Использование нейроигр и нейроупражнений в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по развитию речи

Гарифуллина Роза Разифовна

Нейроигры являются отличным эффективным средством  создания  новых  нейронных  связей,  стимулируют  мыслительные  процессы, улучшают   работоспособность,   снижают   утомляемость,   развивают   межполушарное взаимодействие, формируют пространственные представления, повышают саморегуляцию и контроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок» «Использование нейроигр и нейроупражнений в работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» (консультация для родителей) Подготовила : учитель – логопед Р.Р. Гарифуллина ГР exbntkm . Р. Р., учитель-логопед г. Сургут , 202 5 г .

Слайд 2

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушением речи. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Дети, склонные к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, « застревают » и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. На основании научно- практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Нейроигры являются отличным эффективным средством создания новых нейронных связей, стимулируют мыслительные процессы, улучшают работоспособность, снижают утомляемость, развивают межполушарное взаимодействие, формируют пространственные представления, повышают саморегуляцию и контроль. В чем проблема и ка к помочь ребенку с ОВЗ?

Слайд 3

НЕЙРОИГРЫ И НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Инновационные технологии — это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога ; Нейроигры – это игры, которые стимулируют развитие мозга, улучшают его работу, а также повышают концентрацию, внимание и память. Они основаны на принципах нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функции в ответ на опыт и обучение. Как Работают Нейроигры? В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Когда ребенок играет в такие игры, он тренирует свой мозг, заставляя его работать активнее и быстрее. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки. Очень важно развивать у детей межполушарное взаимодействие. Целостная работа головного мозга осуществляется двумя полушариями одновременно. Речь - продукт левого полушария. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу; а воображение - правого. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Но только согласованная командная работа двух полушарий может обеспечить деятельность всех процессов на должном уровне. Именно поэтому связь между полушариями и их синхронное включение в деятельность нужно тренировать. Это позволит ребенку лучше усваивать и перерабатывать информацию, повысит общий уровень концентрации, внимания, позволит мозгу быстрее выполнять мыслительные операции.

Слайд 4

Дети осваивают определенные задания от простых к сложным упражнениям, каждое из которых способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения Для наибольшей эффективности применения в работе нейропсихологических технологий необходимо соблюдать следующие условия: Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе. Время занятий – утро, день. Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах. Продолжительность занятий от 10 - 15 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок, под руководством взрослого, может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Движение первично. Ребенок учится от тела, т.е. двигательный праксис всегда предшествует развитию интеллекта, способности планировать с помощью мышления. Тело дает стимулы, мозг обрабатывает, получает опыт, сравнивает, создает алгоритмы, корректирует, запоминает и использует. Особенности работы с применением биоэнергопластики: Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Взрослый, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой ; К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука ; Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными ; Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата ; С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: « Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.

Слайд 6

Дыхательные упражнения.

Слайд 7

Глазодвигательные упражнения. «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. «Вдох- выдох» Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает через нос (рот закрыт) поднимает ладонь одной руки вверх (пальцы «смотрят» вверх) и опускает ладонь другой руки вниз (пальцы «смотрят» вниз). Во время команды взрослого «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот и меняет положение ладоней.

Слайд 8

№1 Лодочка Улыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и- и. Чередовать с упражнением №2. Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням. №2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у- у... Чередовать с упражнением №1 Пальцы собраны в щепотку. зубы №3 Заборчик Губы в улыбке, сближены, обнажены. Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально №4 Иголочка Приоткрыть рот, высунуть узкий, длинный язык далеко вперёд. Пальцы собраны в щёпоть. №5 Орешки Кончиком языка упираться в щёки изнутри поочерёдно. Губы сомкнуты. Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык.

Слайд 9

Цепочка слоговой структуры на переключаемость и автоматизацию поставленного звука. Пройди дорожку, называя слова. по картинкам Двигайся пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра)

Слайд 10

Двуручные упражнения для развития межполушарных связей

Слайд 11

«Закрой одновременно одинаковые буквы». Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.

Слайд 12

Автоматизация звуков с переключением и сменой поз руки.

Слайд 13

Игры на выкладывание одновременно двумя руками, логопедические раскраски на дифференциацию звуков.

Слайд 14

Нейроигры с мячами, колокольчиками, звонками. Упражняюсь с мячиком В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними! И перед грудью его подержи, К левой ступне, не спеша, положи. За спину спрячь и затылка коснись, Руку смени и другим улыбнись! Правого плечика мячик коснётся И ненадолго за спину вернётся. К правой ступне, и клевой ступне. И на живот, не запуться б мне.

Слайд 15

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су- джоку). Массаж Су – Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 16

Нейроигры с пинцетом.

Слайд 17

Нейроупражнения при автоматизации и дифференциации звуков. Описание игры «Кулак- ребро-ладонь». Три положения ладони на столе, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками, и постепенно темп ускоряется.

Слайд 18

Нейроупражнения при автоматизации и дифференциации звуков. Упражнение «Ухо- нос». Способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Упражнение применяются при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках. Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивает причинно- обусловленный уровень мышления.

Слайд 19

Работа с балансировочной доской. Нейроскакалка. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений. При выполнении упражнений на балансире ребенку нужно придерживаться основного правила: стоять или сидеть, сохраняя равновесие без поддержки. Простые упражнения: Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон Стоя на доске, двигать глазами вверх- вниз, влево- вправо, по кругу. Стоя на доске, двигать руками, следить глазами за руками. Упражнения с сенсорными мешочками: Например, мешочки разного веса, которые мы бросаем ребёнку, а он их должен поймать. Подкидывать мешочки вверх двумя руками. Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.

Слайд 20

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

«Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста» В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни...