конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в осеннюю сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тарасова Наталья Александровна

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_grupp1.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в осеннюю сказку»

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Форма проведения:групповое, игровое занятие-путешествие.
Технологии:мультимедийная презентация (PowerPoint или аналоги), интерактивные элементы.
Оборудование:ноутбук, проектор, экран, колонки, корзинка с натуральными осенними предметами (листья, шишка, жёлудь, каштан, маленькая тыква), листы бумаги с контуром дерева, клей-карандаш, сухие листья (разных пород и цветов) для аппликации.

---

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об осени через активизацию речи и творческой деятельности.

Задачи:

· Образовательные:
  · Закреплять знания об осенних явлениях природы, сезонных изменениях в одежде.
  · Активизировать словарь по теме «Осень»: листопад, урожай, золотая осень, дождливо, пасмурно, улетают, желтеют, опадают.
  · Упражнять в умении составлять описательные рассказы по картинке и по опорным схемам.
  · Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дуб - дубок, лист - листочек).
· Развивающие:
  · Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мышление, мелкую моторику.
  · Развивать умение работать в коллективе.
· Воспитательные:
  · Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие осенних пейзажей.
  · Формировать интерес к совместной деятельности.

---

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание мотивации.

(Дети входят в группу под спокойную осеннюю музыку. П.И. Чайковский «Октябрь»).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнёмся им и подарим наше хорошее настроение.
Посмотрите,я нашла утром у дверей группы вот эту необычную корзинку и письмо. Давайте прочитаем!

(На экране появляется Слайд 1: заставка с красивым осенним пейзажем и надписью «Путешествие в осеннюю сказку»).

Воспитатель (читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас в волшебное путешествие по осенней сказке. Чтобы найти мой подарок, выполните все задания. Ваша Осень».

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие? Тогда в путь!

---

2. Основная часть. «Путешествие по осенним станциям».

(Презентация переходит на Слайд 2: карта-схема с несколькими «станциями»: «Загадочная», «Лесная», «Огородная», «Творческая»).

Воспитатель: Посмотрите, вот карта нашего путешествия. Давайте начнём с первой станции.

---

Станция 1: «Загадочная».

(Нажимаем на первую точку на карте, появляется Слайд 3: картинка с загадкой).

Воспитатель: Осень приготовила для вас загадки. Будьте внимательны!

1. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (Осень)
   (После отгадки появляется картинка с изображением Осени).
2. Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
   (Появляется анимированная гифка с падающими листьями).
3. Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а в зиму — в шкурке сладкой, что зовётся... (Малина, но дети могут сказать "яблоко" — воспитатель подводит к правильному ответу).
   (Появляется картинка с ягодами малины и вареньем).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Переходим к следующей станции.

---

Станция 2: «Лесная».

(Нажимаем на вторую точку, появляется Слайд 4: красивый осенний лес в солнечный день).

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети:В осенний лес!

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, какой лес? Как он называется осенью?
Дети:Красивый, разноцветный, золотой. Это "золотая осень".

Воспитатель: Что происходит с листьями на деревьях?
Дети:Они желтеют, краснеют, опадают.
Воспитатель:А как называется это явление, когда листья падают?
Дети:Листопад!
(На слайде включается видеофрагмент или анимация листопада).

Игра «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель:Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы будете возвращать его мне ласково.

· Дерево – деревце
· Лист – листочек
· Ёлка – ёлочка
· Шишка – шишечка
· Туча – тучка
· Солнце – солнышко
· Дождь – дождик

Воспитатель: Отлично справились! А теперь давайте посмотрим, какая погода бывает в лесу осенью.

(Переход на Слайд 5: на слайде три окошка: 1) солнечно, 2) дождливо, 3) ветрено).

Воспитатель: Ребята, осень часто меняет настроение. Какая бывает осенняя погода?

· (Показывает на солнышко). Когда светит солнце – погода... (солнечная).
· (Показывает на тучку с дождём). Когда идёт дождь – погода... (дождливая, пасмурная).
· (Показывает на ветер). Когда дует сильный ветер – погода... (ветреная).

