Доклад "Формирование навыков звукобуквенного анализа посредством развивающих игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Михалькевич Ольга Викторовна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_zvukobukvennomu_analizu.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 «Родничок»

Опыт работы

Тема: Формирование навыков звуко-буквенного анализа посредством развивающих игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Михалькевич Ольга Викторовна

воспитатель

п. Ушаково, 2022 год

Формирование навыков звуко-буквенного анализа посредством развивающих игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд №1      

 Одной из задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. И в нашем детском саду тоже есть такая проблема. Наш детский сад маленький, всего три группы поэтому логопеда нет. Вся работа по речевому развитию детей ложится на воспитателей.

      В научно-исследовательских трудах, связанных с изучением звуко-буквенного анализа, говорится о том, что восприятие речи и овладение ее звуковой стороной непосредственно связаны с уровнем развития фонематического слуха.

Слайд №2    

Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

 Фонематический слух включает в себя:

- способность выделять данный звук из ряда звуков и в словах (игра «Поймай звук», упражнение «Что за шум?», «Солнце и дождик»);

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (банка-кабан, нос-сон);  

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (суп – зуб, коса – коза, мак — лак);

Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение звуковым анализом. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа.

Звуковой анализ – это:

- последовательное выделение отдельных звуков в слове (выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным выделением каждого звука - ррррак-раааак-ракккк);

 - определение порядка звуков в слове (ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки. Сначала выполняет с опорой на звуковую решетку, затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы);

 - различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий)

Слайд №3  

Методику формирования звукового анализа разработал Даниил Борисович Эльконин.  Её суть состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Елена Александровна и Цукерман Галина Анатольевна.

  Они излагают ее следующим образом:

     «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь».

Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует работа по развитию фонематического слуха. Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

Сегодня я хочу рассказать о играх, которые я использую в работе с детьми по звукобуквенному анализу.

Слайд №4

Игры на развитие умения узнавать звук на фоне звуков, слогов, слов.

Упражнение «Поймай звук»

Говорю детям: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши.

Игра «Найди слова»

Дети учатся находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? — спросила мышка
- Что ты! Ты еще малышка.

Послушайте стихотворение и скажите, какой звук в нем слышится чаще всего? В каких словах вы слышали звук [м]?

Слайд №5

Игры на развитие умения находить место звука в слове.

Определи первый звук в картинках», «Определи последний звук в картинках»

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает определить, с какого звука начинается слово, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву. 

Вариант игры: «Найди картинку которая начинается на гласный (согласный) звук»

«Сложи слово»

Ведущий предлагает узнать спрятавшееся слово. Ребёнку необходимо назвать картинку на карточке, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получиться слово «из первых букв». Вариант: составить слово по последней букве или другой заданной.

Слайд №6

 «Цепочка слов» Раскладываю перед детьми картинки и прошу назвать, что на них нарисовано, найти картинку с цифрой 1, назвать последний звук в слове, составить цепочку из картинок.

«Звуковые домики»

У детей карточки-домики с тремя окошками и карточки с картинками. Дети рассматривают картинку, называют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывают фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине, конце.

Слайд №7

Игры на развитие умения подбирать слова на определенный звук.

Игра «В путешествие»

 Детям предлагается разложить картинки. В серый чемодан складываем вещи со звуком С, в красный - со звуком Ш

Игра «Кто в домике живет»

Детям предлагается разложить картинки согласно карточкам, с изображенным звуком.

Слайд №8

«Четвертый лишний»

У детей ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает.  Предлагаю детям рассмотреть картинки, назвать  их и  определить лишнюю картинку.

«Чудесный мешочек»

Дети определяют букву наощупь и придумывают слова на эту букву.

Слайд №9

Игры на развитие умения дифференцировать звуки и подбирать слова, отличающиеся одним звуком

Игра «Найди пару»

Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки. Говорю:

положите на пустой кружок картинку с предметом, название которой звучит похоже с соседней картинкой.

«Покажи картинку!»

Каждый играющий получает один комплект картинок.  Предлагаю детям составить пары слов, похожих по звучанию, и соединить их, как пазл. Ребёнок выбирает нужные картинки и составляет пару.

Слайд №10

Игры на развитие умения определять количество звуков в слове.

«Подбери картинку к схеме слова» У детей карточки с картинками, карточки со схемами слов. Предлагаю детям найти картинки, соответствующие схемам. Дети учатся определять последовательность звуков в словах и закрепляют звуковой анализ слова.

 Варианты игры: «Название каких предметов подходит к этой схеме». «Подбери подходящую схему к этому слову»

Упражнение «Пирамида»

 Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Слайд№11

Игры на развитие умения делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.

 «Делим слова на слоги»

У детей большие карточки с обозначением количества слогов в слове, маленькие карточки с картинками. Дети рассматривают картинки, называют слова и делят их на слоги, раскладывают на соответствующие карточки.

«Магазин игрушек»

В этом магазине игрушку можно купить, если правильно произнести ее название по слогам, сосчитать сколько слогов в слове.

Слайд №12

Игры на развитие умения соединять звуки в слова

«Слоги и слова»

Предлагаю детям выбрать карточки со словами и подобрать к ним соответствующие картинки. Затем нужно разделить слова на слоги, найти подходящие карточки со слогами, подобрать к ним картинки,

которые начинаются на эти слоги. Слоги и картинки нужно выложить в нужном порядке. Проверить правильность выполненного задания помогут пазлы.

Игра «Продолжи слово»

Ведущий называет первый слог и кидает мяч играющему, ребёнок в ответ придумывает слово: ма- малина, по-поле. Вариант игры- дети по очереди называют слова, начинающиеся с заданного слога.

Слайд №13

Виды работ, используемые мной с целью закрепления звуко - буквенных связей:

1.Фонетическая зарядка;

Как тикают часы? - тик-так

Как подзывают цыплят? - цып-цып

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

3. «Найди букву и обведи»-узнавание букв, написанных на карточке.

4. «Допиши букву» - дописать недостающие элементы буквы.

5. «Зашумленные буквы»-поиск букв, наложенных друг на друга.

Слайд №14

6.Конструирование букв из палочек, ниток и т.д.

7.Использование конструктора «Тико» для ознакомления с буквами, звуковым составом слова.

Слайд №15

Игры – презентации.

Преимущество игр – презентаций: информационная емкость, доступность, мобильность. С их помощью формирую у детей ориентацию в звуковой стороне слова, закрепляю умения выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняю и активизирую словарь, совершенствую звуковую культуру речи. Игры-презентации использую в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и как часть ОД.  Игры-презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.

Слайд №16

Работа с семьёй.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Для повышения уровня речевого развития детей разработала буклеты: «Звуковой анализ: как правильно делать», «Играем всей семьёй», «Звуковой анализ слов», «Развитие фонематического слуха», «Формирование у детей старшего дошкольного возраста звукового анализа и синтеза». Материалы для ознакомления разместила в групповом чате в сети «Вайбер» и на сайте ДОУ.

     Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. В результате скучные и малоинтересные упражнения превращаются в увлекательное занятие. Использование игр и игровых приёмов позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

 Литература:

1.Быкова И.А. «Обучение грамоте в игровой форме»-М.: «Детство-Пресс», 2007

2.Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте» - М.: « Школа-Пресс», 1999

3.Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей

дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М. : Изд. «Ювента», 2001г. - с. 18 6.

4.Колесникова Е. В. «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». М. : изд. «Ювента», 2003г.

5. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников».

М. : изд. «Ювента» 2005

6.Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г

7.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ логического мышления посредством организации игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

В возрасте 5-6 лет начинают закладываться основы логического мышления, которые необходимо развивать. Проблема логико- математической игры, как средства познавательной активности ,  является актуа...

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Казимбекова Эльнара ДжамидиновнаОрганизация:ГБДОУ д/с 119 Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-ПетербургСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робот...

Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желан...

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка "Картотека развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...