Главные вкладки

    "Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников".
    статья (старшая группа) по теме

    Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе краеведческий компонент, добиться положительных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников.

            Воспитанность начал патриотизма у старших дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объёмом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям,

    происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.

            Решение данных задач и обусловливает соответствующие направления воспитательной работы:

    • вооружение детей знаниями о родной стране, о родном крае и формирование
      эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;
    • стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к
      окружающему в процессе творческой, игровой и изобразительной деятельности;
    • организацию общественно полезной деятельности дошкольников,
      содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.

            Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной, родным краем, родным городом.

            При отборе содержания знаний важно исходить из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

              Важным принципом отбора сведении об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми прежде всего близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

             Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению дошкольников с родной страной, являются:

    • расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;
    • воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения
      и гордости за свой народ, его историю, культуру;
    • развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях,
      эмоционально - положительного отношения к окружающему;

    формирование стремления и готовности отразить полученные знания в
    деятельности.

            Основными формами ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о родном крае и стране.

            Важной формой ознакомления дошкольников с родной страной являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия.

            Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

            Педагогическую ценность проводимых занятий определяет их целесообразность, целеустремленность на достижение конкретных задач. Содержание занятий должно быть подчинено ведущей идее, основной мысли, которая пронизывает его от начала до конца, ибо именно для этой цели оно и проводится. Только в этом случае будет соблюдаться стройность занятия и достигаться цель: патриотическое воспитание детей.

            Результативность работы по воспитанию у дошкольников начал патриотизма во многом определяется сотрудничеством воспитателей группы и музработника в достижении поставленной цели. Музыкальные занятия обладают большими возможностями воздействия на чувства ребёнка средствами музыки, танца, которые должны быть использованы в воспитательных целях.

            Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру. Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, нужно умело сочетать наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

              Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, т.к. быть патриотом - это не только знать и любить свой край, свою страну, но и активно работать на ее благо.

             С целью создания единой системы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется, во-первых, возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

             При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, страны).

            Организация труда детей предполагает включение их в трудовую деятельность, имеющую значение для самих детей, коллектива группы, детского сада, близких людей, живущих в родном городе (селе). Так, старшие дошкольники могут привлекаться к изготовлению атрибутов для игр, созданию и переоформлению уголка Родины в группе, оформлению выставки детских рисунков для родителей, подготовке зала к утреннику, изготовлению альбома о городе (селе) в подарок детям младшей группы, выращиванию цветов для возложения к памятнику, уборке и благоустройству части улицы, прилегающей к детскому дошкольному учреждению, уходу за памятником, заготовке корма птицам на зиму, изготовлении кормушек.

            Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к этой теме. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий. У чет возрастных особенностей детей невозможен без широкого использования игровых приемов, которые важны и для познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия.( игра « Магазин сувениров», игры-путешествия: по г.Хабаровску, по р.Амур, в прошлое города ит.д.) Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности( изготовление поделок, альбомов, коллажей, тематическое рисование и т.д.) Необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, иллюстрации, шутку...но и наглядные предметы и материалы( национальные костюмы, старинную мебель, посуду...) Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду ( «Русская изба», «Уголок малых народов Амура»...)

            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания ребенка является тесная взаимосвязь с родителями. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному городу и краю, в организации экскурсий по городу, в зоосад «Дальневосточный» им. В.П.Сысоева, в посещениях музея, памятных мест города и края и т.д.

           Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:

    1. Беседы с дошкольниками о Хабаровске, крае;
    1. Использование детских художественных произведений, репродукций
      картин, иллюстраций их рассматривание и обсуждение;
    2. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение
      сказок, прослушивание музыкальных произведений;
    3. Знакомство детей с народной декоративной росписью, с промыслами
      народов Амура (нанайцы, ульчи, нивхи...);
    4. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское
      художественное творчество;
    5. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в
      ближайшем для детей окружении (труд на участке, огороде…);

    1. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно
      поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение
      к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручения,
      за хорошее поведение в общественных местах;
    2. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой
      город и принимающего активное участие в общественной жизни.Важно
      помнить, что мировозрение педагога, его взгляды, суждения, активная
      жизненная позиция -самый сильнодействующий фактор воспитания.
    3. Целевые прогулки и экскурсии;

    10.Наблюдения (Например, позволяющие увидеть трудовую жизнь хабаровчан, изменения в облике города...) Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.

    Кроме этого, воспитателю необходимо:

    •   Быть в курсе преобразований города;

    • Систематически пополнять знания о г.Хабаровске из переодической
      печати, радио, телевидения, художественной литературы;
    • Строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую
      литературу, касающуюся воспитания у дошкольников первых
      чувств гражданственности;
    • Применять в работе с детьми некоторые сведения об историческом
      прошлом города и края.

            Пожалуй, самым сложным в работе по ознакомлению с родным краем, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов, которые были бы дошкольникам доступны и интересны. Чтобы рассказ отвечал этим требованиям, его необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографии, рисунки, иллюстрации и др., использовать доступную детям лексику обязательно объясняйте значение незнакомых слов. Условно вся информация о родном крае разделена на три части: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. Построение образовательного процесса на краеведческом материале помогает формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю, стране, воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

            Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

    • Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание
      гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
    • Гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка,
      его состояние, мотивы поступков;
    • Создания условий для активной деятельности детей, формирующей
      доброжелательные отношения, принципы коллективизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

    Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

    Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

    Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

    Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

      Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

    Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

    С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

    Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

    Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

    Консультация для воспитателей Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.

    Использование лэпбуков способствует:·         организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;·...

    Консультация для воспитателей "Работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников"

    В решении задач формирования толерантности особую роль  нужно отводить дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...