"Лесные рассказы Чарушина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство дошкольников с художником-иллюстратором и писателем Е.И.Чарушиным
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лесные рассказы Евгения Чарушина»
(конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста)
Составители: учитель-логопед Воробьева Г.А.,
воспитатель Кольцова Л.В.,
МДОУ детский сад № 28
Цель: продолжать знакомить детей с художником-иллюстратором детских книг, познакомить с творчеством Е.И Чарушина.
Задачи:
- Образовательные: формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обогащение представления детей об образе диких животных; активизация и обогащение словарного запаса;
- Развивающие: развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
- Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Методические приемы: чтение произведения, беседа, пересказ; лексическая игра «Поймай звук», игра «Один - много», рассматривание сюжетных картин, схем; физминутка «Лиса», «Медведь»; игра «Собери картинку».
Оборудование: предметные картинки домашних и диких животных (волк, лиса, свинья, корова, заяц, медведь, собака); схемы для графического плана, раскраски для детей, картина с изображением леса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных; чтение рассказов Е.И. Чарушин
Ход занятия:
Учитель - логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лесное путешествие. Я попрошу вас назвать маму детёнышей, кто назовет, тот садится на стульчик для отправки в путешествие.
Зайчонок - …(зайчиха), медвежонок - … (медведица), жеребенок - … (лошадь), лисенок -… (лиса), волчонок - … (волчица), теленок - … (корова), поросенок - … (свинья), бельчонок - … (белка). Молодцы!
(На доске выставлены предметные картинки диких и домашних животных).
Воспитатель: Посмотрите на доску. Здесь выставлены картинки. Назовите их. Кто это? (животные). Какие животные? (домашние и дикие). Почему этих животных мы называем домашними? (ответы детей). Почему этих животных мы называем дикими? (ответы детей).
Воспитатель: Домашними мы называем животных, которые живут рядом с домом, и о них заботится человек. А дикие животные живут в лесу, они сами добывают себе пищу, заботятся о себе и своих детенышах. Вы правильно определили, где домашние, а где дикие животные. Молодцы!
Учитель – логопед: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать ее.
Посмотри, она какая!
Вся горит, как золотая.
В рыжей шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Ребята, кто это? (лиса).
Правильно, это лиса (выставляет картинку).
Какая она? Отвечаем полным предложением. ( Лиса красивая, рыжая,хитрая).
Какой у нее хвост? (У лисы хвост пушистый).
Какие уши? (У лисы уши острые).
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку: Чей хвост? (лисий хвост); Морда чья? (лисья морда); Уши чьи? (лисьи уши); Лапы чьи? (лисьи лапы). Молодцы!
Учитель-логопед: (Глазодвигательное упражнение для глаз) Давайте встанем и немного поиграем: сколько лисят нарисовано у мамы Лисы? (дети считают, четыре лисенка). Сейчас закрывают все глаза, а я считаю лисят, как всех сосчитаю, на число четыре, вы все открываете глаза и начинаете быстро моргать глазами. (играют)
Воспитатель: Сегодня мы хотим вас познакомить с писателем. Это Евгений Чарушин (указывает на портрет). Родился он в городе Вятка. Всё своё детство Евгений Иванович провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки, собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их.
Учитель-логопед: Сейчас мы прочитаем рассказ «Лиса». Сядьте красиво и внимательно послушайте.
Чтение рассказа «Лиса»:
« Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть- чуть шевельнется. Услышит, заметит- кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице».
Воспитатель: Вопросы детям:
1. Понравился вам рассказ?
2. Кто написал рассказ «Лиса»? (Рассказ «Лиса» написал Евгений Чарушин)
3. О ком этот рассказ? (Этот рассказ о лисе);
4.Что она делает? (Лиса мышкует);
- Ребята, вы думаете, что означает слово «мышкует» ? (спросить несколько предположение нескольких детей) (ловит);
- Как по - другому можно сказать? (Лиса ловит мышей);
- Как она ловит? (она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит);
- Как вы понимаете слово «кинется»? («Кинется», значит быстро побежит)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка «Лиса»: «Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала-
Лапки, ножки и бока
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Ну, красавица – лиса!
До чего же хороша ! »
Учитель – логопед: Евгений Иванович Чарушин, не просто писатель рассказов, но еще художник-иллюстратор. Он художник – анималист – это художник, который рисует животных. Много времени проводил в зоопарке и рисовал зверей, с помощью темного пятна и штриховки создает яркие, запоминающиеся образы животных. Евгений Иванович разработал свой уникальный «пушистый» стиль рисования. Посмотрите ребята на иллюстрации, как животные нарисованы? (обращает на выставку иллюстраций) Какие они? (Животные как настоящие. Все животные пушистые.)
Воспитатель: Некоторые ребята подготовились и смогут сейчас рассказать увлекательные рассказы по иллюстрациям Евгения Чарушина.
(дети пересказывают рассказы: Зайчата, Медведица с медвежатами, Рысь и рысенок.
Молодцы, ребята, какие хорошие пересказы у вас получились.
Учитель - логопед: Вопросы детям: 1. Про каких животных мы с вами сегодня говорили?
2. С каким художественным произведением мы познакомились?
3. Кто автор произведения?
4. Какие новые слова вы узнали? (мышкует, кинется)
5. Вам понравилось?
Воспитатель:
Произведения Евгения Ивановича Чарушина любят все дети. Они понятны им. Учат любить и понимать волшебный мир зверей и птиц. Он говорил, что нужно быть им верным другом. Сейчас я хочу подарить вам вот такие раскраски о животных. Вы сможете, почувствуете себя чуточку иллюстраторами и создадите свои иллюстрации.
Учитель - логопед: вручает сертификаты детям, которые пересказывали рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для детского спектакля «Лесные рассказы» По мотивам произведений Н.Сладкова
Материал подходит для проведения детских мини-спектаклей и досуговых развлечений. Возраст детей 5-6 лет. Музыкальное сопровождение подбирается из классических произведений....
Дидактическое пособие по развитию речи для детей дошкольного возраста Мнемотаблица к рассказу Чарушина "ЕЖ"
Мнемотаблица к занятию по развитию речи Пересказ рассказа Чарушина "ЕЖ"...

Открытое занятие по развитию речи. Пересказ рассказа Чарушина "Ёж"
Занятие по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста.https://www.youtube.com/watch?v=PV4c9DDPe4w - ссылка на занятие...

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем....

Конспект пересказ рассказа Чарушин "Ёж" старшая группа
Конспект по чтению худ. литературы пересказ рассказа Чарушин "Ёж" старшая группа...


