«Профориентационные сюжетно-ролевые игры, как средство развития речи детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Небрат Ирина Ивановна

В своей работе по развитию речи детей я использую сюжетно-ролевые игры с профессиональной направленностью. Организация таких игр способствует формированию у детей элементарных представлений о многообразии профессий, закладывается целый комплекс трудовых навыков, начинает становиться маленький, но жизненный опыт. Входя в мир взрослых через проигрывание каких-то профессиональных ситуаций, малыш, уже даже будучи в таком возрасте, способен приобщаться к определенным успехам, решениям, возникающих в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ds_ladushki_nebrat_i.i.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитие речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять, договариваться.

В своей работе по развитию речи детей я использую сюжетно-ролевые игры с профессиональной направленностью. Организация таких игр способствует формированию у детей элементарных представлений о многообразии профессий, закладывается целый комплекс трудовых навыков, начинает становиться маленький, но жизненный опыт. Входя в мир взрослых через проигрывание каких-то профессиональных ситуаций, малыш, уже даже будучи в таком возрасте, способен приобщаться к определенным успехам, решениям, возникающих в профессиональной деятельности.

Во первой младшей группе в игре детей трудовые действия носят подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

  • принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
  • правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель»), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
  • передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт);
  • самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
  • договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

Рассмотрим работу по речевому развитию через сюжетно-ролевую игру «Больница». Основой работы по любой теме является знакомство с новыми понятиями, которое происходит с использованием иллюстраций или игрушек. Для дальнейшей работы необходимо познакомить детей со следующими понятиями: больница, аптека, доктор, лекарство, больной, витамины, укол, градусник и др.

Учить составлению простейших предложений через ситуативные диалоги легче, опираясь на задуманные образы (доктора, больного): «Что беспокоит вас?», «Помогите, у меня болит...», «Надо сделать прививку», «Давайте измерим температуру» и т. д. Дети охотно вступают в диалог с интересным персонажем, и тут взрослый помогает и направляет речь ребенка.

Так же, работа по речевому развитию велась и в других формах: Артикуляционная гимнастика:

1. «Покажи горло врачу».

Ход упражнения. Воспитатель берет куклу-врача. Кукла «говорит»: «Здравствуйте, дети, я добрый доктор, пришел проверить, не болят ли у вас горлышки». «Татьяна Сергеевна, — обращается доктор к воспитателю, — откройте рот пошире и скажите: „А-а-а“». «А-а-а», — произносит воспитатель. Затем педагог вместе с игрушкой подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести: «А-а-а».

2. «У Оли зуб болит».

Ход упражнения. Воспитатель говорит, что в гости к нам идет кукла Оля. «О-о-о», — стонет Оля. Как она стонет? (Хоровой и индивидуальный ответы детей.) У Оли зуб болит, я сейчас его полечу, и Оля перестает плакать.

Воспитатель «лечит» зуб, потом укачивает куклу, предложив детям подпевать: «Ооо-ооо», и кукла засыпает. Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук [о], округляли губы.

3. «Сладкий мед» (слизывание с верхней губы).

4. «Почистим зубки».

Ход упражнения. Воспитатель приглашает куклу Машу в гости, и Маша просит почистить ей зубки. Воспитатель чистит, а затем предлагает детям «почистить» язычком свои зубки.

Применялась Дыхательная гимнастика:

1. «Болит живот». И. п.: о. с. 1 — скрестить руки на животе (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о».

2. «Зуб болит». И. п.: о. с. 1 — обхватить ладонями правую щеку (вдох); 2 — на выдохе произнести: «Ой! Ой! Ой!».

3. «Расту большой». И. п.: о. с. 1 — поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох); 2 — опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), выдыхая произнести: «Ух-х-х».

4. «Слушаем свое сердце». И. п.: о. с. 1 — сделать медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 с; сделать плавный выдох через нос.

Игры на звукоподражание:

1. «Укололи пальчик» (Аай).

2. «Ушибли колено» (Оой-ойй).

3. «Зуб болит» (О-оо).

4. «Покашляй» (Ах-ах-ах).

5. «Расстроились» (Э-э-эх).

6. «Смеемся» (Ха-ха-ха).

Игры на обогащение словаря:

1. «Кто с кем?» (пришла в больницу кошка с...).

2. «Пожалей» (назови ласково).

3. «У кого что болит?» (части тела животного).

4. «Скажи наоборот» (холодно — тепло, плохо — хорошо, таблетка кислая — витаминка сладкая).

Ознакомление с художественной литературой: К. Чуковский «Доктор Айболит», Б. Заходер «Ванька-встанька», С. Михалков «Мой щенок», «Чудесные таблетки», «Прививка», потешка «В полосатенькой дохе едет кот на петухе», В. Берестов «Больная кукла».

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, развиваются коммуникативные умения и происходит обогащение словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

«Игра как средство развития речи детей раннего возраста»

 Развитие речи ребёнка требует особого внимания со стороны взрослых. Игра позволяет достичь результатов в самом комфортном для ребёнка состоянии, когда он готов и желает воспринимать инфор...

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста....