Занятие "Составление письма"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие "Составление письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sostavlenie_pisma.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Составление письма»

Цель: создание условий для формирования умения у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказ с помощью карточек-схем.

Задачи:

Обучающие: учить составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков; расширять словарный запас детей; продолжать учить использовать в речи образные выражения и согласующиеся прилагательные.

Развивающие: продолжать развивать монологическую речь, умение задавать вопросы; продолжать развивать мышление, логику, память.

Воспитательные: воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями; продолжать воспитывать толерантное, дружеское отношение к людям других национальностей.

Материалы, оборудование: ноутбук, презентация с пейзажами зимы, мяч, глобус, подборка музыкальных произведений, альбомы, карандаши, карточки-схемы.

Технология: Технология деятельностного метода «Ситуация», Л.Г. Петерсон.

Предварительная работа: наблюдения погодных изменений зимой; прогулка с родителями по зимнему парку; разучивание стихов и песен.

Этапы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Ребята, я собрала вас для того, чтобы сообщить о том, что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите. (Читаю адрес на конверте). Это письмо для нас? Почему вы так считаете? Его нам прислал мальчик Ахмет, который живёт в Турции, в городе Сиде. Он пишет о том, что никогда не видел снежной русской зимы и просит нас рассказать ему поподробнее о ней. О том, какие развлечения у нас бывают зимой и как мы отмечаем новогодний праздник. Вы хотите помочь ему? Как мы можем сообщить ему о нашей зиме?  Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ахмет, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться?

Коммуникативная

Дети заинтересованы и замотивированы на дальнейшую деятельность

Актуализация знаний

Игра «Закончи предложение».

- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Турции. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч, и вы скажете слово.

В Турции зимой тепло, а в России…

В Турции зимой идёт дождь, а в России…

В Турции зимой покрывает землю песок, а в России …

В Турции зимой растения цветут, а в России….

В Турции зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…

Создание эмоционального фона разговора.

-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления новогодних праздников. Чем они вам нравятся?

-Мы с вами даже песню разучили к празднику!

Давайте встанем в круг и споём эту песню. (Физкульминутка)

- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Музыкальная

Двигательная

Дети правильно подбирают слова, словосочетания для окончания предложений.

Дети эмоционально, с желанием исполняют новогодний хоровод

Затруднение в игровой ситуации

-Почему вы не можете сразу составить письмо?

- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? 

Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать.  В нашем рассказе все должно быть последовательно.

- Давайте подумаем, как нам быть.

-Хотите узнать, что нам может в этом помочь?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети осознают возникшее затруднение.

Желают узнать, как можно продуктивно решить поставленную задачу.

Открытие нового знания

Нам помогут карточки-схемы, которые лежат перед вами. Итак, с чего начинается письмо? Найдите схему- «приветствие».

 Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима? Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? Затем, поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе. Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? Расскажите, как вы развлекаетесь зимой? А теперь найдите схему, которая нам поможет рассказать о новогоднем празднике.

- А вы хотите о чём-нибудь спросить Ахмета? Подберите схему, которая может это обозначать. Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо?  Вот мы и составили план, который поможет нам составить и написать подробное, интересное письмо для мальчика Ахмета из города Сиде.

Педагог предлагает детям повторить план составления письма.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети правильно подбирают карты-схемы по предложенным частям запланированного рассказа.

Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и подготовить описание согласно выбранным схемам.

-Порядок рассказа перед вами в виде план-схемы.    

Чтобы наше письмо получилось интересным и понятным Ахмету, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.

Приступаем к составлению письма, каждая пара будет озвучивать предложения по карточкам-схемам, а я буду записывать ваши предложения на листе бумаги.

Совместная работа детей и воспитателя.

-Послушайте, какое письмо у нас получилось. (зачитывает детям получившийся текст письма. 

Коммуникативная

Дети активно взаимодействуют в парах, составляют предложения согласно картам-схемам.

Заключительная часть

 - Вам понравилось наше письмо? 

- Зачем мы его написали? 

 - Мы смогли помочь мальчику? 

 - Как вы думаете, сможет Ахмет теперь представить русскую зиму?

 - А вы чему-то научились сегодня? 

 - Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? 

 - Что было самым трудным? А что вам удалось сделать с лёгкостью?

 - Где вам пригодится это умение? 

Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.

А чтобы закончить письмо каждый из вас может нарисовать  зимний пейзаж для Ахмета, который мы вложим в наш конверт.

Коммуникативная

Рефлексивная

Изобразительная

Дети адекватно оценивают собственный результат деятельности.

Испытывают чувство удовлетворённости от проделанной работы.

Дети замотивированы на последующую деятельность. Осознают область применения полученного умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких...

Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".

Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

Статья «Технология - «Модель письма» как средство развития у детей навыков к письму и развитию речи» по программе: «ПРОдетей»

Хочу поделиться своим опытом работы, рассказать плюсы и минусы этой технологии, её значимость. Знакомство детей подготовительной группы с технологией «Модель письма», с начала учебного года. Для работ...