Конспект мастер класса для педагогов «Использование нетрадиционных техник и материалов в комплексном развитии мелкой моторики и речи у старших дошкольников с ТНР»
методическая разработка по развитию речи

ОГУРЦОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

способствовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования технологий развития мелкой моторики у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

города Невинномысска

Конспект мастер – класса для педагогов

«Использование нетрадиционных техник и материалов в комплексном развитии мелкой моторики и речи у старших дошкольников с ТНР»

Место проведения: МБДОУ № 154 г. Невинномысска

Воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ № 154 г. Невинномысска

Огурцова С. С.

г. Невинномысск, 2024г.

Конспект мастер – класса для педагогов

«Использование нетрадиционных техник и материалов в комплексном развитии мелкой моторики и речи у старших дошкольников с ТНР»

Цель: способствовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования технологий развития мелкой моторики у дошкольников.

Задачи:

- Заинтересовать педагогов в применении кинезиологических упражнений с массажем активных точек, технологии пальчиковой игровой тренировки.

- Показать различные виды упражнений на развитие мелкой моторики.

Ход мастер – класса:

Ведущий: Нужно отметить, что нарушения общей и мелкой моторики отражаются на игровой и учебной деятельности детей, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления, координированной, точной работы различных групп мышц, правильной пространственной и временной организации движений. Особые трудности возникают у детей при самостоятельном выполнении серий сложных движений по словесной инструкции. Дети выполняют предложенные задания вместе с педагогом, но при самостоятельном выполнении их движения становятся неуверенными, допускаются ошибки в их последовательности и точности выполнения. При этом у детей часто наблюдаются нарушения мышечного тонуса, разнообразные непроизвольные сопутствующие движения, и наблюдаются только при произвольных движениях. Кроме того, у данной категории детей правильному выполнению сложных двигательных актов препятствует недоразвитие статической и динамической координации движений. Оно выражается в наличии затруднений при удержании заданной позы, «обтаивании» статических поз, отклонениях туловища в стороны, балансировании руками. При выполнении физических упражнений выявляется неточность, некоторая несоразмерность движений, нарушение их плавности. Также отмечается замедленность темпа движений, нарушение их последовательности и точности, расстройство пространственной организации движений.

      Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию общей и мелкой моторики в целом у данной категории детей, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, так как двигательные зоны находятся в непосредственной близости с речевыми зонами и взаимосвязаны между собой.

Ведущий: Уважаемые коллеги! На своем мастер-классе я хочу поговорить о нетрадиционных формах развития мелкой моторики, используемые в моей практике.

        При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать следующим правилам:

  1. Упражнения проводить регулярно, в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями ребенка.
  2. Начинать работу с более легких упражнений, и по ходу освоения вводить более сложные.
  3. Следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
  4. Задания должны выполняться в умеренном темпе.
  5. Проводить упражнения эмоционально для подкрепления интереса ребенка.
  6. Использовать нетрадиционные формы и материалы для повышенного интереса и желания качественно выполнять упражнения.
  7. Не забывать хвалить детей за успехи!

Ведущий: Начнем с кинезиологических упражнений самомассажа активных точек пальцев и рук при помощи сосновой шишки. Самомассажи с использованием нетрадиционных предметов повышают интерес у детей и благодаря своей шершавой или ребристой поверхности оказывают свой массирующий эффект. Упражнения проводят до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения

Присоединяйтесь, будем делать вместе.

1 Упражнение. «Самомассаж с использованием еловой шишки, грецкого ореха»

Шишечку катаю, ладошки упражняю.

Вверх-вниз, вверх-вниз, сильно шишка не колись. (Круговые движения шишками между ладонями. Движения вверх, вниз)

Шишечку катаю, пальцы упражняю.

Вверх-вниз, вверх-вниз, сильно шишка не колись. (Прокатывание шишки вверх-вниз по каждому пальцу левой и правой руки)

Шишечку катаю – к плечу поднимаю.

1,2,3,4,5 - будем шишку поднимать. (Прокатывание шишки пальцами одной руки по другой руке от ладошки к плечу)

Шишечку катаю - к ладошке опускаю.

Свои пальчики встряхнем и немного отдохнем! (Прокатывание шишки пальцами одной руки по другой руке от плеча к ладошке. Отдых)

Массаж кистей и пальцев рук с помощью грецких орехов.

Раскатывание одной ладонью руки по другой с тыльной и внутренней стороны, сжимание ореха в ладони всеми пальцами, выкатывание ореха между пальцами.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2 Упражнение. «Массаж с использованием ребристого шестигранного карандаша»

Ведущий: Массаж с использованием ребристого шестигранного карандаша очень актуален в старшем возрасте, когда важно развитие графических навыков и умение держать и владеть карандашом, чувствовать его в руке.

Упражнение «Веселый карандаш» (С. Ерошкиной)

Карандаш в руках катаю,               Дети крутят карандаш между ладонями

Между пальчиков верчу,            Пропускают карандаш между одним и двумя-

                                                       тремя пальцами, удерживают его в

                                                       определенном положении в правой и левой руке

Непременно каждый пальчик        Крутят карандаш между ладонями

Быть послушным научу.

