Занятие по ОБЖ в подготовительной группе "Огонь – враг или друг человека?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Будникова Светлана Николаевна

Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар) и отрабатывать способы поведения в каждом конкретном случае (при пожаре).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность.

Организационная информация

1

ФИО, должность педагога

Будникова С.Н., воспитатель 1 квалификационной категории

2

Направление развития детей

Социально - личностное

3

Доминирующая образовательная область

Безопасность

Методическая информация

1

Тема НОД

Огонь – враг или друг человека?

2

Методы и приемы реализации содержания НОД

  1. Приемы постановки целей и мотивации детей: создание проблемной ситуации, возможность выбора конкретного решения, установка на внимательное прослушивание и выполнения задания.
  2. Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, чтение стихотворения, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ знаков.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, оценка друг друга.

3

Интеграция образовательных областей

Познание, социализация, коммуникация, физическая культура.

4

Вид детской деятельности

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

5

Возрастная группа

Подготовительная

6

Цель

Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар) и отрабатывать способы поведения в каждом конкретном случае (при пожаре).

6.1

Задачи воспитания

Воспитание противопожарной безопасности в жизни детей. Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

6.2

Задачи развития

Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

6.3

Задачи обучения

Познакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь, с подручными средствами тушения малого огня. Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

7

Планируемые результаты

7.1

Личностные

Вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвует в играх – опытах, знает правила поведения при пожаре.

7.2

Интеллектуальные

Применяет свои навыки и умения, выполняет самостоятельно задания.

7.3

Физические

Выполняет пальчиковые игры, двигательная активность

8

Организация среды для проведения НОД

Свечи, иллюстрации предупреждающих знаков, песок, вода, плотная ткань, огнетушитель, спички, емкость с водой,  игрушечный телефон, наборы знаков для игры на каждого ребёнка.

9

Подготовка к НОД в режимные моменты

Экскурсия в пожарную часть, Просмотр видеоролика «Пожарная безопасность».

Конспект НОД

1

Вводная часть

Пальчиковая разминка «Пожарная команда»

Вот пожарников команда-

Десять бравых удальцов.

На пожары выезжают

Каждый всем помочь готов.

Один тянет шланг умело,

Второй – воду подаёт,

Третий лезет вверх

И смело пробирается в окно.

Два последних подоспели

Чтоб помочь спасти людей

Ведь пожар такое дело,

Надо действовать быстрей!

Загадка:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

- Как вы думаете, о чём эта загадка? (Об огне.)

- Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Стихотворение о пользе огня:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет.

2

Основная часть

     Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу:

- На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» его, «поселить» в своём доме, и сделать своим верным помощником. Подумайте и скажите, для чего нужен огонь людям в наше время?  (Предполагаемые ответы: Для приготовления пищи на огне. В доменной печи, выплавляют металл. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер - стеклодув делает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени - это в ее могучих двигателях сгорает ракетное топливо и приводит в движение ракету. В моторе автомобиля тоже работает огонь - сгорает бензин и приводит в движение машину. Сжечь мусор на огороде помогает огонь. Приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку).

- Сегодня огонь - наш верный помощник и друг. Какой вывод можно сделать: огонь приносит людям пользу или нет?

Вывод: огонь приносит людям пользу.

- Молодцы ребята! Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает нам отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

     Опыт 1: показать детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку

- Посмотрите на этот знак, его изображают на тех предметах которые быстро воспламеняются и их нельзя близко подносить к открытому огню.

- Ребята, как вы думаете, чего боится огонь? (Воды, песка)

Сейчас мы с вами проверим

Опыт 2. Для этого нам понадобиться два листа бумаги. Один лист обливаем водой, второй сухой. Поджигаем оба листа. Один горит. Как вы думаете, какой лист горит? (Без воды, сухой). А почему не горит другой листок? (Он с водой, мокрый)

- Чего боится огонь? Чем его можно тушить?

Вывод (делают дети самостоятельно): Огонь боится воды. Огонь можно тушить водой.

- Чем еще можно тушить огонь? (Предположения детей).

Опыт 3. Тушение огня землей, песком, куском плотной ткани.

Опыты проводятся с участием детей.

- Какой вывод можно сделать: чем еще можно тушить огонь? (Землей, глиной, песком, водой). 

- Почему ими можно тушить огонь? (Они не горят).

- Значит, огонь можно тушить материалами, которые не горят.

- Чтобы бороться с огнем, нужно знать очень важное свойство огня. Какое? Вы сейчас сами его мне скажите. Давайте проведем еще один опыт.

Опыт 4. Горит свеча. Накрою сверху пламя свечи пустой стеклянной баночкой. Огонь потух. Почему? (Ответы детей. Наводящими вопросами подвести к правильному выводу.) 

- Когда свеча горела, чем был окружен огонь? Воздухом. Поступал ли воздух к огню, когда я накрыла свечу баночкой? Нет. Значит, какой вывод сделаем: горит ли огонь, если нет воздуха?

Вывод: Огонь гаснет, если нет воздуха.

Это и есть важное свойство огня. (Несколько раз повторяется свойство огня индивидуально).

- Вспомните: когда мы накрывали огонь землей, песком, то огонь тоже погас. Мы закрыли огню этими материалами что?  (Доступ воздуха огню).

- Подумайте и скажите, чтобы потушить огонь, что нужно сделать? (Закрыть огню доступ воздуха).

- Какими материалами закрываем доступ воздуха огню? (Доступ воздуха огню можно закрыть несгораемыми материалами - песком, водой, землей, глиной, камнем). Это еще один вывод по борьбе с огнем. Повторите его.

- В воздухе есть газ - кислород. Кислородом дышат люди, животные, растения и огонь. Значит, когда пожар, нужно закрыть окна, двери, чтобы не было большого доступа кислорода огню. Иначе, пожар загорится еще сильнее.

     Очень хорошее средство борьбы с огнем придумали люди: огнетушитель. В огнетушителе специальный порошок. При пожаре нужно сорвать пломбу, направить шланг на огонь и нажать на рычаг. Порошок накроет горящий предмет, как несгораемым одеялом, закроет огню доступ воздуха, и огонь погаснет. Из каких двух слов составлено слово "Огнетушитель"? (Огонь, тушить)

- Какой вывод можно сделать, какими подручными средствами можно быстро потушить огонь?

Вывод: Потушить огонь можно землей, водой, песком, одеялом, глиной, огнетушителем.

Вопрос: Чем тушат огонь пожарные? (Пожарные тушат огонь водой или огнетушителем).

Физминутка

Где с огнем беспечны люди, (шагаем по группе)

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой пожар.

Раз, два, три, четыре — (Руки приложили к голове, наклоны головой в стороны)

У кого пожар в квартире.

Дым столбом поднялся вдруг. (Руки вверх, тянемся на носках вверх)

Кто не выключил утюг.

Красный отблеск побежал. (Бежим на месте)

Кто со спичками играл.

Стол и шкаф сгорели разом. (Повороты влево, вправо)

Кто сушил белье над газом.

Пламя прыгнуло в траву (Прыжки на месте)

Кто у дома жег листву.

Кто бросал в огонь при этом (Махи руками)

Незнакомые предметы.

Дым увидел — не зевай и пожарных

вызывай.

- Пожар может возникнуть внезапно. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что делать? Как мы должны действовать в случае пожара? Посмотрите на картинки и сформулируйте эти действия.

Правила поведения в случае пожара:

1. При появлении огня или дыма надо вызвать пожарную команду по номеру 0-1, сообщить адрес и фамилию. (Дети пробуют «вызывать» пожарных, 2-3 человека)

2. Обратиться к соседям за помощью. Оповестить соседей. Попросить соседей закрыть газовый кран, выключить свет, закрыть окна и балкон, чтобы прекратить доступ воздуха огню.

3. Выйти из дома и ждать пожарную машину.

4. Нельзя прятаться под мебель или убегать в другую комнату. Тебя не найдут и ты можешь пострадать от пожара.

Причины возникновения пожара.

-Часто пожары возникают по вине людей, в том числе и детей. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты: она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Крепко помните, что спички –

Не игрушка для ребят!

- Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы). Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или листья.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

-Хорошо, что многие из вас помогают своим родным в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. Но и здесь также надо помнить о пожарной безопасности:

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек целый дом может сжечь.

(Почему)

- Не только от углей может быть пожар:

(Почему? Еще от чего может быть пожар)

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

(Почему? А только ли с утюгом)

Не отключив электроприбор,

Можно остаться без новеньких штор.

Шторы сперва задымят, а потом

Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

(Почему? Что еще может стать причиной пожара)

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

(Почему? Что еще нужно помнить при обращении с газом)

Д/игра «Найди знаки»

- Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми знаками пожарной безопасности. Сейчас мы проверим как вы их запомнили. Из всех знаков, которые лежат у вас на столе, отберите знаки пожарной безопасности.

3

Заключительная часть

- Так что же огонь-друг или враг человека.

- Что нужно сделать, если вы увидели огонь?

- Куда надо звонить? Что сообщить пожарным?

- От чего может произойти пожар?

- Какие правила пожарной безопасности вы запомнили?

- Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения пожаров, но и их забывать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе — Беседа «Огонь - друг или враг?»

Познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном  применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходи...

Конспект занятия по ОБЖ на тему: «Огонь – враг, огонь - друг» для детей дошкольного возраста

Цель: 1. Дать понятие о том, что огонь может быть как другом, так и врагом для человека.2.Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.3....

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности по теме «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Основные задачи: Научить детей правилам поведения при пожаре. Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить знания детей о причинах возникновения п...

Занятие по экологии в подготовительной группе "Враг природе - мусор"

Данное занятие поможет дошкольникам закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе дру...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Когда огонь друг, а когда враг» ( с использованием мультимедийного экрана)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Когда огонь друг, а когда враг» ( с использованием мультимедийного экрана)...

Занятие по экологии в подготовительной группе "Будь природе другом"

Занятие по экологии в подготовительной группе "Будь природе другом"...