Фольклор
методическая разработка (старшая группа) на тему

Грубая Оксана Викторовна

материал по региональному компоненту. В данном материале информация о культурных традициях народов севера Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_no2.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Методическая разработка на тему: «Фольклорные игры для детей 5-7 лет».

Акимова Оксана Викторовна.

Воспитатель группы №1 «Солнышко»

Шарыпово 2013г.

Пояснительная записка.

Целевая установка.

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклорными играми.

Задачи :

  1. Познакомить детей с фольклорными играми, в которые играли наши предки.
  2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников.
  3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре.
  4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших народных фольклорных игр.

Ожидаемый результат.

  1. Воспитание устойчивого интереса дошкольников к фольклорным играм.
  2. Широкое использование фольклорных игр педагогами и родителями дошкольников.
  3. Объединение усилий педагогов при организации развлечений, календарных праздников для детей 5-7 лет  с использованием фольклорных игр.

Актуальность.

  В последнее время обращение к народным истокам стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов. Чтобы добиться хороших результатов  в воспитании детей, важно знать, что каждый ребенок неповторим и обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями.  Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники прежде всего должны усвоить понятия о добре, отзывчивости , справедливости, доброжелательности, несмотря на негативный натиск современности. И именно фольклорные игры помогают ребенку познать истоки своей культуры.

Русская педагогика рассматривала народные  детские  игры  как необходимое содержание воспитания ребенка. Детский фольклор дает возможность родителю, педагогу приобщать ребенка к истокам народной культуры. Фольклорные игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевалками. В таких играх всегда много юмора и задора.

Фольклорные игры  для детей - это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно развеселить ребенка, помочь справиться со стеснением или неловкостью в той или иной ситуации. расширить словарный запас дошкольника, воображение, память. Считалки помогают вести честную игру, выбирать водящего. В играх с потешками ребенок ориентируется на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки.

Фольклорная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, необходимо большое значение уделять и фольклорным семейным играм. Так как ,прежде всего, воспитание начинается с семьи.

Так же  необходимо привлечь внимание и воспитать любовь  детей  хороводными играми , которые прежде всего воспитывают в детях певческие навыки.

Очень важно, при выборе роли в фольклорной игре, дать ребенку проявить инициативу. Именно это качество всегда присутствовало в народных играх. И лишая этого детей можно прийти к утрате ценностных традиций фольклорных игр.

Можно смело сказать о том, что фольклорные игры  влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют дошкольника. Каждая  народная игра ставит ребенка в такое положение , когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Описание технологической цепочки.

Фольклорные игры можно разделить на несколько видов. Н мы рассмотрим лишь некоторые из них.

-  семейные (бытовые)

- хороводные

- ситуативные (дразнилки, мирилки)

- обрядовые  (приуроченные к празднованию Масленицы)

Семейные (бытовые)  игры.

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных кон тактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, калачем замечания, наказания.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего, в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п. Минимальное количество участников — от двух до четырех человек.

Предлагаем вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

Узнай, кто

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания — меняться деталями одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков.

 

Молчаливое собрание

Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. Остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.

Король в плену

Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».

Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно — два человека. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.

Чепуха

Описание игры. Каждый игрок загадывает какой-либо предмет, например: башенный кран, самолет, бык и т. д. Выбранный водящий задает вопрос (каждому игроку — один), предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом.

1. — Чем ты сегодня умывался?

— Башенным краном.

2. — На чем летал?

— На облаках!

3.—Что ты утром съел?

— Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.

Указание к проведению. Игру хорошо использовать в ситуациях, когда активная деятельность детей ограничена, например, во время путешествия в поезде. Надо соблюдать правила: играющие могут отвечать только загаданным словом; водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.

Но зато я

Описание игры. Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов:

«Я не...» Отвечающий, ловя мяч или платок, должен ответить: «Но зато я». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам.— Но зато я». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч (платок), платит фант.

Указания к проведению. Игру можно организовать как на лесной поляне, так и дома. В ней участвуют не менее трех человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.

При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные задания: повторить скороговорку, прочитать стихотворение, попрыгать на одной ноге и т. п.

Передизы

Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.

Указания к проведению. Игра может быть использована при организации, детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

 

Молчанка

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.

Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.

 

Холодно - горячо

Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».

Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика.

После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

Указания к проведению. Игра проводится, как правило, дома. Но можно предложить ее ребенку и в пути, например в поезде. Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди. Г. Гришина

Подвижные игры

(На основе народной поэзии)

Предлагаемые игры можно проводить с дошкольниками пяти-шести лет в детском саду и дома. В текстах часто встречаются хорошо знакомые им персонажи: волк, заяц, собака, которых дети охотно изображают в своих играх.

Характер производимых движений определяется музыкальным интонированием стихотворений, которые произносятся размеренно, несколько нараспев или в ритме танца.

Дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи. Сам текст подсказывает характер движений. Но некоторые стихи и песенки требуют особо внимательного прочтения, поэтому к ним даются краткие указания о том, как они должны быть исполнены.

