Активная консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала»
консультация на тему

Руссова Татьяна Валерьевна

Данный конспект мероприятия может быть полезен педагогам. Мероприятие рекомендуется провести в форме консультации.  По окончании консультации предполагается практическая часть.
Рекомендации: Эта консультация разработана для воспитателей дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)Активная консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала»

                                   «Рисунок – интересная область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел»                  Е. Плотников

Описание: Данный конспект мероприятия может быть полезен педагогам. Мероприятие рекомендуется провести в форме консультации.  По окончании консультации предполагается практическая часть.

Рекомендации: Эта консультация разработана для воспитателей дошкольного учреждения.

Цель: Систематизировать знания педагогов о культурных ценностях народов Бурятии - о пяти основных группах бурятского орнамента, о символике цвета в орнаменте, помочь им улучшить профессиональные знания и умения, творчество, педагогические способности.

Оборудование и материалы: проектор, музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой,  образцы элементов бурятского орнамента  (демонстрация на мультимедийном оборудовании), набор листов разных форм (круг (большой и маленький), прямоугольник, квадрат, длинный прямоугольник) на каждого педагога для творческого самовыражения, цветные карандаши на каждого педагога.

I часть

(Слайд 2) Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Что же такое на самом деле творческие способности и как они проявляются? Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

(Слайд 3) Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческие способности зависит от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

(Слайд 4) В самобытном искусстве Сибири заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком. Поэтому искусство может выполнять важные функции: обогащения мира духовных переживаний ребёнка, развития художественно-творческих способностей, любви к малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом с ним, понимание художественной ценности предметов народного искусства.

(Слайд 5) Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством; природа красочная, яркая и необычная; уникальный животный и растительный мир. Национальная культура – это огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих культурных ценностей, духовно-нравственных традиций, процесса общенационального созидания. Особенности национальных культур заключаются в удивительном разнообразии искусств, самобытности их и неповторимости.

(Слайд 6) Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и преумножать богатства своего народа,  поэтому особое внимание было уделено введению регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Задачи изобразительного искусства: приобщать детей к национальной культуре и искусству, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, знакомить с национальными традициями и культурными ценностями. Национально-региональный материал, в частности орнамент, является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через рисование.

        (Слайд 7) Рассмотрим небольшую часть культурных ценностей народов Бурятии - орнамент.

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре. Художественные традиции   бурятского орнамента   находят   продолжение в творчестве современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности). Часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным  предметом (зданием, домашней утварью, костюмам, ковром) и не может существовать самостоятельно, вне этого предмета.

(Слайд 8) Орнаменты мы видим везде. Они - одно из древнейших проявлений народного творчества. Слово "орнамент” - латинского происхождения, в переводе означает "узор”, "украшение”. Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора - узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

Структура хозяйства зачастую влияла на материал и тематику орнаментируемых изделий, а с материалом взаимосвязаны и особенности техники исполнения. Народ умел украшать свой быт, создавать оригинальные самобытные костюмы и обиходные предметы, щедро и обильно внося в их оформление красочность. Именно в многоцветных орнаментальных мотивах наглядно отразилось духовное богатство, творческая фантазия, любовь к прекрасному, давние художественные традиции бурятского народа. Художественное творчество народа на протяжении столетий было направлено на украшение жилища, утвари, одежды. Своеобразие декора определялось особенностями труда и быта, природных и климатических условий, тесными связями с другими народами.

 Бурятский народный орнамент имеет немало общих черт с орнаментом живших в древности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

(Слайд 9) И.И. Соктоева, К.Б. Шулунова, Р.Д. Бадмаева, художник Лубсан Доржиев и многие авторы посвятили свои работы и альбомы изучению бурятского народного орнамента.
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды); зооморфные или анималистические; растительные (листья, цветы, плоды, лотос); природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь); культовые.

(Слайд 10) Геометрические орнаменты

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. В бурятском и монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла - колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели.

         Свастика - хас. Древний солярный знак - один из самых архаичных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона.

Самым распространенным является Инь-Янь. Символ двойственности мира. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.  Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
            Меандр - называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски "алха” - молоток. Меандр выражает идею вечного движения. Не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи.

(Слайд 11) Зооморфные орнаменты

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.

