Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пушкина Анна Сергеевна

Картотека дидактических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

🔊 Игры для развития звуковой культуры речи и фонематического слуха

Эти игры готовят детей к обучению грамоте, учат слышать и различать звуки.

· «Замени звук»

  · Цель: учить мысленно заменять один звук в слове на другой.

  · Ход: Взрослый просит заменить первый звук в слове на заданный (например, на [Ч]: «кашка» — «чашка»).

· «Цепочка слов»

  · Цель: развивать слуховое внимание, закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове.

  · Ход: Дети по кругу называют слова: следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего («стакан» — «нос» — «сок»).

· «Какого звука не хватает?»

  · Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

  · Ход: Взрослый называет слово, пропуская один звук (например, «тарел..а», пропущен [к]). Ребенок должен определить недостающий звук.

· «Ловушка»

  · Цель: развивать умение услышать в слове определённый звук.

  · Ход: Дети «ставят ловушки» (ладошки). Если в слове, которое произносит воспитатель, есть заданный звук, нужно «захлопнуть ловушку» (хлопнуть в ладоши).

📖 Игры для развития словаря и лексико-грамматического строя речи

Эти игры расширяют словарный запас и учат детей правильно изменять слова, согласовывая их в предложении.

· «Назови ласково»

  · Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  · Ход: Воспитатель бросает мяч, называя слово (например, «дом»), а ребенок возвращает мяч, называя его ласково («домик»).

· «Мой. Моя. Мое. Мои»

  · Цель: закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

  · Ход: Ребенок выбирает картинку с предметом и правильно говорит: «моя кукла», «мой мяч», «моё яблоко», «мои очки».

· «Какое блюдо?» (Образование относительных прилагательных)

  · Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительных.

  · Ход: Воспитатель начинает фразу: «Суп из гороха — это…», а ребенок заканчивает: «…гороховый суп». Аналогично: «варенье из яблок — яблочное».

· «Закончи предложение» (с антонимами)

  · Цель: учить подбирать слова с противоположным значением.

  · Ход: Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает: «Сахар сладкий, а перец… (горький)».

· «Кто что делает?» (Активизация глаголов)

  · Цель: закреплять в речи глаголы, связанные с профессиями или действиями предметов.

  · Ход: Воспитатель называет профессию («пожарный»), а ребенок говорит, что он делает («тушит пожар»).

🗣️ Игры для развития связной речи

Эти игры формируют умение строить развернутые, логичные высказывания.

· «Узнай по описанию» (Составление загадок)

  · Цель: учить составлять описательные загадки о предметах, животных.

  · Ход: Ребенок выбирает картинку и, не показывая её, описывает объект: «Он пушистый, умеет мурлыкать, ловит мышей. Кто это?».

· «Загадай, мы отгадаем»

  · Цель: развивать умение описывать растения, предметы и находить их по описанию.

  · Ход: Один ребенок описывает растение (форма, цвет, вкус), а остальные отгадывают.

· «Что бывает?» (Построение сложных предложений)

  · Цель: развивать умение строить распространенные предложения.

  · Ход: Воспитатель задает вопрос, на который нужно дать развернутый ответ: «Что можно делать в лесу?» — «В лесу можно гулять, собирать грибы, слушать пение птиц».

· «Исправь ошибку» (Развитие логического мышления)

  · Цель: развивать внимание к смысловой стороне речи, умение замечать нелогичность.

  · Ход: Воспитатель говорит неверную фразу («Собака читает газету»), а дети исправляют («Собака не читает, она лает, играет»).

🎯 Практические советы по использованию картотеки

1. Связь с лексическими темами — Для лучшего усвоения материала подбирайте игры под текущую тему недели (например, при изучении темы «Овощи-фрукты» используйте игры «Какое блюдо?», «Доскажи словечко»).

2. Используйте мяч — Многие игры («Назови ласково», «Кто что делает») эффективнее проходят в подвижной форме с мячом, что повышает динамику и интерес.

3. От простого к сложному — Начинайте с игр на угадывание и подбор слов, постепенно переходя к более сложным играм на составление описаний и исправление предложений.

4. Создавайте наглядность — Для большинства игр понадобятся предметные картинки. Их можно подбирать в соответствии с возможностями и интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...