3 Упражнение. «Эстафета»

«Карандаш я подержу. В гости к пальчику приду» Передача карандаша поочередно каждому пальцу из одной руки в другую.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю Вам сделать пальчиковую гимнастику. Цель проведения этой гимнастики: массаж кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

                     Чтобы крепкой быть ладошке –

                     Помассируем немножко:

                     Мы ее погладим нежно, нежно,

                     Много раз понажимаем,

                     Каждый пальчик разомнем,

                     Чтобы он повеселел,

                     Был здоров и не болел.

4 Упражнение. «Пальчиковые игры с использованием Pop-it»

Ведущий: Ну вот мы разогрели свои пальчики. А теперь я приглашаю вас на пальчиковый соревновательный игротренинг с Рор-итами. Если есть возможность, объединитесь парами для игр с одним Рор-итом.  Мы поиграем в пальчиковые игры, с их использованием соблюдая принцип от простого к сложному. Эти игры развивают мелкую моторику, ловкость, внимание, мышление.

Для 1 игры «Ищем клад» нам понадобятся:

- одноразовая тарелочка, чуть крупнее размера Поп-ита, сам Поп-ит и мелкие «сокровища», которые подложены хаотично под «пупырышками». Сам поп-ит лежит на тарелочке. Она нужна, чтобы «сокровища» не выпали раньше времени.

Правила игры: Игроки сидят напротив друг друга. По команде «1-2-3-игру начни!» Они по очереди, в хаотичном порядке нажимают на «пупырышки» одним пальцем и ищут сокровища. Кто первым наткнётся на клад, откладывает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает.

      Для разной мотивации сокровища каждый раз могут быть разными: «бусинки» с дальнейшим нанизыванием бус, «мелкие ракушки» для создания небольшой картинки, «пуговицы» для выкладывания узора.

Поиграем. Приготовились. «1-2-3-игру начни!».

Ведущий: Для следующей игры «Кто быстрее закончит ряд» нам понадобится несколько игроков, не менее 2-х. У каждого из них одинаковые Поп-иты. (Желательно с разноцветными рядами как у меня). У этой игры может быть несколько вариантов правил с учетом возможностей детей.

Правила игры: Игроки по команде ведущего начинают:

В первом случае: «по желтенькой дорожке» одним указательным пальцем одной руки движение снизу-вверх.

Поиграем… «1-2-3-игру начни!». Во втором случае «по желтенькой дорожке» попеременно указательными пальцами 2- рук движения снизу-вверх.

Поиграем … «1-2-3-игру начни!».

В третьем случае: по «желтенькой дорожке» шагающими движениями разных пальцев одной руки как на пианино начиная с указательного движения снизу- вверх.

Поиграем… «1-2-3-игру начни!».

В четвертом случае уже по двум дорожкам, например «оранжевой и голубой» пальцами 2-х рук только указательными пальцами движение снизу-вверх.

Ведущий: Следующая игра посложнее, называется «3 и 2» Эта игра очень хорошо развивает не только мелкую моторику, но и мышление.

Игра на одном поле Поп-ита 2-мя игроками.

2 человека поочередно нажимают 2-мя или 3-мя пальцами в любой части поля.

Заполняем все поле. Цель - не нажать последним.

Игра «Ходилка» с игральным кубиком в 2-х вариантах.

Развивает мелкую моторику рук, познавательные процессы, когнитивные способности.

Первый вариант: В игру играют 2 игрока на одном большом поле. Игроки поочередно бросают игральный кубик, продавливают на Pop-it ячейки согласно выпавшему на кубике числу. Игру начинают с обозначенного места и в продолжении с места остановки предыдущего игрока, стремятся по кругу к обозначенному финишу. Победителем становится тот, кто первым закончит «путь» по игрушке.

Второй вариант: В отличие от первого варианта в «ходилку» играют игроки на своем поп-ите. На игровом кубике не 6 чисел, а 5 по количеству пальцев на руке. Игроки по очереди бросают кубик. Выпавшее количество соответствует количеству пальцев, которыми необходимо надавить на ячейки. Победителем становится тот, кто первым закончит «путь» на своей игрушке.

5 Упражнение. «Наматывание нитки на клубок»

Ведущий: Бабушка вязала носочки, а котенок лежал рядом. Бабушка заснула. Котенок стал играть с клубками и запутал нитки. Давай поможем смотать нитки в клубки. Ведущий ставит корзинку с цветными клубками ниток.

Ведущий: Посмотрите, какие красивые клубки, выбирайте любой.

Правила: Один клубок берет ребенок (участник мастер – класса), другой – воспитатель и показывает, как наматывать нитку на клубок.  Участники мастер – класса показывают действия.

Намотаю я клубки –

Свяжет бабушка носки.

Ведущий: наматывая ниточку на клубок у дошкольников происходит формирование манипулятивной функции рук и согласованных движений пальцев рук.

Ведущий: Уважаемые коллеги все продемонстрированные упражнения способствуют положительному эмоциональному настрою, в занимательной форме развивают мелкую моторику, а значит способствуют речевому развитию дошкольников. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...

Мастер - класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширение знаний  педагогов в вопросах об использова...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционное рисование лежит в ос...