Методика проведения артикуляционной гимнастики (консультация для педагогов)
консультация по развитию речи
Артикуляционная гимнастика
совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов
Цель артикуляционной гимнастики:
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. . Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка .
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы). Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Предлагаю познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики . Упражнение «Окошечко» На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Лягушка» Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние, верхние и нижние зубы обнажены. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуты вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок» Свои губки прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот, Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком То в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я всё выше поднимаюсь, А потом вниз.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Упражнение «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Наш весёлый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо.
Речевая разминка – это совокупность упражнений, которые предназначены для активизации речевого общения на уроке и создания мотива для речевой деятельности . Цель речевой разминки : подготовка речевого аппарата к общению .
Речевая разминка способствует : Коррекции речи через чтение предложенных текстов: формируется правильное воспроизведение слоговых структур и слов, вырабатывается умение выражать свои мысли логично через высказывание; Развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления; Развитию творческих способностей через задания для выработки выразительности чтения; Развитию нравственных качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению других людей, умению иметь собственное мнение; Выработке умения работать в группе, паре.
Рекомендации по проведению речевых разминок: Речевую разминку желательно проводить систематически. На проведение речевой разминки не следует затрачивать более нескольких минут. Использовать игровые формы некоторых заданий.
Предлагаю познакомиться с некоторыми речевыми разминками
Чистоговорки Учись отчетливо произносить звуки на - на - на во дворе растет сосна; но - но - но завтра мы пойдем в кино; ан - ан - ан собери свой чемодан; ин - ин - ин вы ходили в магазин?
Читай без ошибок. Произнеси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. Купила бабуся бусы Марусе. Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем - быстро. Конь ретивый Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки играет.
Прочитай цепочки слов. Назови, кто это. Чиж - клёст - синица - стриж Носорог - обезьяна - кенгуру - крокодил Щенок - теленок - ягненок - цыпленок
Читай бегло. Снег - снеговик - снегопад - снежный Зима - зимушка - зимний - зимовщик Лес - лесной - лесник - лесоруб Море - мореход - морской - моряк
РЕЧЬ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ !!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...

Консультация для педагогов «Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики»
Для того чтобы Ваш ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от...

Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, н...

Мастер – класс для педагогов «Методика проведения артикуляционной гимнастики»
Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами выполнения артикуляционной гимнастики....