Детско- родительский проект " Волшебные цветы в сказках"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

В статье рассказывается о детско-родительском проекте « Волшебные цветы в сказках» по развитию речи, где раскрывается методика использования современного метода ( искусственный интеллект) для мотивации создания собственного описательного рассказа. 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Описание проекта

ФИО автора, ОУ

Ковшова Наталия Владимировна,

Ильченко Е.В.

ГБДОУ детский сад №19 Василеостровского района

Название проекта

Волшебные цветы в сказках.

Тип проекта

Групповой; краткосрочный; исследовательски-творческий.

Обоснование актуальности проблемы, решаемой за счет проекта

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с ОВЗ остается стабильно высоким. Для детей с ОВЗ часто характерно: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности - с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое.

#1043;ригоренко, Н.Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.// Педагогическое образование в России. - 2017 - №2 - С. 88-93.

2. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько - М. : Русская Речь, (Серия «Наука - практике»/отв.ред. О.А.Безрукова), 2016. - 112 с.

Цель проекта

Развитие коммуникативно- речевых способностей дошкольников через сказки в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению. Способствовать развитию связной речи, составлению описательного рассказа по картинке, иллюстрации, составления секвейна, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности. Развитие творческого и познавательного мышления дошкольника

Продукт проекта

Выставка волшебных цветов, придуманных детьми и воссозданная ИИ, составление описательного рассказа по полученной картине цветка, а также выставка вылепленного волшебного цветка

Задачи

1. Образовательные задачи:

- закрепить умение детей развивать связную речь при составлении описательных рассказов, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок, рассказов;

- развивать свободную творческую личность ребёнка в процессе социально-значимой деятельности;

- формировать дружеские взаимоотношения, желание действовать сообща;

- способствовать формированию представлений о нравственном смысле литературных произведений, в которых действия производят волшебные цветы.

2. Развивающие задачи :

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

- формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение);

- побуждать детей вступать в диалог со взрослыми, поддерживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

- вызвать желание поделится с окружающими социальным и личным опытом.

- формировать представления о цветах и их волшебных качествах.

3. «Художественно-эстетическое развитие»

- воспитывать интерес к художественному слову, желание слушать новые произведения и участвовать в пересказе уже знакомых;

- закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать умения воплощать фантазийные замыслы в художественной деятельности.

4. «Педагогические»

- расширить знания педагогов в вопросах использования современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный: диагностический, организационный (подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта, изучить насколько готовы родители к активному участию, создание анкеты для родителей, оценить уровень словесно- логического мышления, исследовать связную речь, подбор и систематизирование игры и игровых упражнений)

2. Основной: реализация проекта (рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение, викторина, участие в играх и беседах, создание сиквейна, совместная работа с родителями в составлении загадки, составление описательного рассказа)

3. Заключительный (выставка «Мой волшебный цветок», анализ результатов и подготовка к презентации проекта).

Критерии и показатели

эффективности проекта

1. Развитие интереса у детей к образовательной деятельности по теме «Волшебные цветы в сказках».

Показатели:

- дети стали узнавать иллюстрации прочитанных произведений;

- у ребят появился интерес к созданию собственных загадок.

- дети с удовольствием с педагогом обсуждают ( составляют описательный рассказ), чтобы получить картинку от ИИ.

2. Активное участие родителей в проектной деятельности детского сада.

Показатели:

- увеличилось желание больше времени проводить совместно, многие родители сообщили о своем желании продолжать свое участие в детско- родительских проектах;

- дети, приходя в детский сад, стали чаще рассказывать о прочитанных произведениях, приносить книги из дома для повторного совместного прочтения в детском саду.

3. Повышение педагогической компетентности в использовании современных технологий.

Показатели:

- мотивированность педагога на применение нетрадиционных приемов и технологий увеличилась;

Ожидаемые социальные эффекты проекта

Дети узнали, что в сказках волшебными бывают не только предметы, но и живые объекты - цветы, по иллюстрациям узнают прочитанные произведения, научились составлять синквейн с помощью взрослого (переделывать в загадку, составлять небольшой рассказ по этому методу), а также расширили словарный запас слов (используют устойчивые выражения из сказок, рассказов в обыденной речи).

