Программа совместной деятельности "Говоруша" (младшая группа)
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ёлочка» общеразвивающего вида
ПРОГРАММА
совместной деятельности
по речевому развитию «Говоруша»
Возрастная группа: 2-3 года
Срок реализации программы: 1 год
Составила: воспитатель Кунова Е.В.
г. Гусиноозерск
2025 год
Содержание
Принципы построения программы: 4
Методы, используемые при проведении: 4
Условия реализации Программы 4
Пояснительная записка
Младший возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего этого возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль.
При всём разнообразии видов деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты. Введение кружка в образовательный процесс целесообразно, т.к. театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.
Цель программы:
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки, инсценировать сказки. Продолжать знакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2.Формировать социальные навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми.
3.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. обогащать, активизировать речь детей.
4.Учить обсуждать содержание художественного произведения, текста пальчиковой игры, действовать согласно указаниям взрослого.
5.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
6.Развивать интерес к народному творчеству.
7.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
8.Развивать внимание, зрительное восприятие.
9..Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, доброжелательные отношения друг к другу.
Программа рассчитана на 1 год и построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Срок реализации программы: сентябрь 2024 – май 2025
Возрастная группа: 1 младшая группа. Количество занятий в год: 32 Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий: 10 минут Место проведения: групповая комната
Методы, используемые при проведении:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Формы работы: подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Ожидаемый результат.
Совместная деятельность позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности, раскрепостить детей.
- Способствовать развитию фантазии, памяти, научить передавать различные эмоциональные состояния.
- Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей.
- Овладение речевыми умениям, средствами языковой выразительности.
- Знакомство с фольклором, различными видами театров.
- Побуждать к активности в выборе роли.
- Развитие интереса к пальчиковым играм, мелкой моторики рук.
- Способность выражать свои чувства и понимать чувства других.
- Воспитывать терпение, выдержку, интерес к совместной деятельности.
В содержании занятий включены следующие виды работы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Хороводные игры;
6.Игры драматизации, инсценировки;
7.Песенки-заклички;
8.Потешки;
9.Загадки
Перспективное планирование
Сентябрь
Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Дудочка»
Пальчиковая игра «Тук-тук-тук-постук»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Потешка «Кот на печку пошел»»
Цель: познакомить с русскими народными загадками о домашних животных, формировать умение запоминать потешки.
- Потешка «Зайка серенький сидит»
Цель: формировать умение запоминать потешки. Поддерживать их стремление рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы педагога.
- Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром - сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
- Потешка «Пекла кошка пирожки»
Цель: формировать умение запоминать потешки. Поддерживать их стремление рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы педагога.
Октябрь
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»
Пальчиковая игра «Ягоды».
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
1.Потешка «Здравствуйте»
Цель: Формировать умение запоминать потешки. Поддерживать их стремление рассматривать иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворение, отвечать на вопросы педагога.
2.Театр на руке «Колобок».
Цель: Создать эмоциально-положительный климат в коллективе. Развивать умение следить за своими руками, действиями других детей.
3. Песенка - закличка « Осень, осень, в гости просим».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу.
4.Хороводная игра «Огород».
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции хороводной игры, закреплять знания детей об овощах. Способствовать расширению словарного запаса.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика «Лошадка».
Пальчиковая гимнастика «Муха строит дом».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации пальцев
1.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка).
Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
2. «Волшебный сундучок».
Цель: Учить отгадывать загадки, понимать содержание поэтических текстов. Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас детей.
3. Потешка « Как у нашего кота».
Цель: Учить взаимодействовать с другими участниками игры. Стимулировать у детей желание включаться в игру-драматизацию, повторяя текст и движения за взрослыми.
4.Театр на руке «Репка».
Цель: Учить действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Артикуляционная гимнастика «Язычок встречает Новый год».
Пальчиковая игра « Одежда».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и координации пальцев рук.
1.Русская народная сказка « Теремок» (инсценировка).
Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
2.Потешка «Тили-бом, Тили-бом».
Цель: Формировать умение запоминать потешку. Развивать связную речь.
3.Заучивание заклички «Маленькие заиньки».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, поощрять творческую инициативу.
4.Русская народная сказка «Маша и медведь»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Способствовать созданию положительных эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передачи образа.
Январь.
Артикуляционная гимнастика « Язычок в зоопарке».
Пальчиковая игра « Это я».
Цель: Продолжать учить показывать части тела, выполнять движения в соответствии с текстом.
1.Русская народная сказка « Заюшкина избушка». (театр конусной игрушки)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Создавать радостный настрой. Развивать речевую активность, умение вступать в диалог.
2.Заучивание потешки « Ты мороз ,мороз, мороз».
Цель: Вовлекать детей в игровые взаимодействия со сверстниками. Развивать речевую активность.
Февраль
Артикуляционная гимнастика « Язычок готовит обед»
Пальчиковая игра «Варежка»
Цель: Активизировать речь детей, развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
1.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память.
2.Инсценирование русской народной сказки Маша и Медведь».
Цель: Продолжать знакомить с русскими народными сказками, учить эмоционально воспринимать сказку, добиваться правильного и четкого произношения. Развивать интерес к театральной деятельности.
3.Потешка «Как на горке снег»
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать в инсценировке.
4.Игровая викторина по стихам А.Барто.
Цель: Продолжать работу над интонационной выразительности речи детей и их умением имитировать движение персонажей театрального действия. Развивать фантазию, эмоциональную память. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Март
Артикуляционная гимнастика « Язычок в парке развлечений» Пальчиковая игра « Строим мы в лесу шалаш».
Цель: Научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес пальчиковым играм.
1.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Цель: Познакомить детей с кукольным спектаклем «Кот, петух и лиса». Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.
2.Потешка « Сидит белка на тележке»
Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать интерес к ней. Расширять представление о диких животных. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
3. Заучивание заклички « Весна, весна красна».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, развивать речевую активность.
4.Игра «Зеркало».
Цель: Учить детей вставать круг, двигаться по кругу, повторять движения за водящим. Развивать умение слушать рассказываемое педагогом игровую рифмовку, внимательность.
Апрель.
Артикуляционная гимнастика « Язычок в деревне».
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать интерес к пальчиковых играм.
1.Потешка « Мышка»
Цель: Развивать выразительность речи, способствовать формированию ЗКР. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.
2.Знакомство со сказкой» Снегурочка и лиса» (настольный театр).
Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.
3. Игра-драматизация по сказке « Почему плакал котёнок»
Цель: Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театральной игровой деятельности.
4. «Путешествие по сказкам».
Цель: Вызвать у детей желание принимать участие в различных видах театра, учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, доброжелательность, интерес к народным сказкам.
Май
Артикуляционная гимнастика «Язычок и Бублик отправляются на прогулку»
Пальчиковая игра « Дом»
Цель: Активизировать речь детей. Развивать образное мышление.
1.Русская народная сказка « Волк и семеро козлят» (драматизация)
Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передаче образа.
2. Загадывание загадок о весне.
Цель: Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы.
3. Разучивание потешки « Идёт лисичка по мосту»
Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать к ней интерес, развивать речевую активность.
4. Хороводная игра « Мы поле идём».
Цель: Развивать координацию слов с движениями. Работать над темпом и ритмом. Содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение поддерживать речевое общение речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Правильно ли говорит ваш ребенок, А.И.Максаков.
2 Воспитание правильной речи, В. Рождественская, Е. Радина.
3.Словесные игры в детском саду, А.К. Бондаренко;
4. Сборник потешек «Прилетели гули», составитель К.М.Скопцов.
5.Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет», составитель Н. Френкель, В. Карасева.
6. М.Д.Маханаева Театральные занятия в детском саду « Москва, Творческий центр. «Сфера» 2009г.
6. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г. Илларионова.
7.Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Савельева.
8. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком, В.В.Абраменко.
9.Тренируем пальчики. М.М.Безруких.
10.Пальчиковые игры. А.Е.Белая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр
Рабочая программа по развитию детей старшей группы совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной образовательной прогр...

Рабочая программа совместной деятельности педагога группы общеразвивающей направленности с детьми 2 – 3 лет
Рабочая программа по развитию детей первой мл .группы (2 до 3 лет) разработана в соответствии с образовательной программой "От рождения до школы"...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...

Рабочая программа совместной деятельности старшей группы "В гости сказка к нам пришла" (5 6 лет)
Кружок "В гости сказка к нам пришла"...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Сказка» 4-5 лет На 2020-2021год Разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной Программы ДОУ, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в средней группе...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....