Методика проведения артикуляционной гимнастики (консультация для педагогов)
консультация по развитию речи

Артикуляционная гимнастика

совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов

 

 

Цель артикуляционной  гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для педагогов по проведению артикуляционной гимнастики , речевой разминки с детьми с ОВЗ

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. . Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка .

Слайд 3

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Слайд 4

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 5

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы). Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Слайд 6

Предлагаю познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями

Слайд 7

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики . Упражнение «Окошечко» На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот

Слайд 8

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Лягушка» Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние, верхние и нижние зубы обнажены. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слайд 9

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуты вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Слайд 10

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок» Свои губки прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня.

Слайд 11

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот, Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Слайд 12

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком То в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я всё выше поднимаюсь, А потом вниз.

Слайд 13

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Наш весёлый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо.

Слайд 14

Речевая разминка – это совокупность упражнений, которые предназначены для активизации речевого общения на уроке и создания мотива для речевой деятельности . Цель речевой разминки : подготовка речевого аппарата к общению .

Слайд 15

Речевая разминка способствует : Коррекции речи через чтение предложенных текстов: формируется правильное воспроизведение слоговых структур и слов, вырабатывается умение выражать свои мысли логично через высказывание; Развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления; Развитию творческих способностей через задания для выработки выразительности чтения; Развитию нравственных качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению других людей, умению иметь собственное мнение; Выработке умения работать в группе, паре.

Слайд 16

Рекомендации по проведению речевых разминок: Речевую разминку желательно проводить систематически. На проведение речевой разминки не следует затрачивать более нескольких минут. Использовать игровые формы некоторых заданий.

Слайд 17

Предлагаю познакомиться с некоторыми речевыми разминками

Слайд 18

Чистоговорки Учись отчетливо произносить звуки на - на - на во дворе растет сосна; но - но - но завтра мы пойдем в кино; ан - ан - ан собери свой чемодан; ин - ин - ин вы ходили в магазин?

Слайд 19

Читай без ошибок. Произнеси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. Купила бабуся бусы Марусе. Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Слайд 20

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем - быстро. Конь ретивый Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки играет.

Слайд 21

Прочитай цепочки слов. Назови, кто это. Чиж - клёст - синица - стриж Носорог - обезьяна - кенгуру - крокодил Щенок - теленок - ягненок - цыпленок

Слайд 22

Читай бегло. Снег - снеговик - снегопад - снежный Зима - зимушка - зимний - зимовщик Лес - лесной - лесник - лесоруб Море - мореход - морской - моряк

Слайд 23

РЕЧЬ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ !!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...

Консультация для педагогов «Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики»

Для того чтобы Ваш ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от...

Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, н...

Мастер – класс для педагогов «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами выполнения артикуляционной гимнастики....