"Развитие речевого дыхания для детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кудашова Анастасия Сергеевна

Развитие речевого дыхания источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_ot_uchitelya-logopeda_ds_3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Развитие речевого дыхания для детей дошкольного возраста  с тяжёлым нарушением речи»

 «Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание -
основа здоровья и долголетия».
Константин Сергеевич Станиславский

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на их развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.

Развитие речевого дыхания источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Этапы работы:

1 этап - выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения;

2 этап - тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.

Продолжительность игровых упражнений:

  • 5 - 8 минут в проветриваемом помещении;
  • упражнение повторяется 3-5 раз;
  • дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
  • обязательно чередовать с другими упражнениями.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Примеры дыхательных упражнений

для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

1.Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: - Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее. Игра может проводится индивидуально так и в группе детей.

2. «Тренажеры для развития дыхания на различные тематики »

Цель : обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Ход : Педагог выкладывает на столе изображение , поясняет как правильно выполнять упражнение, при этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

3. «Футболисты»

Цель : Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. 

Оборудование : мяч, ворота 2 шт., 2 трубочки.

 Ход игры : Предложите  поиграйть с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, через трубочку стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. Волшебные пузырьки

Цель: Развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц. 

Оборудование : Мыльные пузыри.

 Ход игры : Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их на ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

5. Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

 Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился

 

6. «Свеча»

Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: электронные свечи

Ход игры: Предложите ребенку задуть свечи. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на неё        . Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

7. «Горячий чай»

 Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : картинки с изображением кружки с чаем

Ход игры : Предложите ребенку подуть на горячий чай для того чтобы он остыл.

8. «Аэробол»

Цель игры - дуть в трубочку с такой силой. чтобы шарик парил над кольцом.

Оборудование : 1 пластиковая дудочка или деревянная (длина дудочки 15.5 см) 1 пенопластовый шарик (диаметр шарика 3 см)

Ход игры : Сложность заключается в том, что нужно контролировать свое дыхание: если дуешь очень сильно - шарик улетит, а если слабо - вовсе не взлетит. Аэробол сильно увлекает детей, но чтобы увлечение не прошло и тренировки не останавливались, рекомендуем проводить соревнования. Например, кто дольше удержит шарик в воздухе.

9. Интерактивные  игры на развитие речевого дыхания от Мерсибо.

10. Упражнение «Подуем с блинчика»

Предложите ребенку улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

В своей работе над речевым дыханием с детьми с общим недоразвитием речи и дизартрией я использую элементы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой.   

11 . Упражнение «Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

12.Упражнение «Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая — левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

14. Упражнение  «Повороты»

 Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны. И многие другие упражнения.

Правильное дыхание - залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия. Я использую часть пособий, которые изготовлены своими руками из подручных материалов. Эти пособия могут быть полезны для педагогов и родителей.Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем.

Вывод. Таким образом, работа над развитием воздушной струи требует и от логопеда, и от ребёнка много терпения, настойчивости и времени. Упражнения должны проводиться длительно и систематически.

Спасибо за внимание !

Для Вас подготовила материал : Учитель-логопед : Кудашова Анастасия Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция....

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.  При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, ч...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.Качество речи, её громкость, плавность во многом завися...