Этап работы

Содержание этапа

Полученный результат этапа

Исполнители, ответственный

Сроки (даты)

1. Подготовительный

подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта, изучить насколько готовы родители к активному участию, создание анкеты для родителей, чтение сказок и рассказов, обучение методики синквейна, оценить уровень словесно- логического мышления, исследовать связную речь, подбор и систематизирование игры и игровых упражнений.

Необходимые произведения прочитаны.

Ковшова Н.В.,

Ильченко Е.В.

Родители.

11. 11

2. Основной

1 день. Беседы «Что такое волшебство?», «Что больше понравилось в сказке», «Кто и что помогает героям сказок», «Волшебные цветы — какие они?»

Выставка иллюстраций «Волшебные цветы в литературных произведениях»

Игры: Н/п: «Мемополия по сказкам», Д/и: сказки на магнитах.

2 день. Синквейн. Составление синквейна «цветок» и обучение составления загадки по схеме. Д.з.: составить загадку по волшебному цветку из лит. произведения с родителями.

Игры:

Д/и: «Чудесный мешочек»,.

Н/п: «Лото «Цветы», «Половинки».

3 день. Рассказы детей из личного опыта: «Цветы на моем окне», «Цветы у нас в саду», «Волшебный цветок, который придумал я сам» ( по описанию создана картинка от ИИ), «Какой волшебный цветок мне больше всего запомнился».

Игры:

С/р игры: «Цветочный магазин».

Н/п «пазлы».

Прослушивания композиции «Песня о волшебном цветке» сл. Пляцковского, муз. Ю. Чичикова.

4 день. Рассмотрение картинок цветов, созданных ИИ (родителей и детей). Составление описательного рассказа по фото, полученного ИИ, пользуясь схемой синквейна о цветке.

Игры:

разгадывание ребусов про цветы,

Д/и «Продолжи ряд», «Третий лишний»

С/р « в театре»

5 день. Проведение викторины по цветам из сказок.

Свободное художественное творчество. «Волшебный цветок» из воздушного пластилина.

Проведено занятий 5.

Выполнено 2 творческих работы, проиграна 1 викторина, и создан описательный рассказ.

Ковшова Н.В.,

Ильченко Е.В.

Родители.

3. Заключительный

Создана выставка «Мой волшебный цветок». Проведение диагностики. Анализ результатов. Оформление проекта.

Проанализированы результаты диагностики до и после проекта. Оформлен проект.

Ковшова Н.В.,

Ильченко Е.В.

Данные по диагностике эффективности реализации проекта

Критерий 1

- 90% детей стали узнавать иллюстрации прочитанных произведений ;

- 60% у ребят появился интерес к созданию собственных загадок.

- 90% дети с удовольствием с педагогом обсуждают ( составляют описательный рассказ), чтобы получить картинку от ИИ.

Критерий 2

- 90% получили опыт и позитивные эмоции , что способствовало укреплению взаимопониманию родителей и детей

- 70% детей, приходя в детский сад, стали чаще рассказывать о прочитанных произведениях, приносить книги из дома для повторного совместного прочтения в детском саду.

Критерий 3

90% - мотивированность и интерес педагога на применение нетрадиционных приемов и технологий увеличилась;



Предварительный просмотр:

Викторина

  1. По сказке «Аленький цветочек».

-Кто написал сказку,

- кем по роду занятий был отец сестёр,

-что попросила привезти из дальних стран младшая дочь купца?

  1. По сказке «Дюймовочка».

-Откуда появилась Дюймовочка,

- что было колыбелькой и одеяльцем, кто спас её от жаб? 17

  1. По сказке «Цветы маленькой Иды».

-Кто был другом маленькой Иды,

- от чего, по словам студента, цветы Иды повесили свои головки,

- где, по заверениям студента, устраивают балы самые красивые цветы?

