"Нәүрүз мөбәрәк булсын" муз.руководитель Мавлетшина Л.Р, воспитатель тат.языка Сагдеева Х.З.
материал (подготовительная группа) по теме

Сагдеева Хадича Загитовна

Бу сценарий мәктәпкә әзерлек һәм зурлар төркемендә үткәрү өчен әзерләнгән.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuruz_kotly_bulsyn.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

“Нәүрүз мөбәрәк  булсын!”

Подготовительная к школе группа.

Цель.

 Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского   народа.

Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоцио-нально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.

Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках.

Предварительная работа.

Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство. Заучивание песень, стихотворений, танцев, песенно-танцевальных игр.

С одной  стороны зала вид весеннего леса. На  верхушке деревьев видны перелетные птицы (  кукушка , скворец, грач).Фонограмма: пение птиц. С другой стороны зала панорама деревни.

                                   

        Под музыку дети входят в зал. Садятся на свои места.                

1ведущая : Исәнмесез балалар! Исәнмесез, хөрмәтле кунаклар! Менә салкын  кыш үтеп китте, ямьле яз җитте. Яз белән бергә Нәү-рүз бәйрәме килеп җитте.

Нәүрүз – язны каршылап, язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәме ул. Нәүрүз сүзе яңа көн (ел) дигәнне аңлата. Нәүрүз бәйрәме – ул игелек, дуслык бәйрәме. Бу гүзәл, язгы бәйрәм көнендә кешеләр бер-берсенә кунакка йөриләр, бер-берсенә булган үпкәләрен оныталар, җырлыйлар , бииләр, рәхәтләнеп күңел ача-лар. Бу бәйрәмнең хуҗасы- Нәүрүзбикә. Нәүрүз котлы булсын! Без сезне күңел ачарга чакырабыз.

Нәүрүз килә, Нәүрүз килә

Илләр, көннәр ямьләнә.

Шатлык белән, бәхет белән

Түрдән уз, түрдән уз.

2ведущая: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Вот и прошла зима, пришла к нам весна - красна, а вместе с ней пришел татарский народный праздник  -  Навруз. Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Нәүрүзбикә. Нәүрүз  котлы булсын!  Мы вас приглашаем на наш  весенний праздник!

1ведущая: Нәүрүз бәйрәме  башланды, ә Нәүрүзбикә юк! Әйдәгез әле балалар, без аның , яз турында шигырьләр сөйлик, бәлки ул килеп тә җитәр.

Тимур,Алия, Камиль, Раиль, Самат, Аяр.

1ведущая: Күренми, әйдәгез бергәләп чакырабыз! Нәүрүзбикә!                      

2ведущая: Нет не идет, ребятки помогите!                      

Дети: Нәүрүзбикә! Нәүрүзбикә, кил монда!

        Звучит “тревожная “музыка, появляется дракон Зилант.

Зилант: Әхә, бәйрәм итеп яталар, мине аҗдаһаны чакырмадылар! Мин сезгә күрсәтермен әле! Ә Нәүрүзбикәне сихерләп Зилант тавына яшереп куйдым.

Охо, празднуете! А меня, дракона Зиланта не пригласили! В новый год приглашали, песни, танцы со мной танцевали, подарки от меня получали, а весной забыли!   Вот за это, я  вашу Нәүрүзбикә унес на своих могучих крыльях  и спрятал на Зилантовой змеиной горе.

2ведущая: Ребята, что же нам делать? Кого же нам позвать? Наступила весна, снег тает и ручейки бегут по полям , горам и наверно хозяйка воды – Водяная видела,  на какой же горе спрятал  Зилант Науруз.Давайте позовем к нам в гости Водяную – Су анасын.

1ведущая: Бик дөрес! Әйдәгез Су анасын чакырыйк.                    

2ведущая: Првильно, ведь её ручейки везде протекают, может они и видели где спрятал Зилант нашу Нәүрүзбикә. Давайте ее песенкой позовем.

                           Песня -  җыр “Яз җитте”. Подг.гр.

В конце танца появляется  Водяная: Нәрсә булды? Что случилось? Зачем же вы меня позвали?

