Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы
картотека по развитию речи
Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть в дидактические игры по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 175.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по развитию речи
для детей старшей группы
Воспитатель Овчинникова Е.А.
Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть в дидактические игры по развитию речи
Речевая игра: «Закончи предложение»
Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребёнок договаривает незаконченное слово:
Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
Зимой насекомые... (прячутся).
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… СНЕГ.
С неба все скользят пушинки – Серебристые… СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою Каруселью… СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок Все снижается… СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят – Все сильнее… СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком, Все украсили… СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик Мы одели… СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка – Это девочка… СНЕГУРКА.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт слов?»
Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Задание: - Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь. Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).
Игра «Как сказать по-другому?»
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2.Смешной (забавный, потешный, комичный).
3.Грустный (невеселый, печальный).
4.Торопиться (спешить).
Дидактическое упражнение «Придумай слово».
Задание: - В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)
- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)
- Куда можно положить масло? (масленку)
- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)
- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)
- А если учит…? (учителем)
- А если строит…? (строителем).
Дидактическая игра «Что может быть…?».
Задание: - Ребенку предложить ответить на вопросы:
«Что может быть, например, белым?» (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т.д.); зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко); красивым (человек, платье, картина, букет); далеким (космос, планета, город, лес…).
Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком.
Задание: - Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м]. - Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Материал: предметные картинки - лимон, яблоко, елка и др.
Задание: Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы: Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.) и т.д
Игра: «Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
Игра: «Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым?
Что бывает красным (кислым, черным, круглым)?
Кто умеет плавать?
Кто живет под землей?
Кто живет в воде?
У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упражнение: «Логические концовки»
- Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
- Ты ходишь ногами , а бросаешь … (руками)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола) и т.д
Речевая игра: «Назови три слова»(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
• Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
• Что можно варить?
• Что можно читать?
• Чем можно рисовать?
• Что может летать?
• Что может плавать?
• Что (кто) может скакать? и т. д.
Речевая игра: «Поговорим о природе»
А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:
• В какое время года снегопад?
• В какое время года листопад?
• В какое время года ледоход?
• В какое время года появляются на деревьях?
• В какое время года появляются птенцы?
• В какое время года бывает иней?
• В какое время года появляются подснежники?
• В какое время года птицы улетают на юг?
• В какое время года у клестов появляются птенцы?
• В какое время года появляются комары?
• В какое время года желтеют листья?
• В какое время года собирают урожай?
• В какое время года сажают семена?
Игра «Назови одним словом».
Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.
Игра « Назови ласково»
Дом- домик
Нос-носик
Хвост-хвостик
Карандаш-карандашик
Забор-заборчик
Шкаф- шкафчик
Стакан- стаканчик
Блин- блинчик
Рукав- рукавчик
Лапа-лапка
Шуба-шубка
Игра: «Правильно назови детенышей животных».
У лисы – лисенок
У ежа – ежонок
У кошки –котенок
У свиньи- поросенок
У слона- слоненок
У мышки- мышонок
У волка- волчонок
У коровы- теленок и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы
Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.
Дидактические игры развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....
Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе
Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе...

Картотека дидактических игр на развитие речи детей старшей группе
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...

Картотека дидактических игр по ОБЖ для старшей группы для детей ( 5-6 лет)
дидактические игры по ОБЖ для детей 5-6 лет...



