"Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок"( 2 группа раннего развития)
материал

Карижская Марина Николаевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennyh_kachestvdetey_rannego_vozrasta.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность.

«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,

то золото, что блестит огоньками в

детских глазах, звенит смехом из детских

уст и уст родителей».

                                    Г.Х. Андерсен.

 Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой  следующую цель.

 Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  3. Расширять свои теоретические знания;
  4. Приобретать новые профессиональные навыки.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• Консультация для воспитателей.

• Отчет.

• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

•Участие детей на занятии.

Перспективное планирование.

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме.

Чтение сказки «Колобок».

Октябрь

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Привлечение родителей к пополнению уголка книг русскими народными сказками «Как подружить ребёнка с книгой».

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

Консультация для родителей на тему «Учите детей любить сказки».

Декабрь

«В гостях у сказки».

Консультация для родителей на тему «Какие сказки читать детям?»

Январь

Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.

Слушание сказок в аудиозаписи.

Февраль

Чтение сказок, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

Март

Мини-викторина «1,2,3,4,5! Будем сказки называть».

Апрель

Открытое занятие: «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).

Май

Разучивание песен к сказкам.

Доклад воспитателя по теме.

Список использованной литературы

1.      Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.

2.      Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г.

3.      Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.

4.      Маланева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: Творческий центр, 2004. – 98 с.

5.      Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 132 с.

6.      Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.

7.      Хомякова Е.Е. Комплекснае развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 года).

Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);

Образовательные задачи:

1.      Развивать у детей умения узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам.

2.      Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3.      Закреплять знания детей о животных.

4.      Формировать элементы театрализованной деятельности.

5.      Развивать речевую активность детей, умение рассказывать сказку по картинкам, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству, организованность, умение взаимодействовать в коллективе.

Развивающие задачи: Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт детей путем определения формы предметов, их цвета, величины;

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, практические.

Приёмы: постановка цели, использование мнемотехники,  практическая помощь, поощрение.

Предварительная работа

1.      Изготовление панно по сказке «Колобок»

2.      Чтение русских народных сказок

3.      Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

4.      Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»

5.      Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра

6.      Разгадывание загадок

7.      Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»

Дидактический материал:

демонстрационный: волшебный клубочек, мольберт, панно по сказке «Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок»;

 раздаточный: маски – шапочки для детей

Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал

Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Рано – рано поутру,

Когда все крепко спали

Прямо под моим окном

Две синички щебетали,

И они нам рассказали,

Чтобы все ребята знали,

Что сегодня в гости к нам,

Спешит сама бабушка, бабушка - Сказушка.

Входит Бабушка – Сказушка:

Слышу, слышу, про меня разговор ведёте.

Здравствуйте, детишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Как давно мы не видались

Осень кончилась, зима

И теперь я собралась

В гости к вам прийти сама.

Игра «Давайте познакомимся»

Бабушка – Сказушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.

(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Сказушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Сказушке.)

Бабушка – Сказушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)

Бабушка – Сказушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки  сочинил русский народ.

Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.

Отгадывание сказок разными способами

1.      Узнай сказку по загадке

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки? ( Колобок)

Бабушка – Сказушка: Давайте споем песенку колобка и  вспомним, с какими героями он встретился в лесу?

(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и выкладывают на фланелеограф героев сказки)

2.      Узнай сказку по иллюстрации

Бабушка – Сказушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь  живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)

3.      Узнай сказку по отрывку

Бабушка – Сказушка: Теперь послушайте отрывок  из знакомой вам русской народной сказки. (Бабушка – Сказушка читает отрывок по сказке «Гуси-лебеди». Дети отгадывают.)

Пальчиковая игра «Гусь»

- Где ладошки? Тут?       

Спрятать руки за спину.

- Тут!                                    

- На ладошках пруд?

- Пруд!

Протянуть руки вперёд ладонями вверх

- Палец большой – это молодой гусь

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил,

Этот палец суп варил.

Поочерёдно

загибать пальцы обеих рук.

Полетел гусь в рот,                              

 

Разжать кулаки,

Поднять руки вверх

А оттуда – в живот!                           

Встряхнуть кистями

Вот!     

Хлопнуть в ладоши.

Бабушка – Сказушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь?

Драматизация сказки «Репка»

(Дети одевают маски – шапочки)

Вы ребята, просто чудо

Никогда вас не забудем.

Отличились вы на славу

А за это вам награда.    (Книга сказок)

Бабушка – Сказушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить  с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...