Картотека пальчиковых игр для детей второй младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа)
Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет по разным лексическим темам, которые можно использовать как во время занятия, так и в индивидуальной работе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Шарик» Надуваем быстро шарик. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. Он становится большой. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. | «Мои игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Это книжки-раскладушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. Вот и все мои игрушки. |
«Юла» Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой. | «Это я» Это глазки. Вот, вот. Указательными пальцами круговыми движениями массируем глаза Это ушки. Вот, вот. Трем мочку уха Это нос, это рот. Пальцем касаемся носа и рта Там спинка. Тут живот. Касаемся спинки, трем ладонью живот Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! |
«Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики | «Осенью» Ветры яблони качают. Покачивать руками. Листья с веток облетают. Движениями из стороны в сторону медленно опускать руки на стол Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола, изображая работу граблями |
«Листопад» Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Покачивать руками из стороны в сторону, медленно опускать руки С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка. С рябины - рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. | «Новые кроссовки» Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев. Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козлёнок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу. |
«Яблоки» Большой пальчик яблоки трясёт. Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик. Второй их собирает. Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный. Самый маленький – шалун. Всё, всё, всё съедает. Разгибаем мизинец | «Компот» Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание Фруктов нужно много вот: Загибают пальчики начиная с большого. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. Развести руки в стороны. |
«Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз Мы капустку солим-солим, Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев Мы капустку трём-трём, Потирать кулачок о кулачок Мы капустку жмём-жмём. Сжимать и разжимать кулачки. | «Репка» Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Тянут, тянут бабка с дедкой Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Загибаем пальцы. Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Хоть держалась крепко, Сжать кулачки Вытянута репка. |
«Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Четыре хлопка руками Распушили пёрышки. Греются на солнышке. Изображают «крылышки» Головой вертят, Повороты головой. Улетать хотят. Изображение руками полета птиц Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Вращательные движения кистями рук. | «Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими |
«Ёлочка» Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх. Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком». Зайки и свечки, «Зайчики» - указательные пальцы. Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками. | «Домашние птицы» Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими |
«Петушок» Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок. Разжать ладони. Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения. | «Кот на печку пошёл» Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек». На печи калачи, Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи. Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком. |
«Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») | «Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. |
«Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. | «Помощник» Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. И закрыл покрепче кран. Выполнять имитирующие движения. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Жаворонок» Птичка, птичка, прилетай! Имитировать полёт птицы кистями рук Весну-красну зазывай! Машут руками как будто зовут к себе Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка. |
«К нам весна пришла» К нам весна пришла, Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом». В палисадник мы пошли И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок. | «Радуются взрослые и дети» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. |
«Цветочек для мамочки» Ой, в нашем цветнике показать цветок руками Большой цветок на стебельке. От ветерка качается, имитируем качание И мне улыбается! Мимика, жесты. Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! | «Мебель» Мебель я начну считать: загибаем пальчики Кресло стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! |
«Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок. | «Транспорт» Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики. Будем транспорт называть: Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Стул» Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе) |
«Пароходик» Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши. Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе. Загудел в свою трубу: «У – у – у !» Одновременно пошевелить большими пальцами. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Бабочка» Бабочка-коробочка, Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Улетай под облачко. Имитировать полёт «бабочки». Там твои детки На берёзовой ветке. | «Насекомые» Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки. Насекомых называем: Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем. Прячьтесь! Спрятать руки за спину. |
«Колокольчики» В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук. И головки убирают, Открывать и закрывать глаза. Словно синие цветки, Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером». Наверху качаются, Низко наклоняются. Качание и наклоны кистей вправо-влево. Колокольчик голубой Поклонился, повернулся Круговые движения кистями К нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты? | «Что делать после дождика?» Что делать после дождика? По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой. Что делать после дождика? Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку. Что делать после дождика? На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Что делать после дождика? Да просто улыбаться! Улыбаемся. |
«Свинка Ненила» Свинка Ненила Сыночка хвалила: - То-то хорошенький! Поглаживают себя по голове. То-то пригоженький! Поглаживают кисти правой и левой рук. Ходит бочком, Ребром ведущей руки ведут по столу. Хвостик крючком, Показывают указательные пальцы обеих рук. Нос пятачком. Ставят кулачок на кулачок и на нос. | «Фома и Тимошка» Стучит бренчит по улице Стучат кулачком о кулачок. Фома едет на курице. Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок. Тимошка на кошке Локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони. По кривой дорожке Ребром ладони изображают движение по кривой по столу. |
«Мои пальчики» Мои пальчики расскажут, Что умеют – все покажут. Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами. Их пять на каждой руке. Все сделать смогут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Щиплют, ласкают Движения соответствуют тексту. Пять и пять моих ловких пальчиков. Показывают пальцы обеих рук. | «Пирог» Тесто ручками помну, Пирог я сладкий испеку. Ребенок сжимает и разжимает пальчики. Серединку смажу джемом, Ребенок выполняет круговые движения ладошками. А верхушку сладким кремом, Ребенок водит ладошками по плоскости стола. И кокосовою крошкой Я присыплю пирог немножко, Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук. А потом чай заварю, В гости друга приглашу. |