---

Станция 3: «Огородная».

(Нажимаем на третью точку, появляется Слайд 6: изображение огорода или сада с овощами и фруктами).

Воспитатель: Ребята, а осень – это время сбора... чего?
Дети:Урожая!

Воспитатель: Верно! Давайте поможем собрать урожай.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (интерактивно на слайде).
(Слайд 7:ряды картинок, где одна картинка не подходит).**

1. Яблоко, груша, помидор, слива. (Лишний помидор — это овощ).
2. Огурец, капуста, морковь, яблоко. (Лишнее яблоко — это фрукт).
3. Слива, лимон, апельсин, картошка. (Лишняя картошка — это овощ).

Дети находят лишний предмет и объясняют свой выбор. При нажатии лишний предмет исчезает со слайда.

Воспитатель: Молодцы! Урожай собрали. А теперь давайте отдохнём.

---

3. Физкультминутка «Листья».

(На Слайде 8 появляются картинки-подсказки для движений).

Мы листики осенние, (Покачивание руками над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели, (Покружиться)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял. (Встать)
Закружились, полетели (Покружиться)
И за парты тихо сели. (Сесть на места)

---

4. Творческая часть. «Осеннее дерево».

Воспитатель: Ребята, мы подошли к последней, «Творческой станции».
Осень хочет,чтобы мы оставили ей на память красивые картины. Давайте сделаем коллективную аппликацию «Осенний лес».

(Воспитатель показывает заготовку – большой лист с контуром дерева без листьев).

Воспитатель: Посмотрите, какое грустное дерево. На нём нет листьев. Давайте «оденем» его в осенний наряд. Выберите себе понравившийся листочек, аккуратно намажьте его клеем и приклейте на веточки или под дерево, как будто он только что упал.

(Дети подходят к столу, выбирают сухие листья и под руководством воспитателя выполняют аппликацию. Звучит спокойная музыка).

---

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Яркое, нарядное, осеннее. Наше путешествие подходит к концу.

(Возвращаемся к Слайду 2 с картой, все станции теперь отмечены галочкой).

Воспитатель: Мы побывали на всех станциях и выполнили все задания Осени. Давайте вспомним:

· Где мы сегодня побывали? (В осеннем лесу, на огороде).
· Что вам больше всего понравилось?
· Какие осенние слова мы сегодня вспомнили?

(Воспитатель заглядывает в корзинку, которую принёс в начале).

Воспитатель: Ой, смотрите! Пока мы путешествовали, Осень оставила нам свой подарок!
(Достаёт из корзинки угощение для детей, например, яблоки или печенье в виде листочков).

Воспитатель: Вы были сегодня такие умницы, внимательные и дружные! Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями.

---

Приложения и рекомендации:

1. Презентация: Сделайте слайды яркими, но не пёстрыми. Используйте качественные фотографии и простые, понятные детям анимации (падающие листья, исчезающие предметы в игре). Заранее проверьте, чтобы все переходы и медиафайлы работали.
2. Корзинка Осени: Наполните её натуральными материалами, чтобы дети могли их рассмотреть и потрогать. Это обогащает сенсорный опыт.
3. Индивидуальный подход: Во время выполнения аппликации помогайте тем, кому это необходимо, хвалите каждого ребёнка.
4. Для родителей: Можно в конце вручить памятки для родителей «Учимся говорить об осени» с перечнем слов, стишками и загадками.

Этот конспект сочетает традиционные методы развития речи и современные технологии, что делает занятие увлекательным и эффективным для детей среднего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам».

Задачи:1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.2. Развитие речи, воображения, мышления, фантазии, умения действовать согласованно.3. Во...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам».

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие по сказкам»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»Задачи:1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.2. Развитие речи, воображения,...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»

Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам».

Формирование эмоционального отношения к сказкам. Учить узнавать сказку по иллюстрациям и загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными, активизировать и расшир...