Самообразование на 2025-2027 год по теме: «Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок».
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи.
Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность: Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка.
Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего
возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Ширяевский детски сад комбинированного вида»
Самообразование
по теме: «Развитие связной речи детей
раннего возраста посредством
русских народных сказок».
Воспитатель:
Смолянинова Ольга Николаевна
01 сентября 2025 - 31 мая 2027 г.
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи.
Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность: Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка.
Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего
возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Цель: развитие связной речи детей раннего возраста посредством русской народной сказки.
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагога в области речевого развития детей раннего возраста посредством русских народных сказок.
- Проанализировать педагогический опыт по развитию речи дошкольников посредством русских народных сказок;
- Создать условия для речевого развития детей раннего возраста, пополнить предметно-развивающую среду;
- Систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;
- Формировать умение применять полученные знания на практике;
- Разработать и оформить в виде консультаций и рекомендаций материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Работа была построена на основе следующих принципов:
- Наглядности
- Последовательности
- Деятельности
- Дифференцированного подхода
- Возрастных особенностей
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
- Принцип вариативности
Формы:
Образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры.
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Повышение уровня педагогической компетенции в «Развитие связной речи детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
- Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
Ожидаемые результаты:
Сформируется первоначальный интерес к русским народным сказкам;
Сформируется положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформируется понимание необходимости чтение русских народных сказок для развития речи детей.
Способ представления результата: май 2026г.
Открытое занятие для педагогов, по развитию речи детей раннего возраста «В гостях у сказки».
Способ представления результата: май 2027г.
Видео презентация о проделанной работе.
Перспективный план работы с детьми
План работы по самообразованию на 2025-2027 год.
Сроки | Форма работы | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2025 г. | Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок». | 1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г. 2.Ильин И.: «Духовный мир сказки». 3. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. 4. «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая группа). «Мозаика-синтез» Москва 5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. | Анкетирование, самоанализ Отбор необходимой литературы |
Октябрь 2025 г. | Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Апробация форм работы с родителями | Повышение педагогической компетенции. Повышение педагогической компетенции родителей по теме. | Создание предметно-развивающей среды в группе Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!» |
Ноябрь 2025 г. | Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок». Апробация форм работы с детьми | Повышение педагогической компетенции. Беседа с детьми. | Подбор и оформление консультаций и информации для родителей. «Что такое сказка?» |
Декабрь 2025 г. | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей раннего возраста» Апробация форм работы с детьми | Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. | - Оформление картотеки игр на «Развитие речи детей 2-4 лет» 1.Чтение сказки «Репка». 2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». |
Январь 2026 г. | Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ Апробация форм работы с детьми | Повышение педагогической компетенции воспитателей по вопросу сказка, как средство развития речи. Рассматривание иллюстраций к сказкам | Консультация в печатном виде на сайте ДОУ «Роль сказки в развитии связной речи дошкольников». Выставка книг «Моя любимая сказка» |
Февраль 2026 г. | Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса. | Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. . | - Оформление картотеки «Пальчиковые игры – герои сказок». - Брошюра для родителей «С пальчиками играем- речь развиваем». |
Март 2026г | Подбор литературы для родителей. Апробация форм работы с детьми | Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999 Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003. Знакомство детей с настольным театром. | Рекомендации для родителей «Читайте детям вслух!». Показ настольного театра «Колобок» |
Апрель 2026 г. | Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса | Подбор подвижных игр по сказкам. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. | - Оформление картотеки «Подвижные игры со сказочными героями». Пополнение уголка сказки масками на голову. |
Май 2026 г. | Апробация форм работы с детьми Обобщение опыта | Разработка конспекта, подбор игрового материала. Отчёт о проделанной работе. Открытое занятие для педагогов по развитию речи детей раннего возраста «В гостях у сказки». | Показ настольного театра- сказки «Репка» Инсценировка и показ детям раннего возраста сказки «Репка» при помощи настольного театра. 2.Составление плана работы на следующий год по теме самообразования |
План работы по самообразованию на 2019-2020 год.
Сроки | Форма работы | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2026 г. | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников» | 1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. 2.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003. 3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004 5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с. | Отбор необходимой литературы |
Октябрь 2026 г. | Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Апробация форм работы с родителями | Повышение педагогической компетенции Повышение педагогической компетенции родителей по теме | Пополнение предметно-развивающей среды в группе Консультация «Сказка в жизни ребенка». |
Ноябрь 2026 г. | Апробация форм работы с детьми | Разработка конспектов, подбор игрового материала. | Чтение и обсуждение сказки «Теремок» Дидактическая игра «Узнай сказку» по картинке. |
Декабрь 2026 г. | Изучение методической литературы и периодической печати | Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок». | Консультация «Какие сказки читать ребенку на ночь» |
Январь 2027 г. | Апробация форм работы с детьми | Разработка конспектов, подбор игрового материала. | Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Чтение сказки «Волк и семеро козлят» |
Февраль 2027 г. | Апробация форм работы с родителями | Организация акции | Акция для родителей «Подари книгу детскому саду». |
Март 2027 г | Апробация форм работы с родителями | Приобретение в группу раскрасок с героями русских | Пополнение РППС группы. |
Апрель 2027 г. | Апробация форм работы с детьми и родителями | Повышение профессионального уровня. | Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». |
Май 2027 г. | Обобщение опыта | Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете Организация выставки. | Видео презентация о проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

"Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок"( 2 группа раннего развития)
Самообразование...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора
Русское народное творчество...
План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок» на 2020-2021 учебный год в группе раннего возраста
Тема: Воспитание нравственных качеств детей раннего возрастапосредством русских народных сказок»...

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".
Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...