«Пирожки» Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты. Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку, Ребенок имитирует лепку пирожков. Всех друзей я в гости жду. Ребенок имитирует движения, созывающие гостей. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Большая стирка» С мамой мы белье стирали, Ребенок трет один кулачок о другой. В речке вместе полоскали. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья. Выжали, повесили Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья. – То-то стало весело! | «Идем в гости» К (имя ребенка) гости прибежали, Пальчики ребенка «бегут» по столу. Все друг дружке руки жали. Ребенок делает несколько рукопожатий. Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко. Здравствуй, Жора! Здравствуй, Жанна! Рад, Сережа! Рад, Снежана! Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальцев. Не хотите ль пирожок? Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка. Может, коржик? Иль рожок? Вот драже вам на дорожку, Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по ним, изображая сыплющееся драже. Все берите понемножку! Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки. Ребенок энергично трясет кистями рук. Ребенок хлопает в ладоши. |
«Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох. Петрушку и свеклу. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого. Ох. Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши. | «На елке» Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. Ребенок ритмично хлопает в ладоши. После добрый Дед Мороз Нам подарочки принес. Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Дал огромные пакеты, В них же – вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними. Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого. |
«Алые цветки» Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ребенок медленно раскрывает пальцы. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка. Тихо засыпают, Головой качают. Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка». | «В гостях у гномиков» Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди Гномы гостей приглашали. Гномы гостей угощали. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Каждому гостю досталось варенье. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Пальчики склеило то угощение, Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев. Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могу взять даже ложки! Ребенок плотно соединяет ладошки. |
«Червячки» Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Ребенок медленно сгибает пальцы, подтягивает ладонь, имитируя движения ползущего червячка. Вдруг ворона подбегает, Ребенок «идет» по столу средним и указательным пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони. Головой она кивает, Ребенок складывает пальцы щепоткой и качает ими вверх-вниз. Каркает: «Вот и обед!» Глядь – А червячков уж нет! Ребенок разводит руки в стороны. Ребенок сжимает кулачки и прижимает их к груди. | «Наша прогулка» Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика. Мы во двор вышли гулять. Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты. Бабу снежную лепили, Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками. Птичек крошками кормили. Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками. С горки мы потом катались. Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой. А еще в снегу валялись. Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. |
«Человечек на прогулке» Шел человечек по улице Человечек «идет» на двух пальчиках: среднем и указательном. Скучно стало человечку просто идти, И решил он попрыгать на правой ножке. Указательный палец загнуть и стучать по столу средним. А потом и на левой ножке решил попрыгать. Стучать указательным пальцем. Вот такой веселый человечек! | «Шел один я…» Шел один я по дорожке, Ребенок показывает один пальчик. Шли со мной мои две ножки. Ребенок показывает два пальчика. Вдруг навстречу три мышонка, Ребенок показывает три пальчика. Ой, мы видели котенка! У него четыре лапки, Ребенок показывает четыре пальчика. На лапках острые царапки. Один, два, три, четыре, пять, На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков. Нужно быстро убегать. Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола. |
«Кошки-мышки» Мягко кошка, посмотри, Выпускает коготки. Медленно разжимает кулачки, разводя пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед. Только мышка не зевает, Вмиг от кошки убегает. Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад. | «Потягушки» Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись Разжать кулачок, растопырить пальцы И встряхнулись… Потрясти ручками По ладошке побежали, Побежали, побежали, Поскакали, поскакали Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот И устали. Сели отдыхать. Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол. |
«Летит комар» Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж». Водить пальцем вокруг ушка. Летят осы вокруг носа, «с-с-с». Водить вокруг носа. Летит комар, на лоб – оп! Дотронуться пальчиком до лба. А мы его – хлоп! Слегка шлепнуть ладошкой по лбу. | «Игра в бубен» Если в бубен бьет медведь, Бубну как не зареветь? Хлопать в ладоши. А комар забьет в него – Не услышишь ничего. Стучать большим и указательным пальцами друг о друга. |
«Ветер» Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает, Качать руками из стороны в сторону. А под пальмой краб сидит Ладони лежат на столе, пальчики согнуты. И клешнями шевелит. Пошевелить пальчиками. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. | «Гномик» Кто живет под потолком? Гном. У него есть борода? Да. Кивок. А манишка и жилет? Нет. Помотать головой. И давно он там живет? Год. Выставить указательный пальчик. Кто с ним утром кофе пьет? Кот. Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь. Выполняется так же, как «кошка», только указательный палец и мизинец согнуты и немного приподняты вверх. Как же гномика зовут? Пайк. Он капризничает, да? Никогда. Помотать головой. |
«Две сороконожки» Две сороконожки бежали по дорожке. Бежали, бежали, друг друга повстречали, Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег. Так друг друга обнимали, Так друг друга обнимали, Положить кисти рук на плечи крест-накрест Так друг друга обнимали… То же самое, только поменять ручки. Пальчики сцепить в замок. Еле-еле их разняли Разомкнуть пальчики. | «Ручки» У меня пропали ручки. Убрать ручки за спину. Где вы, рученьки мои? Оглядеться. Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! Показать ручки. |
«Ехали-ехали» На лошадке ехали, до горы доехали. Ручки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз. На машине ехали, в город все приехали. Пальчики сжаты в кулачки, наклоняем ручки из стороны в сторону. В паровозе ехали, Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз. И домой приехали! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы.
Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....
Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)
Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста....

Картотека пальчиковых гимнастика для детей второй младшей группы
Полезный материал для моих коллег....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы.
развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....


