КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛОВИЧ МАЙНАШЕВ-ХАКАССКОЙ ЗЕМЛИ ПОЭТ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ерикова Любовь Федоровна

МБОУ «Чарковская СОШИ» СПДО Детский сад «Колосок»

Усть-Абаканского  района

Воспитатель: Ерикова Любовь Фёдоров

Конспект занятия подготовительная группа

«Валерий Гаврилович Майнашев – хакасской земли поэт» (Слайд 1)

Цели: Прививать любовь к творчеству поэта В.Г. Майнашева, показать красочность, образность, эмоциональность его лирики.

Задачи: развиватьинтерес  к чтению произведений хакасских поэтов, развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, воспитывать любовь  к своей малой родине и родному краю, умение выразительно читать стихи.

Предварительная работа: Чтение стихов В.Г. Майнашева. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. рассматривание альбома хакаского поэта и книги; рассматривание портрета В.Г. Майнашева, выполненных разными художниками; знакомство с жизнью и творчеством. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах. Игры-драматизации по стихам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг поэта.

  Описание занятия:

1. Организационный момент

Создание доброжелательной атмосферы в группе.

В начале занятия звучит хакасская музыка.

 (1 слайд)

2. Мотивация к деятельности

Воспитатель.   Наше занятие посвящено Хакасии – земле, где мы родились и живем, о людях, живущих на этой земле.

Моё  богатство – земля моя,

Счастье моё  в песнях её.

                                             (Валерий  Майнащев)

Воспитатель.   Наш разговор пойдет сегодня о нашем земляке, выпускнике нашей школы Валерии Гавриловиче Майнашеве.  (Слайд № 2)

3. Основная часть

Воспитатель.   В улусе Ах-хол Усть-Абаканского района Республики Хакасия 25 августа 1948 года родился Валерий Гаврилович Майнашев. (Слайд № 3). Река Ниня,  (Слайд № 4). Несколько домишек на её берегу, кусок ровной степи, убегающей за горизонт, синеющие вдали тасхылы, одинокая сосна, взбежавшая на пригорок, летящие по ветру берёзовые листья и наперегонки с ветром – табун лошадей в степи. Малый уголок Земли, малый кусочек Вселенной. (Слайд № 5)

         Писать стихи начал ещё на школьной скамье. В начальной школе обучался в аале  Ах-хол.  Среднюю в аале Чарков. (Слайд № 6).

Затем учился в Аба­канском пединституте, откуда был переведён на учёбу в Литературный инсти­тут имени А.М.Горького. Возвратившись в Хака­сию стал усиленно работать над стихами.

Жарки.

О жарки, о жарки, вы дети солнца

(Так у нас в народе говорят),

По леса, лишь только май вернётся,

Миллионы солнышек горят… (Слайд № 7).

 

Старый конь

     Старый конь мой игреневой масти,

Много лет мы дружили с тобой,

  И погожим деньком, и в ненастье

  Мы шагаем дорогой одной.

(Слайд № 8)

Воспитатель.   Красота родной земли навсегда пленила сердце поэта.  Лучшие его стихи дышат весной:

Мороз по утрам уже звонок,

Метель ещё шумно метёт,

Но солнце, как белый телёнок,

Сосульки под крышей сосёт.

И радуясь жизни на ветке,

Поёт о весне воробей,

И чудится бабке-соседке:

Журчит под окном ручей.

(Слайд № 9)

        Валерий Майнашев любил свою малую Родину, свой аал, свою маму. Он тосковал вдали от родных мест, но, по возможности, приезжал в гости.

Матери.

…Мне детство в душу эхом отдается,

Я сердцем ощущаю всё без слов.

     Вот снова вижу, как там, у колодца,

       Ты из ведра поишь своих коров…

 

Крашеные ковыли

Степь уходит, степь уходит в прошлое,

В грустную историю земли…

Не приснится ли вдруг, вам,

Как тоскуют без степи кони,

Как о просторах рыдают ветры…

              Воспитатель.   «Я – хакасский сын русского народа», - говорил о себе В. Майнашев. И это действительно так. В его творчестве чувствуется красота родной природы, любовь поэта к ней.

Стараются кукушки,

Поют до хрипоты.

           Цыплячьим нежным пухом

Подернулись кусты.

Зазеленели горы

   И степи и леса,

      На мир таращат лютики

      Желтые глаза.

              Все к жизни пробуждается —

Растет, цветет, поет.

       Благословляет солнышко

Весенний хоровод.

