картотека пальчиковых игр.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Овчинникова Екатерина Анатольевна

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

            Картотека пальчиковых игр

              для детей старшей группы

Picture background                                                                                                    Воспитатель Овчинникова Е.А.

                                                           

                                                                  2025 г.

                                  «Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - 
сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – 
пальчики «шагают» по столу.

«Месим тесто».


Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! 
очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки

«Салат».


Мы морковку чистим- чистим
,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём. 
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Апельсин.


Мы делили апельсин. 
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, 
(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. 
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (
бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски.                    (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

                                               

                                             «Кораблик»

По реке плывет кораблик, он плывет издалека, (руки сложены лодочкой )

На кораблике четыре, очень храбрых моряка (показывают четыре пальца)

У них ушки на макушке,( показываем ушки )

У них длинные хвосты,( показываем хвост)

И страшны им только кошки, ( Показываем кошачьи лапки)

только кошки да коты.

                       «Бабушка кисель варила»

Бабушка кисель варила,  (левая ладонь в форме чашки, правая указательным пальцем         «помешиваем в чашке»)

На горушечке ,  ( Горка из двух ладоней)

В черепушечке,  (чашка из двух ладоней)

Лете, летел соколок (кистьями рук изображаем птицу)

Через бабушкин порог,

Вот он крыльями забил,( птица «бьет крыльями»)

Бабушкин кисель разлил. ( стряхиваем руками)

Плачет бабка ая – яй, ( показываем как плачет бабушка( указательным пальцем по лицу))

Не плачь бабка , (грозим пальцем)

Не рыдай.Ч

Чтоб была ты весела,

Мы наварим киселя.

Вооот сколько!  (широко разводим руки в стороны)

                               «Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Знаем месяцы: ( похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

                              «Осень»
Ветер по лесу летал, 
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый 
(Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку 
(Спокойно уложить ладони на стол)

 

                              «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. 
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, ( 
загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (
пальчики «шагают» по столу.)

                         «Однажды хозяйка...»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

 горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ)

Ох! (хлопок руками) 

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле? (попеременные удары кулачками и ладонями) 

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) 

Ох! (хлопок руками) 

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: (стучат ребром ладони по другой ладошке) 

Картошку, капусту, морковку,

горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ) 

Ох! (хлопок руками)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке (круговые движения кулачков вокруг друг друга) 

Картошка, капуста, морковка,

горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ) 

Ох! (хлопок руками) И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)

 

                                                     «Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

(Опять «варят» и «мешают»)

                                                          «Грибы»

Топ - топ, пять шагов. (пальчики шагают по столу) 

В туесочке пять грибов: (сжимают и разжимают кулачки)

Мухомор красный - гриб опасный,

А второй - лисичка, рыжая косичка,

Третий гриб - волнушка, розовое ушко,

А четвёртый гриб - сморчок, Бородатый старичок,

Пятый гриб - белый. (загибают по одному пальчику на каждый гриб)

Ешь его смело! (хлопок)

                                «Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки,

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)

 

                                          «Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица 
(Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: 
(Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! 
(Потереть ладони друг о друга).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...