«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
статья по развитию речи (старшая группа)
«Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.
Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении их письму. Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, у детей до 7 лет более активно правое полушарие мозга. В этом случае у ребенка изучение пространства происходит справа налево. К моменту начала школьного обучения обычно левое полушарие выходит на первый план, и изучение пространства становится как полагается, слева направо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalnoe_pismo_u_detey_2020.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма.
«Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.
Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении их письму. Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, у детей до 7 лет более активно правое полушарие мозга. В этом случае у ребенка изучение пространства происходит справа налево. К моменту начала школьного обучения обычно левое полушарие выходит на первый план, и изучение пространства становится как полагается, слева направо.
Часто это может быть связано и с тем, что у ребенка до момента обучения грамоте, не были в достаточной мере сформированы сенсорные и пространственные представления, умения сравнивать предметы по одному или нескольким признакам.
Зеркальное написание букв бывает свойственно и тем детям, у которых ведущей является левая рука. Зеркальное письмо обнаружено у 32% леворуких мальчиков и у 33% леворуких девочек. У леворуких детей – ведущим является правое полушарие. Предполагается, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных приводит к трудностям в обучении леворуких детей письму.
Также следует отметить, что «зеркальное» написание букв часто встречается у детей с органически обусловленным нарушением пространственных представлений. У таких детей данное нарушение имеет более стойкий характер и сложнее поддается коррекции.
Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям:
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
4. Расширение поля зрения ребенка.
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А шкаф? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б" и т.д.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Для этого можно провести ряд игр.
1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.
2.. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
4. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).
Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».
6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.
7. Демонстрация букв в разном положении.
8. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.
9. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.
10. Реконструирование букв.
Например: из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.
Учитель-логопед Юдина Анна Николаевна
ГБДОУ д/с №2 Выборгского района г Санкт –Петербурга.
Литература:
Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.
Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург изд-во «Союз» - 2003 г.
Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.
Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»
С-Петербург изд-во «Союз» - 2004 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессия детей:причины возникновения и причины ее устранения
Дошкольный возраст...
Предупреждение ошибок письма у детей старшего дошкольного возраста с учетом механизмов нарушения
Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературы по профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтени...
Статья: "Гиперактивные дети, причины возникновения гиперактивности и борьба с гиперактивностью".
Статья: "Гиперактивные дети"....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Предупреждение нарушений письма у детей с ОВЗ в подготовительной к школе группе"
Правильно организованная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, предполагает работу по профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать, тем более эффективной она будет, поскольку с возрас...
Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика
Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...
Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.
Опыт работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий....
Консультация "Зеркальный почерк у детей, причины, предпосылки"
Каковы причины и предпосылки зеркального почерка дошкольника...