Конспект занятия по развитию речи "Моя любимая игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Самойлова Алла Борисовна

Научить детей производить звуковой анализ слов, связанных с игрушками.

Закрепить умение называть слова с заданным звуком.

Учить составлять предложения из трех слов и делить их на слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lyubimaya_igrushka._razvitie_rechi.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей группе

Тема: "Моя любимая игрушка"

Цель:

  • Образовательная:
  • Научить детей производить звуковой анализ слов, связанных с игрушками.
  • Закрепить умение называть слова с заданным звуком.
  • Учить составлять предложения из трех слов и делить их на слова.
  • Развивающая:
  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  • Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Формировать умение слушать и слышать друг друга.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Материалы:

  • Игрушки детей (по возможности, каждая игрушка, о которой будет идти речь).
  • Карточки с изображением игрушек.
  • Фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые).
  • Схема для составления предложений (например, три пустых квадрата).
  • Мяч.
  • Листы бумаги и карандаши (для рисования любимой игрушки).

Ход занятия:

I. Организационный момент

  • Приветствие:
  • "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о том, что вы очень любите. А что это, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
  • "С ней играют, ее любят,
  • Иногда ее так жалко.
  • С ней уснут, ее погладят.
  • Что это такое?" (Игрушка)

           Мотивация:

  • "Правильно, это игрушка! У каждого из вас есть любимая игрушка, с которой вы любите играть. Сегодня мы будем говорить о ваших любимых игрушках, учиться правильно произносить звуки и составлять красивые предложения."

II. Основная часть

1. Звуковой анализ слов

  • Введение:
  • "Ребята, чтобы наши игрушки были всегда в порядке, а мы могли с ними играть, нужно уметь правильно называть их и слышать звуки в словах. Давайте попробуем разобрать одно слово."
  • Игра "Волшебные звуки":
  • Воспитатель показывает картинку с изображением игрушки (например, "мяч").
  • "Посмотрите, что это? (Мяч). Давайте вместе скажем это слово: М-Я-Ч."
  • "А теперь давайте послушаем, какие звуки живут в этом слове. Первый звук в слове "мяч" какой? (М). Какой он? Твердый или мягкий? (Твердый). Каким цветом мы обозначим твердый согласный звук? (Синим). Давайте положим синюю фишку." (Дети выкладывают фишку).
  • "Следующий звук в слове "мяч"? (Я). Какой это звук? Гласный или согласный? (Гласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным). Кладем красную фишку." (Дети выкладывают фишку).
  • "Последний звук в слове "мяч"? (Ч). Какой он? Твердый или мягкий? (Мягкий). Каким цветом мы обозначим мягкий согласный звук? (Зеленым). Кладем зеленую фишку." (Дети выкладывают фишку).
  • "Вот мы и разобрали слово "мяч"! У нас получилось: синяя, красная, зеленая фишка. Это значит, что в слове "мяч" три звука: твердый согласный, гласный и мягкий согласный."
  • Практика:
  • Воспитатель предлагает детям назвать свои любимые игрушки и провести звуковой анализ одного-двух слов, связанных с ними. Например:
  • "Кукла": К (твердый согласный - синий), У (гласный - красный), К (твердый согласный - синий), Л (твердый согласный - синий), А (гласный - красный). "Машина": М (твердый согласный - синий), А (гласный - красный), Ш (твердый согласный - синий), И (гласный - красный), Н (твердый согласный - синий), А (гласный - красный).
  • Воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы: "Какой первый звук? Твердый или мягкий? Гласный или согласный?"
  • Игра "Найди слово с заданным звуком":
  • "А теперь давайте поиграем в игру. Я буду называть звук, а вы будете называть слова, которые начинаются с этого звука, и приносить свою любимую игрушку, если она начинается с этого звука."
  • Например: "Звук [М]. Какие слова начинаются на [М]?" (Машина, мишка, мяч, мышка). Дети называют слова и, если у них есть соответствующая игрушка, показывают ее.
  • "Звук [К]. Какие слова начинаются на [К]?" (Кукла, кошка, конь).
  • "Звук [Л]. Какие слова начинаются на [Л]?" (Лошадка, лиса).

2. Составление предложений

Введение:

  • "Ребята, мы научились слышать звуки в словах. А теперь давайте научимся составлять предложения о наших игрушках. Предложение – это несколько слов, которые говорят нам что-то интересное."
  • Игра "Три слова":
  • Воспитатель показывает схему для составления предложений (три пустых квадрата).
  • "Посмотрите, у нас есть три окошка. Это значит, что мы будем составлять предложения из трех слов. Я начну, а вы продолжите."
  • Воспитатель берет одну из игрушек (например, куклу).
  • "Моя кукла красивая." (Воспитатель проговаривает предложение, показывая на каждый квадрат).
  • "А теперь давайте разделим это предложение на слова. Сколько слов в предложении "Моя кукла красивая"? (Три). Давайте хлопнем в ладоши столько раз, сколько слов в предложении." (Дети хлопают три раза).
  • "А теперь давайте попробуем составить свое предложение из трех слов о вашей любимой игрушке. Кто хочет попробовать?"
  • Воспитатель предлагает детям по очереди составлять предложения, используя схему. Например:
  • Ребенок: "Мой мишка большой." (Дети хлопают три раза).
  • Ребенок: "Эта машина едет." (Дети хлопают три раза).
  • Ребенок: "У меня есть мяч." (Дети хлопают три раза).
  • Воспитатель помогает детям, если они затрудняются, задавая наводящие вопросы: "Кто? Что делает? Какой?"
  • Игра "Собери предложение":
  • Воспитатель заранее готовит карточки со словами (по одному слову на карточке), из которых можно составить простые предложения из трех слов. Например: "Мальчик", "читает", "книгу". "Девочка", "рисует", "картину". "Собака", "лает", "громко".
  • "Ребята, у меня есть волшебные слова. Давайте попробуем из них собрать предложение."
  • Воспитатель выкладывает карточки со словами вразброс. Дети по очереди подходят, выбирают карточку и ставят ее в нужное место, составляя предложение.
  • После составления предложения, дети делят его на слова, хлопая в ладоши.

III. Заключительная часть

  • Рефлексия:
  • "Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?"
  • "Что мы учились делать?" (Звуковой анализ слов, называть слова с заданным звуком, составлять предложения из трех слов и делить их на слова).
  • "Какое слово вам было легче всего разобрать?"
  • "Какое предложение вам было легче всего составить?"
  • Творческое задание (по желанию):
  • "А теперь, чтобы запомнить свою любимую игрушку, давайте нарисуем ее. А потом расскажем друг другу, какую игрушку мы нарисовали и почему она нам нравится."
  • "Вы сегодня были молодцы! Все старались, внимательно слушали и активно участвовали. Я вами очень горжусь!"
  • "Спасибо за интересное занятие!"




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».

                   по физическому развитию дете дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Любимые игрушки"

Данный материал помогает детям закрепить названия игрушек, повторить и закрепить знания детей стихов Агния Барто...

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка». по физическому развитию детей младшей группы (3-4 года).

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».  по физическому развитию детей  младшей группы (3-4 года)....

Конспект занятия "Составление рассказа о любимой игрушке"

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа о любимой игрушке" для детей 4-5 лет...

Конспект занятия по лепке "Моя любимая игрушка"

Познавательное развитие и воспитательное значение лепки огромно. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепк...

Конспект занятия на тему:"Мои любимые игрушки" 2мл.группа

Конспект образовательной деятельности во II младшей группеВоспитатель: Карнаухова Э.А.ТЕМА: «Мои любимые игрушки»ЦЕЛЬ: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам об...