                                                        («Пробуждение»)

            Воспитатель. Валерий Майнашев любил живую природу, призывал охранять и бережно относиться к ней. Наши предки почтительно и уважительно относились к деревьям. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним, как к живым существам и даже просили помощи и благословения. Народная мудрость гласит: «Кто посадит дерево — того благословят внуки, кто срубит — того проклянут дети»

          А леса шумят, как прежде!

И в душе моей опять

Позабытые надежды

  Начинают расцветать.

                                                 («Шум родных моих лесов»).   (Слайд № 10)

 

Физминутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Все открой, не утаи.

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем

Ты же видишь – Мы свои

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.

 

      Воспитатель.       В хакасской семье существует культ березы. Бе­резовый шест вносили в юрту при рождении ребенка. Роженица опира­лась на него во время родов. Колы­бель для младенца изготавливали из березы, которую брали не плакучую, не одинокую (чтобы ребенок не пла­кал, не был одинок), а ровную, дабы жизнь его была ровной. Береза играет значительную роль в жизни хакасов.

     В стихотворении «Светлая сестра»  (Слайд № 10).

Валерий Майнашев с  любовью относится к березе и просит у нее прощения за неуважительное отношение и страдания, которые  нанес ей.                                  

   Сестра, любимая поэтов,

Деревьев первая любовь,

              Встаешь ты, словно луч рассвета,

        Во мгле полей, во мгле лесов.

               Встаешь ты — на душе спокойно.

   В любом неведомом краю

   Я чувствую себя, как дома,

      И все вокруг уже люблю.

           Воспитатель.   С какой болью поэт рассказывает о гибели березы в своем стихотворении «Смерть березы»

              Потускнело  солнце на холодных росах.

За лугами плачет белая берёза,

 Белая берёза плачет-причитает,

             В несказанной боли сердце замирает...

              И погасло солнце на холодных росах –

              До весны далекой умерла береза.

             Воспитатель.       Во всех странах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником челове­ка, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. В день рождения ребенка сажа­ли дерево. У многих народов было распростране­но поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их сущест­вовал строгий запрет.  Срубивший такое дерево сходил с ума или ломал себе руки и ноги, а то и умирал.

            Относясь  к деревьям, как к живым людям, В. Майнашев жалеет и сочувствует им в их одиночестве. 

         Ах, сосна, ты сосна одинокая,

    Много песен сложили тебе.

 Некрасивая и невысокая,

               Ты стоишь на холме средь степей.

              Злые ветры секут тебя яростно,

            Обжигает то холод, то зной,

            Но тебе не уйти и не спрятаться,

                                Все невзгоды встречать лишь одной.    («Сосна»)

              Воспитатель.       К животному миру хакасы отно­сятся также очень бережно. Они с древних времен занимаются охотой, добывают белку, зайца, соболя, уби­вают лосей, косуль, медведей. Но охотники заботились о прирос­те диких животных. Поэтому уже в феврале запрещалось охотиться на животных для сохранения потом­ства.

Под осиной ли или под пихтой

Горько плачет седая зайчиха:

«Ах, мои вы, несчастные дети,

Нac никто не жалеет на свете.

      Днем и ночью нас скушать готовы

      Злые волки, лисицы и совы,

 А куда, а куда нам всем деться?

    Как уйти из родимого леса?

 В аалах лают собаки так жутко.

        Вмиг двуногие спустят с нас шубки.

     Мы живем лишь осиновой коркой,

       И не кажется нам она горькой.

  Что с того, что хотим мы капусту,

  Все равно ведь туда нас не пустят.

     Ах, как тяжко быть зайцем на свете!

         Знайте это и помните, дети.

                                             («Плач зайчихи») (Слайд № 11)

       Воспитатель.       К птицам хакасские охотники тоже относились бережно, не охотились во время высиживания потом­ства. Запрещалось убивать турпана (вид гуся, живущего в Хакасии). Объяснялось, что турпан — праро­дитель хакасского народа.

                             

                                       По весеннему лугу с ружьем за спиной

                                      Я иду и любуюсь зеленой весной.

                                      Вот  на озере синем сквозь светлый туман,

                                      Словно красный жарок, проступает турпан.

                                      И кричит он мне с озера: «Ат» да и «ат!»

                                      Словно  он, а не я перед ним виноват.

                                      Нет, дружище турпан, я не стану стрелять.

                                      Ты, верное, сам это можешь понять.

                                      На горе, под скалою, супруга твоя.

                                      Кто  же будет ей пищу носить без тебя?