2ведущая: Ребятки расскажите Водяной, что же унас случилось.

Дети: Дракон Зилант обиделся на нас, потому что мы его забыли пригласить на праздник, заколдавал Нәүрәзбикә и спрятал ее на змеиной горе. Помоги нам пожалуйста.

Водяная: Я вам помогу , но сначала я хочу узнать, что же за праздник Навруз, расскажите.

1ведущая:Балалалар, әйдәгез Су анасына Нәүрүз бәйрәме турында сөйлибез.                    

2ведущая: Водяная, ребятки тебе все расскажут о празднике.

Водяная: Что такое Науруз?

1ребенок: Навруз – народный  земледельческий праздник, праздник прихода весны.

Водяная: Когда отмечают этот праздник?

2 ребенок: Отмечают его   в день весеннего равноденствия – 21-22 марта,  когда день равен ночи. Весна вступает в свои права, это начало весенне-полевых работ.

Водяная: А про весну пословицы знаете?

Дети: Знаем, знаем!

        Дети рассказывают пословицы на татарском и на русском языке.

Яз яме чәчкә белән,                                            

Көз яме көлтә белән.

Красота весны в цветах

А Осени в снопах хлеба

              Язгы хезмәт – көзге хөрмәт.

              Язгы көн ел туйдыра.    

              Яз сөрсәң, көз урырсың.

Весенний труд – осенью богатый урожай

Весной посеешь – осенью пожнешь

                                                                   

                                               Яз кайгысын кыш кайгырт,

                                               Кыш кайгысын яз кайгырт.  

Готовься к зиме весной

А к весне - зимой    

   

Водяная: Какую одежду одевают?

4 ребенок: Девушки в этот день надевают новые, яркие платья, сшитые своими руками.

Водяная: Что на столе в этот день?

5 ребенок: В это день на столе стоят тарелки, с крашенными яйцами и пиала с водой, в которой плавает зеленый лист. Посреди стола лежит каравай.

Водяная: Как стол украшали?

6 ребенок: Стол украшают свечами, по числу гостей. Свечи задувать нельзя, чтобы не укоротилась жизнь гостей.

Водяная: Какие вы молодцы! А что делают в этот день?

7ребенок: Навруз – означает «новый день». В этот день все люди ходят друг к другу в гости с букетиками первоцветов и поют песни, посвященные наступлению весны.

 8 ребенок: Дети в этот день ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям.

Водяная: Интересно, я хотела бы посмотреть, как это бывает.

 

Дети идут к дому, стучатся и рассказывают стихи – поздравления.   ( Хозяева им дают угощения.)

Б-р: Исәнмесез!Ач ишегең керәбез

Нәүрүз әйтә киләбез.

Алия. Хәер дога колабыз

Аш-сый көтеп торабыз.

Нәүрүз мөбәрәк булсын.

                           

Адел.Нәүрүз әйттек без сезгә

Хакын бирегез безгә.

Яшегез җитсен йөзгә

Малыгыз артсын көзгә.

Азиля. Син безгә түтәй

Җәтрәк бир күкәй.

Ике тиен бирсәң күп булыр

Тавыгың салыр йөз күкәй.

Рим.Сыерыгыз сөтле булыр

Атыгыз көчле булыр.

Эшләрегез уң булсын

Күңелләрегез хуш булсын.

Бергә. Нәүрүз мөбәрәк булсын!

Әби:                         И-и ,исәнмесез балалар!

                                 Гөрләп тора ишек алдым!

                                 Җырлап тора матур көйгә.

                                 Нәүрүз килә,Нәүрүз килә

                                 Теләк теләп матур көйгә.

Бабай:                          

                                 Хуш киләсең Нәүрүз!

                                  Бирим әле сезгә күкәй,

                                  Май бирим, күмәч, калач.

                                  Бәйрәм көнендә шатланып,

                                  Рәхәтләнеп күңел ач.

Әби.Газиз балаларым. Мин сезгә бәхет, исәнлек телим. Бер-берегезгә ягымлы булыгыз, кешеләр белән исәнләшегез,шул вакытта күңелегезгә изгелек нуры тулыр.

