Использование нейроигр и нейроупражнений в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по развитию речи
Нейроигры являются отличным эффективным средством создания новых нейронных связей, стимулируют мыслительные процессы, улучшают работоспособность, снижают утомляемость, развивают межполушарное взаимодействие, формируют пространственные представления, повышают саморегуляцию и контроль.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушением речи. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Дети, склонные к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, « застревают » и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. На основании научно- практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Нейроигры являются отличным эффективным средством создания новых нейронных связей, стимулируют мыслительные процессы, улучшают работоспособность, снижают утомляемость, развивают межполушарное взаимодействие, формируют пространственные представления, повышают саморегуляцию и контроль. В чем проблема и ка к помочь ребенку с ОВЗ?
НЕЙРОИГРЫ И НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Инновационные технологии — это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога ; Нейроигры – это игры, которые стимулируют развитие мозга, улучшают его работу, а также повышают концентрацию, внимание и память. Они основаны на принципах нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функции в ответ на опыт и обучение. Как Работают Нейроигры? В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Когда ребенок играет в такие игры, он тренирует свой мозг, заставляя его работать активнее и быстрее. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки. Очень важно развивать у детей межполушарное взаимодействие. Целостная работа головного мозга осуществляется двумя полушариями одновременно. Речь - продукт левого полушария. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу; а воображение - правого. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Но только согласованная командная работа двух полушарий может обеспечить деятельность всех процессов на должном уровне. Именно поэтому связь между полушариями и их синхронное включение в деятельность нужно тренировать. Это позволит ребенку лучше усваивать и перерабатывать информацию, повысит общий уровень концентрации, внимания, позволит мозгу быстрее выполнять мыслительные операции.
Дети осваивают определенные задания от простых к сложным упражнениям, каждое из которых способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения Для наибольшей эффективности применения в работе нейропсихологических технологий необходимо соблюдать следующие условия: Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе. Время занятий – утро, день. Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах. Продолжительность занятий от 10 - 15 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок, под руководством взрослого, может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Движение первично. Ребенок учится от тела, т.е. двигательный праксис всегда предшествует развитию интеллекта, способности планировать с помощью мышления. Тело дает стимулы, мозг обрабатывает, получает опыт, сравнивает, создает алгоритмы, корректирует, запоминает и использует. Особенности работы с применением биоэнергопластики: Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Взрослый, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой ; К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука ; Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными ; Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата ; С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: « Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. «Вдох- выдох» Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает через нос (рот закрыт) поднимает ладонь одной руки вверх (пальцы «смотрят» вверх) и опускает ладонь другой руки вниз (пальцы «смотрят» вниз). Во время команды взрослого «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот и меняет положение ладоней.
№1 Лодочка Улыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и- и. Чередовать с упражнением №2. Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням. №2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у- у... Чередовать с упражнением №1 Пальцы собраны в щепотку. зубы №3 Заборчик Губы в улыбке, сближены, обнажены. Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально №4 Иголочка Приоткрыть рот, высунуть узкий, длинный язык далеко вперёд. Пальцы собраны в щёпоть. №5 Орешки Кончиком языка упираться в щёки изнутри поочерёдно. Губы сомкнуты. Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык.
Цепочка слоговой структуры на переключаемость и автоматизацию поставленного звука. Пройди дорожку, называя слова. по картинкам Двигайся пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра)
Двуручные упражнения для развития межполушарных связей
«Закрой одновременно одинаковые буквы». Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.
Автоматизация звуков с переключением и сменой поз руки.
Игры на выкладывание одновременно двумя руками, логопедические раскраски на дифференциацию звуков.
Нейроигры с мячами, колокольчиками, звонками. Упражняюсь с мячиком В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними! И перед грудью его подержи, К левой ступне, не спеша, положи. За спину спрячь и затылка коснись, Руку смени и другим улыбнись! Правого плечика мячик коснётся И ненадолго за спину вернётся. К правой ступне, и клевой ступне. И на живот, не запуться б мне.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су- джоку). Массаж Су – Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Нейроигры с пинцетом.
Нейроупражнения при автоматизации и дифференциации звуков. Описание игры «Кулак- ребро-ладонь». Три положения ладони на столе, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками, и постепенно темп ускоряется.
Нейроупражнения при автоматизации и дифференциации звуков. Упражнение «Ухо- нос». Способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Упражнение применяются при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках. Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивает причинно- обусловленный уровень мышления.
Работа с балансировочной доской. Нейроскакалка. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений. При выполнении упражнений на балансире ребенку нужно придерживаться основного правила: стоять или сидеть, сохраняя равновесие без поддержки. Простые упражнения: Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон Стоя на доске, двигать глазами вверх- вниз, влево- вправо, по кругу. Стоя на доске, двигать руками, следить глазами за руками. Упражнения с сенсорными мешочками: Например, мешочки разного веса, которые мы бросаем ребёнку, а он их должен поймать. Подкидывать мешочки вверх двумя руками. Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
ЛИТЕРАТУРА
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Буклеты для педагогов...
«Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста» В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни...

Особенности использования интерактивного оборудования MIMIO в работе учителя-логопеда на занятиях в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Опыт использования интерактивного оборудования в работе учителя-логопеда дошкольной организации....
