Серия дидактических игр и упражнений по развитию речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Шмаль Полина Александровна

 

Дидактическое упражнение «Картина-Корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Ход упражнения: Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

– Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

– Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

– Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

– Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

 

.

 

 

 

 

Словесная игра «Коза-стрекоза»

Цель: Развивать звуковую культуру речи дошкольников. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей. Продолжать формировать представление детей о слоговом составе слова, о словесном составе предложения. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

 

Ход игры: Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.
— Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина.)
— Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.)

Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, шина – машина, пар – самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.
— Закончите фразу, чтобы получилось складно:

  • я поехал на машине — (у меня порвалась шина);
  • побежал за стрекозой (тут же встретился с козой);
  • я разбил сегодня чашку (и сорвал в лесу ромашку);
  • зацепился я за сук (а под ним сидел барсук);
  • под столом лежала кошка (рядом с ней стоит лукошко).

 

 

 

Дидактическое упражнение «Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

 

Ход упражнения: На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

– Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

– Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

– Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

– Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

– Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т–С (троллейбус), А–С (автобус), С–Т (самолет), В–Т (вертолет), М–О (метро), Т–И (такси).

Дидактическое упражнение «Соедини и прочитай»

Цель: развивать у детей графомоторные навыки. Учить соединять слоги,  образовывая слово. Развивать мышление, память.

 

 

 

 

 

 

Словесная игра «Назови…»

Цель: способствовать развитию связной речи, мышления.

Ход игры: дети выбирают по карточке, воспитатель читает карточку,

выбранную ребенком, ребенок называет то, что написано назвать.

 

 

 

Дидактическое упражнение «Собери слово»

Цель: учить соединять слоги,  составлять из слогов слова. Развивать мышление, память.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_razvitiyu_rechi.docx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе

Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....