шляп «мышления»

    Синяя шляпа

    (как океан и в нем маленький остров, или как небо и на нем маленькая звезда, так и мы сегодня в большом количестве информации искали ответы на наши вопросы)

    - О ком мы искали сегодня информацию?

    Красная шляпа (как все красивое, чувствительное)

    - Кому расскажешь о том, что ты узнал?

    Желтая шляпа (как солнце яркая, радостная)

    - Что тебе больше всего понравилось на занятии?

    Черная шляпа (как что-то плохое, тревожное)

    -Что было трудно?

    Белая шляпа (чистое, воздушное, поможет избавиться от плохого)

    - Как справились с трудностями?

    - Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?

    Зеленая шляпа( Яркая, творческая, сочная)

    -Что бы ты нам предложил сделать на тему «Пингвины» (рисунок, физкультминутка, поделка и т.д.)?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру. Тема: "Белоснежная зима".

    Тема: «Белоснежная зима».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».Программное содержание:закреплять знания детей о зимних природных явлениях;развивать мышле...

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру "День космонавтики"

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру  "День космонавтики"...

    Занятие в средней группе по окружающему миру "Еж" Котовой Т.В.

    Конспект занятия в средней группе «Еж » Цель: уточнение представлений детей о лесном жителе – ежикеЗадачи:1. Учить детей координировать речь с движениями, развивая моторику рук....

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру "ВОДА"

    Формировать представления детей о воде и её свойствах.- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: она прозрачная, безвкусная, без запаха- Способствовать обогащению и закреплению знаний дете...

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Пернатые друзья»

    На занятии с детьми закрепили названия зимующих птиц, дали детям представление о видах питания  птиц. Развивали воображение, внимание, мышление, особо отметили как тяжело птицам в конце зимы и на...

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные»

    Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши».Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.Развивать умение внимательно слушать и отвеча...