Учим дошкольников строить сложноподчиненные предложения
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

С самого рождения дети активно познают мир вокруг себя, взаимодействуют с окружающими их людьми. С возрастом у детей возникает необходимость в общении, в выражении своих желаний, чувств, и маленький ребенок начинает осваивать речь. Освоение речи, синтаксиса детьми происходит постепенно, поэтапно. Ребенок продвигается от обозначения одной ситуации к обозначению их совокупностей, вмещающих сначала одно, затем два, три высказывания, между которыми есть логическая связь. Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и речевому и умственному развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При проведении диагностики по речевому развитию детей старших возрастных групп, было отмечено, что детям сложно строить сложноподчинённые предложения, они неправильно подбирают союзы и союзные слова, также прослеживается неправильная последовательность слов в предложении, дети допускают много ошибок в употреблении грамматических конструкций. Исходя из этого, была поставлена следующая задача, учить детей строить сложные предложения, наблюдая причинно-следственную связь в предложениях, распространять предложения второстепенными однородными членами, учить высказываться сложными предложениями.

Чтобы дети овладели навыками построения сложных предложений, нужно научить детей понимать значение союзов подчинения. Сначала важно активизировать в речи дошкольников употребление подчинительных союзов (если, когда, что, чтобы, потому что, так как) для связи предложений с помощью упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

Упражнение «Закончи предложение».

Дети пошли в школу, чтобы…(учиться)

Листья опадают с листьев, потому что… (наступила осень)

Упражнение «Ответь на вопросы».

Для чего нужен пылесос? (чтобы пылесосить)

Зачем Миша взял книгу? (чтобы читать)

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Когда дети научились правильно составлять простые предложения с однородными членами, можно переходить к обучению составлять разные виды сложного предложения. Работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному, с опорой на наглядный материал.

При обучении детей правильному построению сложного предложения применяют вопрос - ответную форму речи, и на первых этапах работы от детей требовалось только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок: «Потому, что он устал» 

В дальнейшем сложное предложение проговаривается всё целиком. (Мишка сидит грустный, потому что он устал). Необходимо учить детей давать правильные ответы на вопросы, и тем самым составлять сложные предложения с подчинительной связью, следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

Вся работа по формированию умений строить сложноподчинённые предложения строится на трёх этапах:

1.      Ознакомительный (на данном этапе осуществлялось знакомство детей с предложением и методикой его построения).

2.      Тренировочный (на втором этапе дети учились применять умения построения сложных предложений с подчинительной связью).

3.      Закрепительный (На этом этапе дети закрепляли умения строить сложноподчиненные предложения самостоятельно).

Работу над предложением в той или иной форме проводится систематически, постепенно усложняя, в течение всего времени обучения. Используются следующие методы в работе:

- Наглядные:

1.Непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов).

2.Опосредованные (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам).

- Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал).

- Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему и как учить дошкольников

Консультации для родителей, среднего, старшего возраста....

Конспект НОД по конструированию у старших дошкольников «Строим новый микрорайон Москвы»

Задачи:1. Учить строить сооружения из конструктора ЛЕГО по образцу.2. Продолжать знакомить детей со строительными профессиями.3. Знакомить детей с понятием вывеска, реклама, зарплата.4. Развивать фант...

Занятие по экологическому воспитанию старших дошкольников " Строим чистый город"

Вашему вниманию предлагается  итоговое занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.На этом занятии дети "строят" идеальный экологически чистый город, используя свои з...

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".

Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР,  упражняет  детей в составлении  сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...

Сложноподчиненные предложения. Союз ПОТОМУ ЧТО

Союз – ПОТОМУ ЧТО» -  союз состоит из 2-х слов и употребляем его в предложении тогда, когда хотим объяснить причину или отвечаем на вопрос: Почему?...

Учим дошкольников ПДД. Что должен знать дошкольник

Обучить ребенка поведению на дороге - прямая обязанность родителей. Ведь от того, насколько малыш усвоит ПДД, напрямую зависят его жизнь и здоровье....