Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе
материал (подготовительная группа) по теме

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного возраста. На основе предложенных идей педагоги ДОУ смогут создать собственные проекты и разработать оригинальные формы и методы работы с детьми и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческие мини-музеи представляют собой  своеобразный комплекс экспозиций, посвященных родному краю: исторических, географических, культурных. К размещению мини-музея стоит подойти творчески: он может занимать целую комнату, часть холла или уголок в группе детского сада. Музейное краеведение в детском саду имеет огромный потенциал для познавательного и социально-личностного развития ребенка-дошкольника, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды группы и ДОУ.

Наш музей называется «Краевед». При создании в группе первой экспозиции, в нашем музее появился львенок Лева как олицетворение  символа города. Теперь он является хранителем группового мини-музея.

Обсуждая с детьми идею создания музея, мы пришли к выводу, что экспозиция у нас будет одна, но  постоянно сменяемая. Первая экспозиция называлась «Мой Красноярск». В нее вошли экспонаты различные по типу, но так или иначе связанные с Красноярском: объемные макеты города, его достопримечательностей, созданные детьми вместе с родителями; новые и старые книги о городе, фотографии, видеосюжеты, снятые в разное время, рисунки, наборы открыток с видами города, календарики, вымпелы с гербом города, флаг, марки, значки, магниты, карты Красноярска и его районов, настольные игры, памятные медали.

Знакомясь с профессией экскурсовода в музее, ребята решили попробовать себя в этой роли. Так родился проект «Школа экскурсоводов», реализуя который ребята научились проводить экскурсии в мини-музее для своих сверстников (ребят своей группы, затем из других групп), родителей, гостей. Это стало настоящим достижением для моих воспитанников – детей логопедической группы. В мини-музее проводились экскурсии: «Город, в котором я живу», «Путешествие по Красноярску», «Символика Красноярска».

Далее были представлены экспозиция «Растения родного края» с гербариями, Красной книгой, иллюстрациями и фотографиями, шишками, ветками, спилами и настоящими живыми растениями, экспозиция «Природные ископаемые края», «Народы края», «Животный мир Красноярского края», «Памятники города Красноярска», «Театральный мир нашего города», «Гербы городов нашего края».

В настоящий момент  готовится экспозиция «Клуб путешественников Красноярского края». Приезжая из разных городов и сел края, ребята вместе с родителями привозят частицу того места, где побывали. Это может быть берестяная шкатулка, красивый камень с Красноярского моря, открытка с видом Шушенского, бусы с «Саянского кольца», значок, хранившийся у бабушки, или просто чудный корешок, похожий на дракона. Все экспонаты подписываются, а на карте края отмечается то место, откуда привезен предмет.

Несомненно, создание мини-музея в группе позволяет обогатить и разнообразить образовательный процесс, вовлечь родителей в жизнь группы и ДОУ, создать условия для развития познавательной активности детей. А главное – это послужило стимулом для родителей посетить совместно с детьми музеи Красноярска.

Несколько советов для тех, кто заинтересовался созданием мини-музея:

  1. В нашем мини-музее отсутствует правило «Не трогать руками!». Экспонаты можно не только рассмотреть, но и исследовать на ощупь, что является необходимым условием развития детей с нарушениями речи.
  2. Каждая экспозиция в музее – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
  3. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, а из этого может вырасти новая экспозиция.
  4. Музей должен работать – приглашайте гостей из других групп, проводите экскурсии для родителей. Это поможет не только развивать речь детей, повышать их самооценку, но и заразить родителей музейной педагогикой.
  5. Помимо экспозиций в музее можно создать игротеку с настольными играми и игрушками  по теме экспозиции  и мастерскую, в которой ребенок может создать поделки, рисунки, рукописные книги.
  6. Для поддержания интереса детей к музею должно обеспечиваться постоянное пополнение экспозиции либо ее смена.
  7. Экспонаты музея  можно использовать  в совместной и   самостоятельной деятельности детей.
  8. Не забывайте про эстетичность экспозиции, красиво подписанные, расположенные  на отдельных подставках экспонаты будут не только способствовать эстетическому развитию детей, но и гармонично вписываться в предметно-развивающую среду группы.