Методическая разработка. Развитие речемыслительных способностей дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Речь - это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.

Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechemyslitelnyh_sposobnostey.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Развитие речемыслительных способностей дошкольников

Речь - это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.

Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится речевом на объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.

Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом. Так, развитие речи (расширение словарного запаса, овладение грамматическими формами языка, развитие связной речи) создает предпосылки для развития мышления. И, наоборот, четкое мышление (способность правильно осознавать действительность) помогает грамотно и последовательно сформировать связное высказывание. Если же ребенок не способен выразить свою мысль в ясной и понятной другим людям языковой форме, значит, в самой мысли есть изъяны и непонимание происходящего. При этом, взрослые должны сконцентрировать внимание на точности, четкости и полноте речевых формулировок ребенка, то есть на материальной оболочке мышления - речи. Тогда оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя, таким образом, рассуждающее (логическое) мышление.

Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.

В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:

1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)

2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)

3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)

4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)

5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)

6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)

7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.

Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:

• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;

• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;

• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

• формирование обобщенного познания;

• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

• отгадывание предметов по описанию;

• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);

• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);

• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);

• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

• пересказ и составление рассказа.

Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;

• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;

• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);

• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и  связаны с тяжестью речевого нарушения.  

Особенности речи и мышления у детей с ОНР:

  • Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
  • Замена родовых понятий видовыми;
  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;
  • Трудности в программировании своего высказывания;
  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
  • Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.

Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:

  1. Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:
  • Выделение существенных признаков:
  • Летает – не летает;
  • Съедобное – не съедобное;
  • Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);
  • Отгадывание и составление описательных загадок;
  • Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
  • Что на что похоже?
  • Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
  • Найди предмет, не похожий на другие;
  • Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
  • Сравни картинки, найди отличия;
  • Что изменилось?
  • Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
  • Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
  • Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
  • Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
  • Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
  • Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
  • 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
  • Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
  • Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
  • Чего не бывает? Что напутал художник?

2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:

  • Расположи, назови по-порядку;
  • Что сначала, что потом;
  • Цепочки;
  • Установление последовательностей и логических рядов.
  1. Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
  2. Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:
  • Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);
  • Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);
  • Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
  • Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);
  • Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
  • Взошло солнце, потому что стало тепло.
  • Стало тепло, потому что взошло солнце;
  • Нахождение нелепых ситуаций;
  • Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
  • Решение ребусов, кроссвордов.

Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления

  • Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей - мысленное или наглядно-практическое.
  • При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту комбинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.
  • Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.
  • Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.
  • Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.
  • Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.

Также  в  дошкольный период  ведущей  является  игровая  деятельность, а  наиболее  эффективной  для  обучения – практическая. Сочетание  данных  видов  деятельности  представлено  в детском  экспериментировании, элементарных  опытах, т.е. в активных  формах  познания  окружающего  мира. В  процессе  экспериментирования активизируются  все  каналы  восприятия.

В  ходе  экспериментирования дошкольники учатся  формулировать  четкие  выводы  и  определения, учатся  осознанно  включать  в  свою  речь новые  слова,  знакомятся  с  корневым  смыслом  объекта  познания.  У  дошкольников развивается  словарь.  Дети  учатся  подбирать  от  исходного  слова словообразовательное  гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся  рассуждать, задавать  вопросы  и  обращаться  с  просьбами, что  способствует  развитию  мыслительных  умозаключений.

Дошкольный  возраст  считается  периодом  развития  познавательной  активности  и  речи  ребенка. В  речи  обобщаются  знания  детей, формируется  способность  к  аналитико-синтетической  деятельности  на основе  собственных  представлений. 

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ СРАВНЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННОСТИ (для детей старшего дошкольного возраста)

В старшем ДОШКОЛЬНОМ возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

Действия для развитого сравнения объясняют детям в доступно) для них форме:

—        внимательно обследуй предметы и подумай, какие признаки важны для сравнения;

—        посмотри на предметы и скажи, почему предметы похожи;

—        подумай и скажи, почему предметы не похожи.

Критерии сформированности умения сравнивать.

1.        Разносторонность сравнения (выделяются как признаки раз личия, так и признаки сходства сравниваемых объектов).

2.        Полнота сравнения.

3.        Последовательность сравнения.

4.        Поиск ответа на вопросы: почему сравниваемые предметы похожи? Почему не похожи?

5.        Установление причин сходства и различия сравниваемых объектов

Дидактические игры с предметами и игрушками представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать вещи и пользоваться ими. Игры применяются  для  развития наблюдательности, умения видеть целое и части в предмете,  выделять и сравнивать основные, существенные признаки. В условиях игры дети замечают сходство существенно отличающихся предметов, а у родственных, парных — находят различия.

В самом названии игр типа «Чем и почему похожи...» есть поисковый вопрос «почему?», обращенный к играющим. Для решения игровой задачи нужно последовательно выявить признаки и причины сходства и различия.

В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.        

1.        Обследование сравниваемых предметов.        

2.        Выявление их сходства.

3.        Поиск и установление причин сходства.        

4.        Выявлений различий.        

5.        Поиск и установление причин различий.        

Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра  «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?  проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "

ПланВведение  …………………………………………………………&hell...

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Методическая разработка   «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

Методическая разработка " Развитие логического мышления у дошкольников"

Данная разработка содержит классификацию игр по возрастным категориям, загадки на логическое мышление, игры для изучения цвета, занятия по возрастным категориям....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где  получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...