  1. По сказке «Фиалка на Северном полюсе».

-Как фиалка попала на Северный полюс,

-почему она источала свой аромат,

-что произошло с цветком к рассвету?

  1. По сказке «Каменный цветок».

-Какой лесной цветок изваял из малахита Данила-мастер в сказе П. Бажова?

  1. По сказке «Цветик-семицветик».

- Какой цветок послужил прообразом аленького цветочка в сказке С. Аксакова,

- как называется сказка, в которой у волшебного цветка есть волшебная сила?

Викторина «Из какой сказки отрывок?»

1. «Этот цветок не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, ... (лепесток),

Через запад на... (восток),

Через север, через... (юг),

Возвращайся, сделав... (круг).

Лишь коснешься ты... (земли) –

Быть по-моему... (вели).

3. «Бедные мои цветочки совсем завяли! - сказала она. - Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? - спросила она студента, сидевшего на диване...

- Что же с ними? - спросила она опять и показала ему свой завядший букет.

- Знаешь что? - сказал студент. - Цветы были сегодня ночью на балу, вот и повесили теперь головки!

- Да ведь цветы не танцуют! - сказала она.

- Танцуют! - отвечал студент. - По ночам, когда кругом темно, и мы все спим, они так весело пляшут друг с другом, такие балы задают - просто чудо!

- А детям нельзя прийти к ним на бал?

- Отчего же, - сказал студент, - ведь маленькие маргаритки и ландыши тоже танцуют».

Викторина «Без подсказки не обойтись»

Попробуйте ответить на вопрос. Если это вызывает затруднения, воспользуйтесь первой подсказкой. Если и теперь не ясен ответ, берите вторую подсказку!

1. Этот цветок рос в садике старушки-волшебницы.

Подсказка 1. Этот цветок был похож на ромашку.

Подсказка 2. У этого цветка были разноцветные волшебные лепестки.

3. В этом городе было очень много цветов. Они росли возле каждого дома.

Подсказка 1. Там даже улицы назывались именами цветов.

Подсказка 2. Город стоял на берегу ручья. Этот ручей называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Викторина «Давайте знакомиться!»

Назовите имена героев сказок.

2. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?

3. Как звали мастера по малахиту в сказке П. Бажова «Каменный цветок»?

Анкета для родителей

Тема «Волшебные цветы в сказках»

  1. Как часто вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?

__________________________________________________________

  1. Просит ли ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

__________________________________________________________

  1. Играет ли ваш ребёнок в сказки, которые слушал?

___________________________________________________________

  1. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________

  1. Узнаёт ли ваш ребёнок сказку по иллюстрации?

___________________________________________________________

  1. Придумываете ли вы когда-нибудь сказки для вашего ребёнка?

___________________________________________________________

  1. Какие сказки вы читали детям ( слушали с детьми) про сказочные цветы.?

___________________________________________________________

  1. Составьте синквейн с ребенком по выбранному цветку ( из сказки, комнатному, который ему нравится). (на обратной стороне анкеты)

___________________________________________________________

  1. Опишите волшебный цветок, который бы вам понравился (не менее 5 прилагательных)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный детско-родительский проект «Волшебный цветок»

—Знания звуковой системы языка – объект нематериального мира, что вызывает у детей определенные сложности, следовательно, чтобы систематизировать и обобщать их, необходимо создать такие условия,...

Проект "Волшебные цветы в сказках "

Волшебные цветы в сказках...

Проект "Волшебные цветы в сказках"

Во время проведения игры «Из какой сказки волшебный предмет» воспитатель обратил внимание, что в сказках волшебными бывают не только предметы, но и живые объекты. При обсуждении данной проблемы выясни...

Творческий краткосрочный проект «Волшебные цветы в сказках»

Творческий краткосрочный проект  «Волшебные цветы  в сказках» Ипользуя литературные произведения, в которых  действия производят волшебные цветы, .позволит педагог...