"По тропинкам Югры"
статья по теме

Ахмадулина Елена Борисовна

В статье «По тропинкам Югры» затрагивается форма организации учебного процесса и кружковой работы по изобразительной деятельности старших дошкольников с помощью средств музейной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

«По тропинкам Югры»

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями ребёнка о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, городу, краю, окружающей природе.

Национально-региональная составляющая является источником и средством познания детьми своеобразия окружающей природной и социальной среды, приобщения к культуре региона, в котором проживает ребенок.

Анализ публикаций специалистов по проблемам содержания образования (А.Г. Каспржак, В.С. Леднев, В.Б. Новиков, М.В. Рыжакова и др.) позволяет прийти к выводу о том, что до настоящего времени еще не разработана концептуальная основа национально-региональной составляющей. Вопросы разработки национально-региональной составляющей содержания дошкольного и начального общего образования остаются нерешенными и требуют своего дальнейшего изучения.

Актуальность использования национально-региональной составляющей  в ДОУ обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Дети должны ощущать себя прямыми наследниками предшествующих поколений, трудом и стараниями которых создано все, чем мы владеем сейчас. Поэтому с раннего возраста необходимо приобщать детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной (региональной) культуры народа.

В реализации национально-региональной составляющей особо следует подчеркнуть воспитательную функцию краеведческих музеев. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Город Нягань в ХМАО-Югре невелик, и музеев там немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит за себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава - его страна! Ведь из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали в изостудии детского сада мини-музей «По тропинкам Югры». В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Задачи работы мини-музея.

  1. Совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования (кружковая работа).
  2. Реализация направления «Музейная педагогика» посредством национально- региональной составляющей.
  3. Формирование у дошкольников представления о музее, как «храме искусства», в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения.
  4. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ и воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  5. Создание целостной картины мира на основе знакомства с экспонатами и другими материалами музея.
  6. Обогащение представлений детей о быте и произведениях декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов, об их назначении и особенностях.
  7. Расширение кругозора дошкольников и обогащение словаря.
  8. Развитие познавательных способностей и творческой активности  детей: сравнение своего образа жизни с образом жизни  других людей, живших в другом времени.
  9. Воспитание  патриотических чувств у детей и культуры поведения в общественных местах.

Содержание, оформление  мини-музея «По тропинкам Югры» отражают специфику возраста детей. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами по тематике планирования занятий, проводимых в рамках «Музейной педагогики». Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с имеющимися экспонатами музея, сами принимают участие в их создании.

Воспитанники ДОУ и педагоги участвуют в мероприятиях (семинары, мастер-классы, познавательные программы), конкурсах, проводимых городским Центром культуры  малочисленных народов севера, и занимают в них призовые места. ДОУ получило свидетельство за тесное сотрудничество с Центром Культуры Малочисленных Народов Севера в 2011 году.

Назначение нашего мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, развивать творческую активность. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, познавательной и созидательной деятельности.

В дошкольном детстве особенно остро воспринимается художественная деятельность, потребность в творческом самовыражении, посредством которой у детей развивается способность видеть красоту окружающего мира родного края и выражать свои эмоции, что наиболее актуально на сегодняшний день в художественно-эстетическом воспитании. В ДОУ апробирована в кружковой работе и успешно используется программа по изобразительной деятельности «По тропинкам Югры» (автор Ахмадулина Е.Б.). Работа по данной программе в совокупности с технологией музейной педагогики дает высокие результаты.

Научная новизна программы заключается в том, что уточнены и охарактеризованы задачи реализации национально-региональной составляющей, разработано ее содержание на материале учебного предмета «Изобразительная деятельность» в детском саду посредством музейной педагогики, показана его специфика, выявлены и охарактеризованы средства, методы и формы воспитания и обучения, позволяющие эффективно решать задачи национально-региональной составляющей в педагогическом процессе.

Отличительной особенностью являются общие и воспитательные задачи составляющих блоков программы «Югра глазами детей», которые подчинены становлению и развитию личности дошкольника на национальной основе.

Введение национально-региональной составляющей в содержание занятий по изобразительному искусству способствует развитию представлений детей о коренной культуре и искусстве края, в котором они проживают, формированию комплекса общих и специальных умений и знаний по изобразительной деятельности, решению воспитательных задач в условиях целенаправленной подачи материала. В системе учебно-творческих заданий с региональным наполнением материала осуществляется целенаправленная работа над формированием специальных умений и навыков – целого комплекса графических навыков и эстетических познаний.

Разработка каждого занятия характеризуется определенной структурой, где детям сообщаются новые знания о родном крае. В мини-музее  рассматриваются произведения прикладного искусства северных народов и другие экспонаты, что в последовательности отражается в самостоятельной творческой деятельности детей.

При ознакомлении с родным краем и овладению изобразительными навыками используются разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рассматривание северных орнаментов, схем по их изготовлению. Дошкольники знакомятся с устным народным творчеством народов ханты и манси, участвуют в практических мероприятиях по охране окружающей среды родного края. Активно используются дидактически игры и тематические развлечения, музыкально-художественные досуги. В практической деятельности дети с интересом осваивают нетрадиционные изобразительные техники и экспериментируют с различными художественными материалами. Не оставляют без внимания посетители детского сада и выставки детских творческих работ.

Важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии (метод интеграции), которые заканчиваются практической деятельностью детей. Образовательная деятельность детей проводится по блокам:

  1. И вырос город среди тайги…
  2. Красная книга ХМАО-Югры.
  3. Достопримечательности нашего города.
  4. Быт обско-угорских народов.
  5. Декоративно-прикладное искусство северных народов.

В процессе такой работы у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

Музейная педагогика помогает приобщить  детей к материальной и духовной культуре своего народа;  формировать чувства любви и уважения к Родине; воспитывать у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Проект "По экологической тропе ЮГРЫ!"

Кто такие «коренные жители»?Происхождение народов ханты и мансиКоренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси — два родственных...