Илсөя. Ал бизәкле, гөл бизәкле

Матур безнең җиребез.

Уйнап- көлеп, җырлап биеп,

Шулай күңел ачабыз. Әйдәгез әби- бабай, безнең белән бергә биеп- җырларга.

Күмәк уен “Кәрия -Зәкәрия”

Дом.В.доме старик и старуха.Дети заходят.

Юля. Науруз пришла,Науруз!

Открывайте ворота,

Подавайте пирога!

Дай блины, дай яиц!

Всем по немножку

Неси не тряси

Даввай,не ломай.!

Бабушка.

Пожалуйте гости добрые, проходите.

Мы наслышаны про этот праздник Науруз.Это праздник встреча весны.На Руси тоже такой праздник отмечается- масленица. Да будет благославенен Науруз.

Алмаз.У доброго хозяина
Родись рожь хороша.

Колоском густа

Соломкой пуста.

Дияр.У скупого хозяина

Родись рожь хороша.

Колоском пуста

Соломкой густа.

Марат Мы вам сказали науруз,

Так дайте нам грош.

Чтоб хозяивам пожилось, побылось.

На двор много лилось.

Дед.не плясали и не пели

Угощенье захотели.

Погодите же постойте

Песеньку сначала спойте.

Песня ст.гр. “Весна идет”

Водяная: Я согласна помочь вам, много я узнала нового и интересного о празднике Науруз.

Водяная: Мои дочери-реки быстрые протекали по змеиной горе и видели куда спрятал Зилант Науруз. Мои птички  приведет Наурузбике на праздник.А мне пора прощаться, с праздником друзья! (Пожелания) Уходит.

     Звучит фонограмма “Пение птиц”  Птички заводят Нәүрүзбикә

Нәүрүзбикә: Исәнмесез балалар, кунаклар! Здравствуйте дорогие  дети,  уважаемые гости! Это я Нәүрүзбикә – дочь весны, поздравляю всех вас с праздником!  

1ведущая: Исәнме Нәүрүзбикә,

Хуш киләсең әйдә.

Сине күптән без

Сагынып көтәбез.

Нәүрүзбикә Кояш сибә җылы нурын

Болын кырларга

Без җыйналдык язны мактап

Биеп җырларга. Әйдәгез, минем чәчәкләрем , биеп алыгыз.

 “Чәчәкләр белән бию “подгот.гр.

.

                    Неожиданно, в конце песни входит  Дед Мороз

Д. М.: Исәнмесез кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар! Здравствуйте!

            Что это вы празднуете без меня? Миннән башка бәйрәм итеп яталар.

1ведущая: Тукта әле Кыш бабай, кызма. Безгә Яз кызы – Нәүрүзбикә килде, без аны каршылап  бәйрәм итәбез.

Д. М.: Это как же так?  Я ведь еще не ушел, уходить не собираюсь! Смотрите, кругом снег еще лежит. Мин әле  китмәгән, ә алар бәйрәм итәләр. А вот мы сейчас посмотрим кто из нас сильнее, быстрее,  лучше! Кто сильнее тому и править! Вот мои сани, оба разбежимся в разные стороны, кто быстрее сядет на сани, тот и выиграл.

        Соревнуются,  Д. М. уступил  Нәүрүзбике- она победитель!

Д. М.: На этот раз я оплошал малость, но мы сейчас посмотрим кто сильнее! Айда Нәүрүзбикә померимся силами. Хәзер мин күрсәтәм кем көчле!        

1ведущая: Балалар, әйдәгез Нәүрүзбикәгә булышабыз!  

2ведущая: Ребятки, давайте поможем нашей Нәүрүзбике.

                                       

                      Перетягивание каната. Д. М.,  опять проигрывает.

1ведущая: Балалар, ә сез көч сынап карыйсызмы?

2ведущая:  Дети, а вы хотите помериться силами?          (Дети тоже соревнуются.)

Д.М.- Юк, юк, мин китмим. Тартышмыйча гына язга - Нәүрузбикәгә биләмәләремне бирү юк.

Нәүрузбикә. Синен бөтен шартларыңа да күнәм мин.

Кыш бабай.

Менә кашык, менә күкәй,

Тот кулыңа, чибәркәй.

Син дә йөгер, мин дә калмам.

Кем узар бу ярышта?

(Нәүрузбикә беренче булып килә, балалар ярышлары.)

Д. М.: Туктагыз әле туктагыз, әйдә әле Нәүрүз биеп карыйк,  кем матуррырак биер икән.                

Нәүрүзбикә:  Әйдә  Кыш бабай биибез.

                            (Танец и Д. М. падает)

Д. М.:    Уф арыдым, эрим, агам, таю помогите!

1ведущая: Балалар, Кыш бабай эри, җилләтергә кирәк.

2ведущая: Дед Мороз тает, ребятки давайте подуем на него.

                   (Дети дуют на Дед Мороза)

Д. М.:  Менә күрдегезме җиңелдем. Доченька  Нәүрүзбикә, ты быстрая, сильная, трудолюбивая и я могу со спокойной душой оставить тебе трон.

 Поздравляю всех вас с праздником, счастья вам, здоровья и благополучия!

 Исән - имин булыгыз! Сау булыгыз! ( Уходит )

Нәүрүзбикә: Сау бул Кыш бабай! Тынычлап ял ит.

Зилант: Туктагыз! Туктагыз! Подождите!   (Громко кричит.)

Зинһар мине гафу итегез! Минем бәйрәмгә киләсем килгән иде.

Я понял, что без Нәүрүзбике не наступит весна, не зацветут цветы, не проснутся от зимней спячки звери.

1ведущая: Нәүрүзбикә, балалар әйдәгез без аны гафу итик.

2ведущая: Простим его, ребятки?

Дети: Әйе, әйдәгез гафу итик. Простим его.

   

                 "Яз житә" жыры (Ж.Фәйзи музыкасы, Ф.Кәрим шигыре ) башкарыла.

Зилант: Зур рәхмәт сезгә балалар! Бәйрәм белән сезне! Нәүрүз котлы булсын! Уңышларыгыз бай булсын! Спасибо вам всем, с праздником всех!

Здоровья вам всем, благополучия и щедрого урожая! Ну а мне пора домой, на змеиную гору, не забывайте про меня, на все праздники приглашайте!

Уходит

1ведущая:  Бәйрәмебез ахырына якынлашты.  Бәйрәм белән сезне матур кызлар, зур малайлар һәм хөрмәтле кунаклар! Исәнлек-саулык, зур уңышлар  телим сезгә, ә хәзер әйдәгез күчтәнәчләр белән чәй эчәбез.

2ведущая: Вот и праздник наш подошёл к концу. Здоровья вам ребятки и вам уважаемые родители, благополучия всем! А сейчас все вместе будем угощаться!

1ведущая:  Бүгенге гүзәл мизгелләр

Күнелләрдә калсын уелып.

Тагын шулай, дуслар, бергәләшеп,

Очрашырга язсын әҗыелып.

Бергә. Хушлашмыйк без, дуслар,

Бары саубуллашыйк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»

Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д.  прослушивание аудиозаписей....

«Дөньяда иң –иң матур тел, ул минем туган телем» воспитатель татарского языка Сагдеева Х.З, муз. руководитель Мавлетшина Л.Р.

Максат һәм бурычларГади диалогта катнаша белү, татарча дөрес итеп сөйләшә алу мөмкинлекләрен камилләштерү. Ана телен ярату, ихтирам иту тойгылары тәрбияләү. Туган жир, туган ил, туган телне ярату, өйр...

Развлечение для детей во 2 младшей группе « С Мойдодыром мы дружны ,нам микробы не страшны !»Провела :Дунаева воспитатель русского языка.

Развлечение для детей во 2 младшей группе « С Мойдодыром мы дружны ,нам микробы не страшны !»Провела :Дунаева воспитатель русского языка.Развлечение для детей младшей группыПрограммные задачи• Закрепл...

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников,  приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....

Карта результативности воспитателя (русский язык)

результаты деятельности воспитателя (русский язык)...

Программа обучения воспитателей татарскому языку

Данная программа используется при обучении воспитателей татарскому языку....