РЕЧЬ И КОММУНИКАЦИЯ
статья по развитию речи

В чем разница между речью и коммуникацией?

Речь и коммуникация не тождественные, но взаимозависимые понятия. Качество коммуникативной среды напрямую определяет уровень речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_kommunikatsiya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ И КОММУНИКАЦИЯ

Речь и коммуникация не тождественные, но взаимозависимые понятия. Качество коммуникативной среды напрямую определяет уровень речевого развития ребенка.

В чем разница между речью и коммуникацией?

· Речьэто инструмент, система знаков (звуков, слов, грамматических правил), которая используется для кодирования и передачи информации. Это техническая сторона: богатство словаря, грамматическая правильность, звукопроизношение, построение фраз.

· Коммуникация (общение) процесс передачи информации, взаимодействия между людьми. Это целенаправленная деятельность, в которой речь является главным, но не единственным инструментом (есть еще жесты, мимика, взгляд). Коммуникация включает мотив, цель, потребность что-то сказать.

Речь  это «что сказать» и «какими словами», а коммуникация это «зачем сказать», «кому» и «какой ответ получить».

Как коммуникация влияет на развитие речи?

Ключевая идея, идущая от работ Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева: Речь возникает и развивается исключительно из потребности в общении.

Потребность → Мотив → Речь

У ребенка сначала возникает потребность в чем-то (получить игрушку, подключиться к игре,поделится  впечатлением). Эта потребность порождает мотив --желание вступить в общение, чтобы удовлетворить потребность. И только затем для реализации мотива подключается речевой аппарат. Без мотива и потребности речь не развивается.

«Зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский): Ребенок осваивает новые сложные речевые конструкции не самостоятельно, а в совместной деятельности со взрослым или более компетентным сверстником. Качество этого взаимодействия (коммуникации) определяет, какие речевые образцы усвоит ребенок. Богатая коммуникативная среда предоставляет больше образцов для подражания.

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев): Речь является средством осуществления деятельности (игровой, познавательной, продуктивной). Чем сложнее и разнообразнее совместная деятельность детей, требующая согласования усилий, тем сложнее и богаче устная речь, необходимая для этой деятельности. Чтобы договориться о сюжете сложной игры, нужен уже не просто указательный жест, а развернутое высказывание.

Социокультурный контекст: Ребенок учится говорить не на занятиях по развитию речи, а в живом, неподготовленном общении. Именно в ситуации, когда нужно что-то отстоять, что-то объяснить, в чем-то убедить, с кем-то посоперничать, он начинает использовать все свои речевые ресурсы и осваивать новые.

Недостаточно просто«учить слова» и «ставить звуки». Необходимо создавать такие ситуации, которые порождают у ребенка настоящую, жизненную потребность говорить. Эффективная коммуникативная среда, это среда, где:

  •  Есть повод для общения (интересный проект, проблемная ситуация, совместная игра).
  •  Есть аудитория, которая готова слушать и реагировать (внимательный взрослый, заинтересованный сверстник).
  •  Есть свобода для речевого экспериментирования и право на ошибку.
  •  Есть достойные речевые образцы для подражания (речь педагога, родителей).

Таким образом, работа над повышением качества общения (коммуникации) является не дополнительной нагрузкой, а ОСНОВНЫМ и САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ методом развития речи. Годовая задача полностью соответствует этому тезису.


Критерии эффективности коммуникативной среды по возрастным группам

Критерий

Ясельная группа (2-3 года)

Средняя группа (4-5 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Речевая активность и инициативность

 Ребенок проявляет инициативу в общении со взрослым (подходит, тянет руки, лепечет)

Пытается повторить или самостоятельно использует отдельные слова и звукоподражания для выражения потребностей («дай», «ам-ам», «би-би»)

 

\Откликается на имя, обращенную речь.

Ребенок самостоятельно обращается ко взрослым и сверстникам с вопросами и предложениями («А что это?», «Давай играть!»)

 Комментирует свои действия в игре («Я домик строю»)

Активно пользуется речью в бытовых ситуациях

Ребенок самостоятельно инициирует и поддерживает диалог на различные темы

  Задает многочисленные уточняющие и познавательные вопросы («Почему?», «Как это устроено?»)

Инициативно высказывается на занятиях, в общих обсуждениях, предлагает идеи

Качество диалогического взаимодействия

 Вступает в эмоциональный контакт (улыбается, смотрит в глаза)

 Выполняет простые просьбы взрослого («принеси мяч», «положи на место»).

Пытается подражать действиям и словам сверстника в совместной игре(игре рядом)

Умеет слушать обращенную речь, отвечает на простые вопросы

Ведет короткий диалог со сверстником (2-3 реплики) на тему игры или ситуации

Пытается договариваться в конфликте с помощью взрослого («Это мое!» «Дай мне, пожалуйста»)

Умеет слушать собеседника, не перебивая, поддерживает тему разговора

Способен аргументировать свою точку зрения в споре («Я думаю так, потому что...»)

 Эффективно договаривается со сверстниками в игре и совместной деятельности, находит компромиссы

Насыщенность предметно-пространственной среды

Наличие игрушек для совместных действий (каталки, мячи, машинки)

 Книжки-картинки, игрушки-повторюшки

Пространство для игр «рядом» и эмоционального комфорта (уголок уединения).

Наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница»), стимулирующих ролевой диалог

 Дидактические игры, требующие парного взаимодействия (лото, парные картинки)

Материалы для продуктивной деятельности, которые провоцируют обсуждение («Что ты рисуешь?»)

Наличие материалов для проектной и исследовательской деятельности (карты, схемы, журналы), требующих обсуждения и планирования

Оборудование для сложных сюжетно-ролевых игр с правилами (ex.: «Банк», «Издательство»по интересам детей)

«Уголки дискуссий» с материалами для обсуждения актуальных для детей тем (космос, динозавтры)

Роль педагога

Педагог является источником эмоционального комфорта и главным инициатором общения

Комментирует все действия ребенка, называет предметы и действия

Организует простые игры-подражания и хороводы.

Педагог является организатором ситуаций, требующих диалога (проблемная ситуация, совместная поделка)

Задает открытые вопросы («Что будет дальше?», «Как нам это сделать?»)

Наблюдает за детскими играми и подключается для помощи в разрешении споров

Педагог является фасилитатором и равноправным партнером в обсуждениях

Создает сложные проблемные ситуации, требующие коллективного обсуждения и поиска решений

 Стимулирует рефлексию («Как вам удалось договориться?», «Что было самым сложным?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороший НОД по развитию речи, область" Коммуникация"

Очень удачный НОД  по развитию речи, дети были активны, не теряли интереса. Я очень довольна конспектом)))) Делюсь....

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Развитие речи и коммуникации у детей с РАС

Развитие речи и коммуникации у детей с РАС...

НОД коммуникация развитие речи Тема «Путешествие в страну Развитие речи»

Тема: Путешествие в страну Развитие речи.Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.Цель: создание условия обогащение и активизировать словарный запас посредством участия в слове...

Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду.

Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду....