Организация проектой деятельности детей 6-7 лет в рамках эксперимента по формированию основ российской гражданской идентичности.
статья (подготовительная группа) по теме

Куликова Марина Николаевна

МАтериал содержит рекомендации по перспективному комплексно-тематическому планированию воспитетельно-образовательного процесса в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-my_rossiyane.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Мы – россияне»

Куликова М.Н., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г. Нижнего Новгорода

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,  музыкальный руководитель, инструктор  по физической культуре, родители.

Продолжительность проектной деятельности:  сентябрь – май 

Постановка проблемы:   Воспитатель вносит карту мира с обозначенными на ней  разными странами.

                                             Дети рассматривают карту, воспитатель  обращает внимание на количество стран.

                                             В какой стране мира живем мы с вами ? Мы живем в России – это наша  Родина. наша родная страна.

                                             Наша страна очень большая и многонациональная. Кроме русских в России живут татары, чуваши.марийцы.

                                             мордва и люди других национальностей. У каждого народа есть свой язык, своя культура.

                                             Раньше нашу страну называли Русь. У русского народа свои традиции.свои обряды.

                                             Все, кто живет в России – россияне.

                                                                                         

Обсуждение проблемы:   В нашей группе есть дети русские, их большинство.  Есть  татары, чуваши, белорусы.

                                            Чем мы отличаемся друг от друга?

                                            Что у нас общего? Чем мы похожи друг на друга?

                                            Чтобы жить в дружбе и согласии, нам нужно немного узнать друг о друге: о быте и культуре русского,  татарского. чувашского народа, народа Белоруссии. Чтобы узнать о жизни разных народов, нам нужно собрать как можно больше информации о их быте, культуре, традициях.

Цель проектной деятельности: приобщение дошкольников старшего дошкольного возраста к культуре и истории народов России, ближнего зарубежья.

Задачи:

1.Формирование  представлений  об истории и культуре русского народа;

2.Воспитание любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические ценности.

3.Ознакомление с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям этих народов.

4. Развитие интереса и стремления узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.

5.Формирование первоначальных представлений об истории и культуре народов ближнего зарубежья.

6. Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям независимо от их происхождения,вероисповедания.

7. Стимулирование поисковой деятельности детей в процессе сбора информации об истории и культуре народов России, ближнего зарубежья.

Работа над подпроектом.

Дети собирают информацию с помощью родителей и воспитателей.

Формы работы над подпроектом.

- организованная образовательная деятельность,

-чтение художественной литературы, фольклора, литературы исторического характера,

- заучивание стихов,

- изучение легенд об историческом прошлом русского, татарского, чувашского, белорусского народов,

- посещение музея культуры и быта русского народа (районный музей).

- организация фотовыставок, выставок рисунков.

- оформление альбомов,

- изготовление совместно с родителями элементов национальных костюмов,

- исполнение  национальных песен, танцев,

- проведение  фольклорных, спортивных  досугов,

- организация игр-драматизаций по мотивам национального фольклора,

- экскурсии по достопримечательным местам Нижнего Новгорода.

- просмотр видеозаписей о достопримечательностях  столиц национальных республик,

- изготовление дидактических игр.

- организация национальных гостиных

 Месяц

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Игровая деятельность

Сентябрь

Организованная образовательная деятельность:

«В русской горнице»

« Комнатные растения в русской горнице и в наше время»

Русский фольклор.

« Сказки русского народа»

Экскурсия на выставку Золотой хохломы.

Моделирование русской избы.

Хохломская роспись:

« Хохломская ложка»

« На златом крыльце сидели

Фольклорное развлечение.

Знакомство детей с русскими национальными музыкальными инструментами.

Досуг « Русская печка-всему дому кормилица»

Русские хороводные игры

Игра-путешествие в прошлое жилища.

Игра-драматизация « Петя в деревне»

Дети участвуют в подготовке атрибутов и костюмов.

Октябрь

Организованная образовательная деятельность:

« Во что одевались на Руси»

«Осенняя пора,очей очарованье»

Природа России в осенний период года.

Устное народное творчество- небылицы.считалочки.

пословицы.

Рассматривание картин :

И.И.Левитана

Заучивание стихов А.С.Пушкина,

Ф.Тютчева.

Аппликация « Кукла в русском национальном костюме»

Рисование:

Орнамент русского национального костюма:

« Народный костюм»

Дымка:

 Лепка «Дымковская барышня»

Рисование

« Осенняя палитра»

Музыкальное развлечение

« Веселые лошкарики»

Праздник « Осенины»

Досуг « Кружева осеннего леса»

Спортивный досуг

Русские народные игры:

Игра-путешествие в прошлое одежды»

Внесение в игровую среду куклы в русском национальном костюме.

Игра « Ателье»

Ноябрь

Головные уборы  русских женщин и мужчин»

Павловопосадские платки.

Неделя творчества

« Русский фольклора»

Городецкая роспись

« Украсим кукольную мебель городецким узором»,

« Городецкая доска»

Рисование:

«Украсим платок цветами»

« Без частушек прожить можно, да вот только не живут»»

Досуг, посвященный Дню пожилого человека

Оформление альбома « Национальные костюмы русского

народа

Игра –путешествие в прошлое головных уборов.

Инсценирование шуток, небылиц.

Декабрь

Организованная образовательная деятельность:

Русские ремесла:

гончарное дело,

вышивка, резьба по дереву, ткачество

Экскурсия в районный музей культуры и быта русского народа

Чтение. П. Бажов « Каменный цветок»

Плетение ковриков, салфеток.

Праздник « Новогодняя фантазия»

Организация выставки:

« Народное рукоделие»

Игра-путешествие в страну волшебной прялки

Дидактическая игра « Русские ремесла»

« Что кому нужно для работы»

Изготовление игрушек к народному празднику – Новый год.

Январь

 Организованная образовательная деятельность: « Город

мастеров»

Организованная образовательная деятельность:

« Тайны русского леса»

Устное народное творчество:

Шутки-прибаутки, перевертыши. скороговорки.

Рассматривание картин

И.И.Левитана,

И.И. Шишкина,

И.Э. Грабаря.

Чтение рассказов М.Пришвина.

Заучивание стихов Ф.Тютчева, И. Сурикова, А Пушкина, С.Есенина

Выставки рисунков « Народные промыслы»

Пение « Во поле береза стояла»,

Хоровод « На горе-то калина»

Песни о России

Рисование

« Зимняя сказка»

( природа зимой0

Фольклорное развлечение « Нижегородская ярмарка»

Досуг « Метелица»

« Рождественские колядки»

Досуг « необычная прогулка по зимнему лесу»

Зимние игры-забавы русского народа

Дидактическая игра « Народные промыслы»

Дидактические игры о природе России.

Оригами

« Животные нашего леса»

К режиссерской игре.

Февраль

Организованная образовательная деятельность:

« Богатыри земли русской»

Чтение А.Афанасьев « Алеша Попович»,

К.Ушинский « Никити Кожемяка»,

Былина « Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Рассматривание и беседа по картине « Три богатыря»

В.Васнецова,

Устное народное творчество-былины.

Конструирование богатырского шлема

Фольклорный праздник проводов зимы

« Масленица»

Спортивный досуг « Маленькие богатыри»

Февраль

Организованная образовательная деятельность:

Беседа о Российской армии.

Сравнение воинов Древней Руси и воинов Российской армии.

Чтение

Л.Кассиль « Твои защитники»

С.Михалков «Здравствуй,воин-победитель»

Пословицы о  Российской армии.

М.Исаковский « У самой границы»

Художественно-ручной труд « Подарки для пап и дедушек»

Лепка « Сувенир из соленого теста» подарок папам.

Коллективная работа « Поздравительная газета для пап»

Просмотр телепередачи

 « Армейский магазин»

Оформление альбома

 «Наши защитники»

( страница прошлого и настоящего)

 Подвижные игры- эстафеты.

Спортивные состязания-соревнования

« Олемпионик»

Создание условий для сюжетно-ролевой игры « Военные»

Март

Символика Российского государства.

Столица России – город Москва.

Достопримечательности Москвы: Кремль

Красная площадь. Кремлевский дворец и др.

Организованная образовательная деятельность :

« Россия на карте мира»

Организованная деятельность:

«Книшкина неделя».

Организованная образовательная деятельность:

Нижний Новгород – моя малая родина.

Герб Нижнего Новгорода.

Достопримечательности Нижнего Новгорода

-Нижегородский Кремль, Откос, памятник В.Чкалову, Чкаловская лестница.

 Географическое положение Нижнего Новгорода

Работа с политической картой мира.

Организованная образовательная деятельность:

Знакомство с поэтами и писателями России (А.С.Пушкин, С.Маршак, М.Пришвин.

Рассматривание иллюстраций,фото материала о Нижнем Новгороде,его достопримечательностях

 Чтение книги С.В.Афоньшина « Сказы и сказки Нижегородской земли»

Гимн России.

Выставка по произведениям российских писателей и поэтов.

Рисование» Мой город любимый»

Песни о Нижнем Новгороде

КВН с родителями

« Россия-родина моя»

Драматизация по произведениям А.Пушкина

« У лукоморья»

Драматизация по произведениям С.Маршака

Экскурсия с родителями по достопримечательным местам Нижнего Новгорода.

 Оформление

фото-альбома о Нижнем Новгороде

Игры народов России

Игра-викторина « Символика России»

Создание условий для сюжетно-ролевой игры « Я – экскурсовод»

Апрель

«Солнце светит всем»

Ознакомление с  людьми ближайшего национального окружения

- татары, чуваши.

Географическое  расположение республик, главный город, достопримечательности, быт и культура народов Татарстана и Чувашии.

Ознакомление детей с фольклором татарского и чувашского народов.

(сказки, пословицы, поговорки)

Геометрические мотивы чувашской народной вышивки.

Аппликация, рисование:

оформление предметов, входящих в национальный костюм (пояса, поясные украшения) предметов домашнего обихода (скатерть. салфетка)

Народный орнамент татарского народа.

Оформление национальных костюмов.

 Танци, песни народов Татарстана, Чувашии.

Встречи с представителями национальностей.

Рассказы о быте, традициях своего народа. Национальная речь.,

национальные блюда.

Оформление фотовыставки о республиках Татарстан, Чувашии.

Народные комические бега: « Бег в мешке».

Бег с яйцом в ложке».

« Бег на трех ногах»,

« Лягушата»

Татарские народные игры

Чувашские народные игры

Спортивное развлечение с использованием русских,татарских,чувашских игр.

Внесение в игровую среду кукол в национальных костюмах.

Дидактическая игра « Одень куклу в национальный костюм

Май

Организованная образовательная деятельность:

« Соседняя республика _ Белорусь»

Географическое положение, главный город, достопримечательности, быт и культура.

Организованная образовательная деятельность:

Подвиг народов в Отечественной войне 1941-1945г.г.

Ознакомление с фольклором белорусского народа.( сказки. пословицы, поговорки)

Чтение рассказов Л.Кассиля

« Главное войско»

А.Миняев

« Землянка» и др.

Фотоальбом

« Хатынь»

Аппликация,рисование:

Элементы оформления национального костюма

Танцы. песни народа белорусь

Выставка рисунков

« Мы помним их»

Оформление фотовыставки

Экспозиция, посвященная Дню Победы

Праздник « 9мая- День Победы»

Подвижные игры народа белорусь

Внесение в игровую среду кукол в национальных костюмах.

Презентация:

Организация и проведение зрелищного мероприятия - ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. З.А.Богатеева « Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду»М. « Просвещение», 1982г.
  2. М.И.Богомолова « Интернациональное воспитание дошкольников» М., « Просвещение»,1988г.
  3. С.М.Вайнерман и др. « Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»  Нижегородский центр здоровьесберегающих педагогических технологий. М. « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
  4. В.Н. Вишневская « Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет « СВЕТ РУСИ» М. Издательство АРКТИ, 2004г.
  5. Т.И.Гризик « Познаю мир» М. Просвещение, 2000г.

  1. А.А.Грибовская « Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке,аппликации». М.  ООО « Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  2. Г.В.Груба,И.К.Помелова « Ребенок познает мир» Н.Н.  НИРО, 2003г.
  3. Т.Н.Доронова « Природа,искусство и изобразительная деятельность детей» М. 2 Просвещение» 2007г.
  4. Г.Н.Данилина « Дошкольнику – об истории и кльтуре России» М., издательство « Аркти» ,2003г.
  5. О.В.Дыбина « Что было до …» М., издательство «Ттворческий Центр « СФЕРА»»,2002г.
  6. М.А.Давыдова « Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» М., « ВАКО», 2007г.
  7. Ю.Г. Илларионова « Учите детей отгадывать загадки» . М. « Просвещение», 1976г.
  8. Н.Г.Зеленова , Л.Е.Осипова « Мы живем в России» ,М., ООО « Издательство Скрипторий 2003» ,2007г.
  9. Т.И.Осокина « Детские подвижные игры народов СССР» М. « Просвещение», 1989г.
  10. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» М., Творческий Центр СФЕРА. 2007г.
  11. Г.А.Ковалева « Воспитывая маленького гражданина…» М., Издательство « Аркти», 2005г.
  12. И.Ф.Мулько « Развитие представлений о человеке в истории и культуре», М., Творческий Центр СФЕРА, 2004г.
  13. Ю.М.Медведев. В.Н.Блохина « Кума-Чародейка» Н.Н., Издательство « Русский купец», 1993г.
  14. Н.А.Тимошкина « Методика использования  русских народных игр в ДОУ» ,М., Центр педагогического образования.2008г.
  15. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш « знакомим дошкольников с литературой», М., Творческий Центр СФЕРА, 2002г.
  16. О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников» , М., Творческий Центр СФЕРА, 2002г.
  17. Сборник « Родная речь», ООО « Издательство « Мир Искателя» ,2008г.
  18. «Книга для чтения в детском саду и дома : 5-7 лет» ООО « Издательство Оникс», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Духовно – нравственная (патриотическая) программа «Милее нет земли…» (в рамках внедрения инновационной модели воспитания основ российской гражданской идентичности в образовательный процесс ДОО)

У российского народа духовно – нравственная, гражданско-патриотическая составляющая в воспитании подрастающего поколения всегда считалась приоритетной и была важнейшей во все времена. Однако про...

Отчет по самообразованию по теме " Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Работу по формированию финансовой грамотности начала с детьми старшей группы. Дети с интересом и удовольствием принимают новые знания и понятия.  Не остаются безучастными и мои родители, для них ...

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...

Статья "Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника"

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...