                                         Пусть же мирно она там выводит птенцов —
                                      Будет больше на озере нашем жарков.

                                                                       («Турпан») (Слайд № 11)

           В суровые зимы устраивали кор­мушки для птиц, подкармливали жи­вотных. Заготавливали заранее сено, сушили ветки с зелеными листьями, завозили в заснеженную тайгу дру­гой корм.

             

             Воспитатель.    (Слайд 12)   В. Г. Майнашев является автором нескольких поэтических сборников: «Богородская трава», «Голос поля», «Крашеные ковыли». Он перевёл на хакасский язык много поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других русских и советских писателей, поэтов. (Слайд № 13).

            Стихи Валерия Гавриловича Майнашева до сих пор живы,  их читают и взрослые,  и дети. Недаром его называли художником слова

                               Нынче небо, словно лейка.

                             Тучи хлопают в ладоши.

                            Не пугаясь человека,

                        Босоногий пляшет дождик…

                                      Здравствуй, летний дождик вольный,

                   Поливай землицу щедро.

                  Пускай радуга наполнит

                       Прямо в лужах свои ведра.

                           Дождик, дождик, лей под солнцем,

                       Поворачивайся, милый.

                      Пусть живое все напьется

                        И растет с двойною силой!   («Дождь»)

4. Итог занятия.

       Воспитатель.      (Слайд 14) Встреча с поэтом Валерием Гавриловичем Майнашевым заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунок из стихотворения поэта.  

 

 

 

Список литературы

  1. Балгазина А. Н. Моя Хакасия. – Абакан,  Хакас. кн. изд-во, 2004.
  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.
  3. Кошелева А.Л.  Поэтическое слово Сибири. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.
  4. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н.   Писатели и художники Хакасии. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1997.
  5. Майнашев В. Г. Богородская трава. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2002.
  6. Майнашев В. Г. Крашеные ковыли. -  Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2001.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к занятию1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Чарковская СОШИ» СПДО Детский сад «Колосок» Усть-Абаканского района «Валерий Гаврилович Майнашев – хакасской земли поэт» Воспитатель Ерикова Любовь Федоровна

Слайд 2

Моё богатство – земля моя, Счастье моё в песнях её. Валерий Майнащев.

Слайд 3

Валерий Майнашев – хакасской земли поэт

Слайд 4

В улусе Ах-хол Усть-Абаканского района Республики Хакасия 25 августа 1948 года родился Валерий Гаврилович Майнашев.

Слайд 5

РЕКА НИНЯ

Слайд 6

Родина Валерия Майнашева – малый уголок Земли, малый кусочек Вселенной.

Слайд 7

Писать стихи начал со школьной скамьи Ах-хольская начальная школа Чарковская средняя школа

Слайд 8

Жарки. О жарки, о жарки, вы дети солнца (Так у нас в народе говорят), По леса, лишь только май вернётся, Миллионы солнышек горят…

Слайд 9

Старый конь Старый конь мой игреневой масти, Много лет мы дружили с тобой, И погожим деньком, и в ненастье Мы шагаем дорогой одной.

Слайд 10

Дыхание весны Мороз по утрам уже звонок, Метель ещё шумно метёт, Но солнце, как белый телёнок, Сосульки под крышей сосёт.

Слайд 11

Уважительное отношение к родной природе Шум родных моих лесов Светлая сестра

Слайд 12

Бережное отношение к животному миру Плач зайчихи Турпан

Слайд 13

Но я восстану Через века в лучах зари И поднимусь из-под кургана На крыльях вечности парить. И на родимую сторонку С высот небесных нагляжусь.

Слайд 14

Бережно охраняет своего сына мать. Её могила рядом с могилой сына. Теперь они вместе наслаждаются кладбищенской тишиной, ароматом богородской травы, шёпотом первого снега.

Слайд 15

Большое сердце поэта

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Богатыри земли русской"

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Подземные богатства земли».

Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уме...

Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...

Занятие в подготовительной группе "Мы жители планеты Земля"

Цель: Формирование толерантности у старших дошкольниковОбразовательные задачи:Обучающая:1.    Формировать умение находить выход из проблемных ситуаций.2.    Формировать у...

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Планета Земля в опасности!»

Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Развивать познавательную активность, кругозор. Формировать представление о том, что надо любить природу с детства, изучать ее, пра...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы – жители планеты Земля»

Образовательные задачи:- обучать детей творческому пересказыванию;- уточнение и активизация словаря.Развивающие задачи:- Развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи...