"Старый Оскол - город в котором я живу".
учебно-методический материал по теме

Меньщикова Татьяна Николаевна

Статья о воспитании патриотических чувств у дошкольников, презентация о родном городе Старый Оскол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданских и патриотических чувств у дошкольников  старшей группы

«Город, в котором я живу»

                                       Подготовил:

                                                                           Меньщикова Татьяна Николаевна

                                                                            заведующий МБДОУ детский сад

                                                           №32 «Дружные ребята»

                                               г. Старый Оскол

Сегодня наше общество переживает крушение идеалов, отрицание большинства общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном развитии. Поэтому образование должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, свой край, свое Отечество, Родину. Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования, составной частью которого обязательно должно быть воспитание  чувства патриотизма.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Особое внимание в этих документах уделено вопросу реформирования системы общественных отношений в направлении развития гражданского общества, воспитания свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы федеральных и региональных программ отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народной традиции развивает в человеке ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота.

Немногочисленные исследования по вопросу воспитания гражданственности у дошкольников позволили определить сущностную характеристику данного феномена.

Гражданственность – это сложное образование, отражающее социально-правовую, педагогическую, социально-психологическую, морально-этическую сферу взаимодействия человека с обществом.

Академик Д.С.Лихачев в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В решении задач гражданского воспитания, я считаю,  важнейшим фактором является – краеведение, которое сочетает в себе множество воспитательных и образовательных возможностей.

Гражданское воспитание подразумевает активное педагогическое движение по формированию у детей патриотических качеств через изучение истории родного края, в частности, родного города.

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному городу,  краю.

Патриотическое воспитание, на мой взгляд, является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель – которого воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.

Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству.

Содержательные характеристики патриотизма включают:

- знания об истории,

- знания о культуре, традициях своего Отечества,

- проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему,

- потребность в прогрессивном развитии своего государства,

- чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре,

- активная творческая деятельность на благо Отечества.

В условиях развития независимой России и поиска рациональных путей патриотического воспитания первостепенное значение приобретает следующее направление:

историко-краеведческий аспект патриотического воспитания.

Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.

Знание детьми доступного им краеведческого материала – основа понимания ими других краев и областей. Отбор соответствующего  содержания позволит сформировать у

дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России.

Целенаправленно работая в инновационном режиме, можно сделать вывод, что знание детьми доступного им краеведческого материала является основой понимания,  чем славен родной город и что малая Родина – часть большой страны России, предполагает проявление эмоционально-ценностного отношения к истории родного города и  к людям, прославивших свой край в истории его становления.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф.,Козлова С.А. Наша  Родина / Сост. Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Ковалёв А.Г. Воспитание чувств. - М.:Педагогика, 1971
  3. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980.-с.45-74.
  4. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.-Минск,1991.
  5. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.-М.: Просвещение,1984.

Приложения:

1. Презентация «Город, в котором я живу»

2. Гимн Старого Оскола


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Город, в котором я живу» Презентацию подготовил: Меньщикова Татьяна Николаевна заведующий МБДОУ детский сад №32 «Дружные ребята» г. Старый Оскол

Слайд 2

Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические особенности Старооскольского края. Развивать познавательный интерес в процессе приобщения к краеведческому материалу. Направить познавательную активность детей на системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и семьи, человека и общества в целом. Формировать потребность и умение поддерживать чистоту, красоту и порядок в социокультурной среде.

Слайд 3

Задачи: Конкретизировать и систематизировать знания детей о родном городе как части России. Обобщить знания об истории развития города, о людях, прославивших свой город в истории его становления. Уточнить знания детей о достопримечательностях, символике родного города. Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего города. Способствовать развитию чувства причастности к истории родного города.

Слайд 4

Герб Старого Оскола

Слайд 5

Город в далеком прошлом (до революции)

Слайд 6

Покровская церковь

Слайд 7

Собор. Городская Дума.

Слайд 8

Женская гимназия

Слайд 9

Земская больница

Слайд 10

ЖД вокзал

Слайд 11

Улица «Ленина»

Слайд 12

Улица «Ленина»

Слайд 13

Берег реки «Оскол»

Слайд 14

Старый Оскол Город Воинской Славы

Слайд 15

Старый Оскол - Город М еталлургов

Слайд 16

Старый Оскол красивый город

Слайд 17

Список использованных источников : 1. www.etoretro.ru 2. www.gubkin31.ru 3. www. oskolchane.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник посвященный юбилею города. « Нефтекамск - город, в котором мы живем »

Данное занятие провацирует детей проявлять интерес к информации, которую получают, во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и позн...

Конспект СТАРЫЙ ОСКОЛ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

Непосредственно образовательная  познавательно-исследовательская  деятельность в старшей группе. Цель:закрепить знания детей о родном городе,раскрыть понятие--Город Воинской Славы....

«Старый Оскол- город Воинской славы»

Задачи: - знакомить с символикой, достопримечательностями и памятниками города;- обогащать представления детей о защитниках Отечества; о жителях, прославивших город; о предприятиях Старого Оскола;- во...

Лепбук о г. старый Оскол, городе воинской славы!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10377843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10377845","...

Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы

Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...

Книга - путеводитель по городу Нефтекамск «Город, в котором мы живем»

Практический результат проектной деятельности - Сборник семейных проектов....

«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.  Задачи:1)уточнить и систе...