 

Золотые ворота

А. Прокофьев

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!                   2 раза

 

Возле норки крота

Встала горка крута...

Проходите, кто хотите

В золотые ворота!

 

В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8 человек, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стен, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 1—2 дети качают сцепленными руками вперед — назад (по два качания на строку). На строки, 3—4 поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5—6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На строки 7—10 игроки движутся по кругу, не опуская рук. Остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота».

Игра повторяется с движений на строки 7—10 и продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Скачет зайчик

Скачет зайчик быстроногий,

Скачет зайчик по дороге,

Раз, два, три, четыре, пять —

Как его поймать, как его поймать?

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

Эй, не зевайте,

Зайку догоняйте!

 

Играющие образуют круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середине круга. С началом стихотворения дети идут по кругу, а зайка прыгает внутри круга в сторону, противоположную общему движению. На строку 4 все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого-либо из детей. На строку 5 играющих поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга. На строки 6—8 зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок, которого осалили, старается его догнать. Если ему это удается, то он становится новым зайкой. Игра повторяется.

Солнышко

Э. Лагздынь

Текст читается неторопливо, с мягкой интонацией.

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!

Играющие образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Вариант первый. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол.

По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее.

Вариант второй (спокойная игра). Дети стоят по кругу. На строки 1—2 все идут вправо, делая три притопа на слово «речки», на строки 3—4 идут влево, делая три притопа на слово «колечки». На строки 5—6 играющие разбираются по парам (договариваются заранее), берутся за обе руки и кружатся спокойным шагом. На слово «возьмем» подают друг другу правую руку и продолжают кружиться вправо. На последнюю строку, сменив руки, кружатся влево.

 

Где гуляли?

 Где гуляли?

— На той улице.

—Что вам там давали?

— Курицу.

— Где она?

— Муха съела.

— Муха где?

—На ветку села.          

 Ветка где?

—Ее потом мы срубили топором.

— А где топор?

— У дровосека.  — А где он сам?

— Ушел за реку.

— Где река теперь, однако?

— Реку выпила собака.

— А собака где, дворняжка?

— Встретила волков, бедняжка.

— Ну, а волчья где семья?

— Застрелили из ружья.

— А ружье куда девалось?

— Затерялось.

Играющие образуют круг. В середине стоит водящий с мячом. На вопрос он бросает мяч игроку, тот, отвечая, возвращает мяч назад. (Водящий бросает мяч не каждому играющему поочередно, а вразбивку.) С последним словом все разбегаются, водящий, догоняя, старается осалить мячом.

При повторении игры водящим становится тот, кого осалили.

Кто кого боится?

Слоненок боится

Мышонка,

Мышонок боится

Котенка,

Щуки боится

Плотвица,

А щука

Других боится,

Барашек боится

Волков,

А волки —

Красных флажков!

Дети распределяются на две подгруппы. В первой подгруппе по считалке (это же стихотворение) выбираются все названные персонажи. Остальные — волки.

Ведущий раскладывает на площадке обручи, внутри каждого — красный флажок (или платок). По сигналу ведущего: «Волки!» все дети-персонажи стихотворения разбегаются, а волки стараются их осалить. Нельзя осаливать забежавшего в обруч (но укрыться в нем» может только один играющий). Все осаленные выходят из игры. Подсчитывается результат: кто из «волков» поймал больше зверей. Игра повторяется с другой подгруппой.

Гроза

Поднял гром

Тарарам,

Прокатился

По полям,

По лесам,

По холмам,

Да по синим

Облакам.

Теплым дождичком

Звеня,

Докатился

До меня.

— Дождь, дождь!

Надо нам

Разбегаться

По домам!

Дети распределяются на две подгруппы. Одни звонко, радостно, ритмично декламируют стихотворение, другие образуют круг. Каждый становится в свой обруч.

С началом текста дети выходят из обруча и бегут за кругом. В это время ведущий убирает два-три обруча. С последними словами: «По домам!» нужно быстро занять любой свободный обруч. Не успевших сделать этого, выбывают из игры.

Игра повторяется до тех пор, пока не останется один (можно два-три) победитель. Затем происходит смена подгрупп.

Топ-топ

Текст  произносится неторопливо, с мягкой интонацией:

Топ-топ — на конях,

Скрип-скрип — на санях,

Едем к бабушке

На оладушки.

 

Будет, будет нам пирог,

Блин с подмазочкой,

Будет, будет вечерок

С доброй сказочкой.

Играющие образуют пары и становятся друг за другом. Стоящий впереди отводит руки назад и подает их стоящему сзади. На строки 1—4 дети двигаются, высоко поднимая колени. На строки 5—6 поворачиваются лицом друг к другу и, взявшись за руки, спокойно кружатся вправо, на строки 7—8 — влево.

При повторении игрового упражнения дети меняются местами.

.

Юрта

Ставит дом моя семья —

Будет юрта новая.

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Есть кустарник — нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей!

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва —

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки!

