ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: ДИХОТОМИЯ ФЕНОМЕНА РЕЧИ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
статья по развитию речи
Вопрос влияния социокультурных явлений на развитие речи ребёнка всегда интересовало учёных, лингвистов, педагогов. На этот вопрос попытались ответить в в данной статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: ДИХОТОМИЯ ФЕНОМЕНА РЕЧИ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Протопопова Кира Вадимовна
ГБДОУ детский сад № 2 Санкт-Петербурга
Согласно лингвистической концепции выдающегося швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), связь истории языка неразрывно связана с историей общества, нации, цивилизации в целом. Параллельно с развитием общества менял свой облик и законы и сам язык – основной инструмент человеческого общения и передачи знаний сквозь поколения на протяжении многих тысяч лет. Как правило, язык является отражением, чертогом обычаев, ценностных ориентиров, историй, фольклора, различных обрядов и прочих национально-специфический атрибутов той или иной социально-культурной общности. Безусловно, границы распространения языка крайне зыбки, в особенности, среди малочисленных народов, на протяжении веков вступавших в торговые, деловые и даже родственные отношения с соседствующими этносами, но именно данный факт позволяет достаточно твердо обосновать культурную ценность языка, как отражения памяти предков. Несмотря на то, что в отечественном языкознании не принято считать территориально обусловленные особенности языка диалектами, их считают говорами, то есть такими вариантами языка, которые не обособлены от официального языка страны настолько, чтобы считаться самостоятельными.
Впрочем, обратимся к известному высказыванию Л. В. Щербы, которое сыграло ключевую роль в изучении восприятия языка людьми: «Глóкая кýздра штéко будланýла бóкра и кудрячит бокрёнка». Данная искусственная фраза, составленная на основе грамматики и лексики русского языка, но все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания букв. Тем не менее, это предложение служит прекрасным примером роли структуры языка во взаимодействии его носителей. Читатель любого возраста, происхождения, сферы деятельности одинаково воспринимает смысл высказывания, а именно догадывается о том, что некое злое существо женского пола причинило физические вред мирному существу мужского пола и продолжает насильственные действия менее жестокого характера в отношении его потомства. Удивительно, что при полном отсутствии семантики, русскоговорящий человек без труда усвоит картину происходящего. Порядок слов, синтаксическая структура и фонетические особенности позволяют построить ассоциации с привычными моделями предложений, составленных на русском языке.
Также необходимо рассмотреть лингвистически эксперимент 2001 года, проведенный Вилейянур Рамачандран и Эдвардом Хаббардом, суть которого заключалась в том, чтобы предоставивить детям дать имена Кики и Буба фигурам, одна из которых обладала множеством острых углов в то время как вторая имела плавные очертания. Эффект «буба/кики» состоит в том, что независимо от того, к какой языковой группе принадлежит ребенок, он с большей долей вероятности соотнесет Бубу с округлой фигурой, а Кики – с угловатой. Таким образом, удалось доказать, что образование новых слов в языке – непроизвольный процесс, поэтому любые обозначение предметов и явлений так или иначе связаны с картиной мира, особым углом восприятия действительности носителя языка.
Речь в том виде, в каком ей владеет человечество, принято считать феноменом, в своем развитии достигшем такого превосходства, что она уже давно вышла за рамки необходимого для выживания навыка. Не стоит забывать о том, что речь бывает как устная, так и письменная, и разграничивать их было бы ошибочно с точки зрения стилистики, ровно как полагать, что устная и разговорная речь тождественны друг другу. В семиологии французского лингвиста Роланда Барта, крупнейшего представителя актуального на сегодняшний день структурного подхода в языкознании, преобладает теория о языке, как о социальном институте, обеспечивающем эффективность коммуникации между членами одного общества. Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн утверждал, что речь – это язык в действии.
Освоение речи ребёнком начинается уже в первый год жизни с произнесения гуления и лепета в возрасте 3-6 месяцев, а в 10 месяцев от младенца можно услышать первые слова. Их появление обусловлено желанием и необходимостью выражать собственные чувства, эмоции, желания, давать названия окружающим вещам. Заметим, что в этом же возрасте (от 7 месяцев) дети запоминают расположение предметов дома, крупных объектов на улице, некоторые части тела. Звуковой образ слова начинает соотносится с чем-либо материальным, поэтому очень важно активно использовать речь в общении с ребёнком, не прибегать к излишним улюлюканьям, так как это, однозначно, исказит его знакомство с первыми словами. Взрослым не следует имитировать детские слова, в противном случае процесс освоения языка затянется и станет менее эффективным. Возвращаясь к вопросу о лингвистических тонкостях языка, на сегодняшний день остро стоит вопрос беспощадного проникновения варваризмов в язык на всех уровнях. Варваризмы – это слова, неоправданно используемые носителями языка, как замена уже существующим словам. Ни один варваризм не обладает ценностью, эквивалентной слову замещаемого языка, потому как не встречается в письменных источниках, не имеет цепочку многолетних семантическим преобразований и, наконец, не содержит морфемы, характерные для принимающего языка.
Важно помнить, что язык отражает культуру того социума, в котором ребёнок будет расти и развиваться, членом которого ему предстоит стать и на благо которого он будет трудиться, впоследствии подарив ему новое поколение наследников богатой истории и обычаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Двигательная активность — важнейшее условие нормального развития ребёнка"
Организация двигательной активности – одно из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка.Практика показывает, что та...

Звуковая культура речи - как основа развития коммуникативных навыков дошкольников.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние ...
Родительское собрание: Речь как основа развития ребенка
В статье приведены этапы развития речи ребенка и даны рекомендации родителям, как правильно общаться с младшим дошкольником на начальных этапах его речевого развития. В конце статьи приведен методичес...

«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».
Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использован...
Кинетическая и кинестетическая основы развития ребёнка
Кинетическая и кинестетическая основы движений - два важных компонента, лежащих в основе процесса порождения речи.Хотя они тесно взаимосвязаны, между ними существует различие....