           На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота. Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани, приносящие людям богатство, изобилие. Обезьяна означает человеческую фантазию, которая резвится на древе воображения; тигр - храбрость; змея - мудрость. Дракон - гибрид нескольких животных, включая змею, ящерицу, птицу и даже льва - мифический персонаж, используемый во многих культурах.
        Самым распространенным орнаментом этой группы является “роговидный орнамент”. Самый распространенный элемент орнамента  -
рог лег в основу бурятского орнамента и связан с представлениями о благоденствии, процветании и плодородии скота.
        В традиционном декоративном бурятском искусстве, встречается мотив парных рыбок и узоры в виде чешуек.
Рыба - существо, обитающее в воде, связана с водным царством, одним из четырех стихий, символизирует бдительность.

Орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты - "шоу” связан с образом черепахи.  Черепаха является символом мудрости.        
           Слон - символ власти и силы, олицетворяет элемент земли. Эмблема мудрости, спокойствия, вечности, сострадания, неуязвимости и осмотрительности, покровитель учености.

           Бабочка на бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности. Этот орнамент используется при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, рукавиц, головных уборов.

           Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц.

(Слайд 12) Растительный орнамент

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор, цветочный узор и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание.

(Слайд 13) Природный (космогонический) орнамент

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.

Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь символ возрождения и очищения.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства.                         Радуга символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели, из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин. Символизирует чистоту, красоту и радость.

Облака –облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства. В монгольской и бурятской традициях - облачный орнамент символизирует полет творческого вдохновения.

(Слайд 14) Культовый орнамент

Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Зонт защищает от злых помыслов. Две золотые рыбы символизируют бдительность. Сосуд, наполненный напитком бессмертия - бумбэ, - сокровищница благих намерений.

         Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением.

(Слайд 15) Рассмотрим символику цвета в орнаменте. В   бурятском     орнаменте преобладают белый, красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый цвета.

Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.

Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.

Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.

Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли – это символ Земли.

Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.

Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.

В декоративных   композициях  предпочтение  отдается  следующим  их сочетаниям: красному с желтым, оранжевому с зеленым, синему с белым.

Коричневый и черный цвета чаще применяются в качестве фона и декоративной отделки.

В орнаменте, как правило,  используются яркие, насыщенные краски, лишенные дополнительных  цветовых оттенков, чем  достигается особенная выразительность узоров.

(Слайд 16) Вывод: Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к творчеству, к выражению ярких эмоциональных впечатлений от созерцания природы. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности, является художественное творчество. Обучение детей рисованию должно способствовать умению ярче и многограннее видеть жизнь и отражать эти впечатления в рисунке.

Благодаря своему активному эстетическому отношению к ритму и цвету, дети легко справляются с узором и очень охотно занимаются декоративной работой. Дети любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные затейливые узоры.

Введение регионального компонента в разные виды детской деятельности способствует формированию выпускника дошкольного учреждения как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Тема регионального компонента для художественного творчества благоприятна и неиссякаема. И только творческое восприятие самого педагога, реализованное в творческих формах работы с детьми, способно вызвать творчество детей. (Слайд 17)

II часть

Практическая часть

  1. Какие орнаменты в данное время и в данном месте имеют место присутствовать? (коллективно).
  2. На экране слайд, где в табличной форме отражены элементы орнаментов и цвета, с  расшифровкой их символики.

Старые бурятские мастера, сравнивая создание орнамента с трудом ученого, говорили своим ученикам: "Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных в мир красок и цветов, имеющих, как и каждый завиток орнамента, свой смысл, цвет, то орнаменты - те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету”.
         
И сходя из этого изречения бурятских мудрецов придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. В нем необходимо зашифровано отразить в виде элементов орнамента пожелание другому человеку, и подарить тому, кому предназначалось это пожелание (индивидуально). (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности...

Консультации для педагогов "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в ...

Консультация для педагогов. "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из лю...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей в летний период"

Самая лучшая творческая мастерская та, которую придумала для нас сама природа – это летняя мастерская под открытым небом, где все материалы для творчества находятся под рукой, нужно только внима...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей по средствам формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения через мир музыки»

  «Музыкальная деятельность дошкольников» – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие&raq...