Играющие распределяются на пары (рассчитываются на первые и вторые номера). Все первые номера образуют внутренний круг, вторые — внешний.

В середину выходит один из играющих и читает стихотворение

сопровождая текст соответствующими действиями. Затем возвращается в круг.

На строки 1—2 стихотворения

внутренний круг идет в одну сторону, внешний — в другую. На слово «том» (конец второй строки) стоящие во внутреннем круге поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. С началом строки 3 дети, составившие внешний круг, проходят в ворота и прыжками продвигаются вперед по направлению к своей паре. Остальные хлопают. На две последние строки, стоящие в кругу, т. е. первые номера, подают обе руки вторым номерам (своей паре) и начинают кружиться.

Затем дети меняются местами, (первые номера становятся вторыми), и игра повторяется.

Хороводные

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д.  Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.

Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением?

Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.

Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность.

Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей: в общении друг с другом, физическом контакте. Ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

«К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует, отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

Ребенок пропевает «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу.

2.«Заинька – горностаинька».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»

Дети идут по кругу пропевая слова:

Заинька - горностаинька.  Некуда заиньки выскочить кругом заборы высокие, а у заиньки ножки коротенькие.  Ну-ка зайка скоком-скоком, повернись-ка боком-боком.  Ну-ка зайка ,повернись, кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

3.«Овощи»

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:

Как то вечерком на грядке репа свекла, редька, лук, поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.

Останавливаются, считают, загибая пальцы. Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же раз, два, три, четыре, пять, прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

4.«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек».

Ты барашек серенький, ты барашек беленький, мы тебя кормили, мы тебя поили, ты нас не бодай, с нами поиграй, скорее догоняй.

С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет  роль барашка.

5.«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, новенькую шапку, тепленькую шапку, красненькую шапку.

Дети идут по кругу.

Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел, здесь я шапочку нашел. Новенькую шапку. Тепленькую шапку. Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну, попробуй, догони, свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком».

Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу, на ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют:

В небе звездочки мигают, звездам хочется играть, Звездочет считает звезды. Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками -«крыльями». Дети: Аист вышел на охоту, ходит, ходит по болоту. Аист: Очень хочется лягушкой закусить, очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают, аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют: Кваки, кваки, ква, ква, ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.

9.«Горелки»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

10.«Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором припевают:

Мы, весёлые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови!

После слова «лови! » все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету  выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

12. «Заря – зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

13. «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, а потом кругом-кругом, всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот! » они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг - обезьянки поют:

Мы смешные обезьянки, мы прыгучки, кувыркалки, мы на месте не сидим и бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:

А мы тигры – не смешные, мы голодные и злые, спойте песню еще раз, мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

16. «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик, ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

17.«Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко, не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

18. «Снежный ком»

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.

19. «Яша»

Яша садится посреди луга.

Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша  в ракитовом кусту, грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо»

Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.

20. «Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс! Мой батюшка сеял так… »(Показывают движениями рук вперёд) «Потом отдыхал вот так… » (Становятся сложив руки крест – накрест) Потом кружатся в хороводе, припевая: - Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет: - Кто хочет знать, как жнут овёс? - Отец мой жинал его так (показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

21. «Капустка»

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, вейся капустка моя, вейся, вейся белая, как мне, капустке, виться как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

Ситуативные

Приговоры - мирилки

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.

* * *

Раз поссорился - мирись,

Больше с другом не дерись!

Дай мне руку, дай мне пять -

Будем вместе мы опять!

* * *

Мирись, мирись!

Не ругайся, не дерись!

* * *

Мизинчик, мизинчик,

Пойдем в магазинчик,

Купим конфетки,

Чтоб не ругались детки!

* * *

Чтоб мириться пять на пять,

Нужно руки крепко сжать.

Пять на пять! Пять на пять!

Мы друзья с тобой опять!

* * *

Детки, помиритесь!

Больше не дразнитесь,

Не деритесь, не ругайтесь,

На друзей не обзывайтесь!

И тогда на белом свете

Дружно будут жить все дети!

* * *

Мирись, мирись!

Улыбайся, не дерись!

* * *

Руку дай! Мирись, мирись!

Больше с другом не дерись!

Дружбе - да! Драке - нет!

Это наш с тобой завет!

* * *

Эй, мирись, мирись, мирись!

Ну-ка, пальчик, покажись!

Помириться помоги,

Друга, пальчик, обними!

Вы, мизинчики, - друзья,

И ругаться вам нельзя!

* * *

Мы дрались и обзывались,

Обижались и ругались,

Но решили помириться,

Нам не трудно извиниться!

Руку дай, мирись, мирись,

Друг, прости и улыбнись!

* * *

Пальчик, пальчик - выручай,

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!

Девочки с мальчиками, помиритесь!

Обрядовые

 Взятие снежного городка

Принято в Масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на  «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город против «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако «конница» берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок  и с веселыми песнями возвращается домой.

В обрядовые  масленичные игры, в большинстве своем, входили и  хороводные игры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...