Методическая разработка. Развитие речемыслительных способностей дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Речь - это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.
Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Развитие речемыслительных способностей дошкольников
Речь - это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.
Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится речевом на объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.
Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом. Так, развитие речи (расширение словарного запаса, овладение грамматическими формами языка, развитие связной речи) создает предпосылки для развития мышления. И, наоборот, четкое мышление (способность правильно осознавать действительность) помогает грамотно и последовательно сформировать связное высказывание. Если же ребенок не способен выразить свою мысль в ясной и понятной другим людям языковой форме, значит, в самой мысли есть изъяны и непонимание происходящего. При этом, взрослые должны сконцентрировать внимание на точности, четкости и полноте речевых формулировок ребенка, то есть на материальной оболочке мышления - речи. Тогда оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя, таким образом, рассуждающее (логическое) мышление.
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.
В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:
1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)
2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)
3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)
4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)
6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)
7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).
Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.
Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:
• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;
• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
• формирование обобщенного познания;
• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
• отгадывание предметов по описанию;
• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);
• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
• пересказ и составление рассказа.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого нарушения.
Особенности речи и мышления у детей с ОНР:
- Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
- Замена родовых понятий видовыми;
- Лексический запас характеризуется стереотипностью;
- Трудности в программировании своего высказывания;
- Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
- Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.
Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:
- Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:
- Выделение существенных признаков:
- Летает – не летает;
- Съедобное – не съедобное;
- Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);
- Отгадывание и составление описательных загадок;
- Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
- Что на что похоже?
- Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
- Найди предмет, не похожий на другие;
- Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
- Сравни картинки, найди отличия;
- Что изменилось?
- Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
- Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
- Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
- Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
- Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
- Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
- 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
- Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
- Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
- Чего не бывает? Что напутал художник?
2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:
- Расположи, назови по-порядку;
- Что сначала, что потом;
- Цепочки;
- Установление последовательностей и логических рядов.
- Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
- Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:
- Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);
- Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);
- Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
- Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);
- Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
- Взошло солнце, потому что стало тепло.
- Стало тепло, потому что взошло солнце;
- Нахождение нелепых ситуаций;
- Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
- Решение ребусов, кроссвордов.
Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления
- Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей - мысленное или наглядно-практическое.
- При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту комбинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.
- Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.
- Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.
- Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.
- Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
Также в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т.е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия.
В ходе экспериментирования дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения, учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений.
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ СРАВНЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННОСТИ (для детей старшего дошкольного возраста)
В старшем ДОШКОЛЬНОМ возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.
Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.
Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.
Действия для развитого сравнения объясняют детям в доступно) для них форме:
— внимательно обследуй предметы и подумай, какие признаки важны для сравнения;
— посмотри на предметы и скажи, почему предметы похожи;
— подумай и скажи, почему предметы не похожи.
Критерии сформированности умения сравнивать.
1. Разносторонность сравнения (выделяются как признаки раз личия, так и признаки сходства сравниваемых объектов).
2. Полнота сравнения.
3. Последовательность сравнения.
4. Поиск ответа на вопросы: почему сравниваемые предметы похожи? Почему не похожи?
5. Установление причин сходства и различия сравниваемых объектов
Дидактические игры с предметами и игрушками представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать вещи и пользоваться ими. Игры применяются для развития наблюдательности, умения видеть целое и части в предмете, выделять и сравнивать основные, существенные признаки. В условиях игры дети замечают сходство существенно отличающихся предметов, а у родственных, парных — находят различия.
В самом названии игр типа «Чем и почему похожи...» есть поисковый вопрос «почему?», обращенный к играющим. Для решения игровой задачи нужно последовательно выявить признаки и причины сходства и различия.
В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.
1. Обследование сравниваемых предметов.
2. Выявление их сходства.
3. Поиск и установление причин сходства.
4. Выявлений различий.
5. Поиск и установление причин различий.
Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи? проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Разработка...

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "
ПланВведение …………………………………………………………&hell...

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

Методическая разработка " Развитие логического мышления у дошкольников"
Данная разработка содержит классификацию игр по возрастным категориям, загадки на логическое мышление, игры для изучения цвета, занятия по возрастным категориям....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...