Картотека потешек для группы раннего возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Васюченко Галина Валерьевна
Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poteshek_na_god.docx25.28 КБ
Файл proekt_ustnoe_nar_tvorch.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека потешек для группы раннего возраста


Прием пищи

Умывание

Одевание

Сон

Причесывание

Игра

Сентябрь

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

Ай, лады, лады, лады

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

У нас Ванечка один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

Расти, коса, до пояса

Не вырони не волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Октябрь

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

Мыли мылом ушки

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

Уж я косу расчешу,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю: Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух! –

Провалился петух.

Ноябрь

Вот это – хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу –

Всю, сколько дали!

Хлюп – хлюп ручками, полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

Чистая водичка

Моет Ване личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Песочек – в совочек,

Водичку – в ведёрко!

У нас будет домик,

У нас будет горка!

Напечём куличей,

Чей кулич горячей?!

Декабрь

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Кран откройся

Кран откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Кран сдавайся!

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю -

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Нашу Катю не буди!

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок!

Ну пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу!

Мы давно не танцевали:

Ну-ка, руки в боки, встали!

Прыгаем, качаемся,

Кружимся-вращаемся.

И в ладошки: хлоп-хлоп,

И ногами: топ-топ!

Январь

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

На зеленом на лугу,

На зеленом на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели. Ам!

Зайка начал умываться

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Как растаял месяц, золотые рожки,

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки висят

Мяу кошка! Мяу Киска! (гладим кисть руки)

Где твоя большая миска? (соединить две ладони вместе изображаем миску)

Заходи скорее в дом (движением ладони позвать)

Молока тебе нальем! (соединить две ладони вместе изображаем миску)

Февраль

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

Кашка из гречки,

Где варилась? В печке!

Сварилась, упрела,

Чтоб Мишенька ел,

Кашу хвалил,

На всех разделил!

Водичка, водичка

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Пошёл котик во лесок,

Нашел котик поясок,

Чем люлечку подцепить

Да Ванюшу положить,

Ваня будет крепко спать,

Котик - Ванечку качать.

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса:

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Петя! Петя! Петушок! (положить 2 кулачка на голову)

Звонкий, громкий голосок.

Он кричит: Ку-Ка-Ре-Ку! (сложить ладони в трубочку возле рта)

Не лежите на боку (погрозить указательным пальцем)

Двери, окна открывайте (развести руки в стороны)

Утро новое встречайте!

Март

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

- На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

- Чистые ладошки!

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два

Уж ты, котенька-коток,

Котя - серенький хвосток!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу Дашеньку качать,

Нашу Дашеньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса:

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Говорит корова - Му! (указательными пальцами изображаем рожки)

Что такое не пойму? (покачать головой влево - вправо)

Травкой сочной я питаюсь (согнуть руки в локтях ладонями друг к другу и пошевелить пальцами)

Накормить людей стараюсь.

Знаю я наверняка (показать головой вверх – вниз)

Нет полезней молока

Ничего на свете.

Пейте его дети! (ладони сложить полукругом соединить поднести ко рту)

Апрель

Садись, Настенька, на стул.

Я придвину столик.

Будем кушать мы с тобой

Творожок, творожок,

Чтобы зубки не болели,

Чтобы косточки взрослели.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Девчонке-шалунишке

Наденем мы штанишки -

Не хочется девчонке

Юбчонку надевать.

Еще оденем кепку,

Шнурки завяжем крепко

И выпустим девчонку

Во двор мы погулять.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Возьмем расческу с полки,

Расчешем Максу челку.

Стой, Максимка, не вертись!

Будь красивым, расчешись!

Гуси-Гуси Га-Га-Га

К нам летят из далека (взмахи руками)

Мыли лапки на пруду (потопали ногами)

Ели вкусную еду (погладили живот)

Крыльями махали (взмахи руками)

Кошку прогоняли (пошипели)

Гуси - Гуси Га-Га-гуси

Возвращайтесь Вы к бабуси! (позвать ладонью)

Белые, пернатые

Пташечки крылатые! (взмахи руками)

Май

Утка-утенка,

Кошка - котенка,

Мышка - мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты еще нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Мишка наш ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Вот его кровать,

Будет спать он сладко.

Баю – бай! Баю – бай!

Спи, мишутка засыпай!

Мама сделала укладку,

Причесала кудри гладко.

Ну и я возьму расческу,

Тоже сделаю прическу.

Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу),

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку - бух! (приседают)




Предварительный просмотр:

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, родители детей.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021- май 2022

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

1. Разучивание и проговаривание потешек.

1.Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

2.Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактические игры «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Январь

Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

1. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

2. Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам

(пазлы по сказкам и потешкам)

Март

1. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

1. Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры)

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка»

3 этап. Заключительный (май)

Май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека потешек для группы раннего возраста.

Картотека потешек для раннего возраста....

Картотека потешек для группы раннего возраста.

Картотека потешек для группы раннего возраста....

Картотека потешек для группы раннего возраста

Картотека потешек для группы раннего возраста...

Картотека потешек для группы раннего возраста

Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в неста...

Картотека потешек в группе раннего возраста.

Потешки-замечательный,отобранный педагогический материал.Потешки всегда забавны и лаконичны.Они отлично развивают речевой слух ребёнка.Для тетей второго и третьего года жизни потешки можно использоват...

Картотека потешек в группе раннего возраста

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.Поте...