Конспект итогового занятия по ФЦКМ "Путешествие по северной земле
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Гарипова Альбина Ильфатовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

 

Конспект итогового занятия

по формированию целостной картины мира

у детей  подготовительной к школе группы

«Путешествие по северной земле».

 

 

Воспитатель: Гарипова А.И.

 

 

 

Цель. Предоставить детям возможность проявить свои знания о родном крае.

Задачи. Учить составлять герб своей группы; расширять знания детей о родном поселке, о значении символики поселка Пангоды; о природе своего края; закреплять название округа, района, поселка, в котором живут дети, названия  животных полярных районов земли; северных  ягод и грибов; воспитывать волю к победе, положительные нравственные качества, чувство любви к родному поселку.

Материалы и оборудование: конверт с письмом, почтовый конверт, карточки с изображением животных полярных районов земли, северных ягод, разрезные картинки северных грибов, картинки с изображением зданий поселка Пангоды и других городов России, картинки с изображением природы родного края и других районов страны, 4-5флагов различных городов России, флаг поселка Пангоды, герб группы, фишки и призы на каждого ребенка, эмблемы команд по 2 вида 5 штук, «паспорт» группы,  атрибуты для почтальона, 2 диплома для команд.

Предварительная работа: разучивание стихотворения о поселке, рассматривание фильмов, альбомов о родном крае.

Ход занятия.

Группа украшена фотографиями из жизни Надымского района и поселка Пангоды, выставлены альбомы о родном крае.

Воспитатель. Ребята, скажите,  вы любите край, в котором вы живёте? (Ответы детей.) А хотите отправиться в путешествие по северному краю? (Ответы детей.) Замечательно, тогда в путь.

Раздается стук в дверь. Воспитатель интересуется, кто пришел. В группу входит почтальон Печкин.

Печкин. (Разговаривает сам с собою) По-моему, я по верному адресу пришел. Сейчас точно узнаю. Здравствуйте, тут вам письмо пришло, только я вам его не отдам.

Воспитатель. Это почему же вы нам его не отдадите, ведь оно, наверное, нам адресовано?

Печкин. Адрес указан на конверте, только сомневаюсь я – для вас ли это письмо. А что думать-то, гадать. Вот я сейчас и проверю. (Печкин спрашивает у детей как называется округ, в котором они живут, район, поселок, название детского сада и группы, дети отвечают на вопросы.) Надо же, все верно назвали. Придется, видимо, письмо-то отдать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Конспект итогового занятия

по формированию целостной картины мира

у детей  подготовительной к школе группы

«Путешествие по северной земле».

Воспитатель: Гарипова А.И.

Цель. Предоставить детям возможность проявить свои знания о родном крае.

Задачи. Учить составлять герб своей группы; расширять знания детей о родном поселке, о значении символики поселка Пангоды; о природе своего края; закреплять название округа, района, поселка, в котором живут дети, названия  животных полярных районов земли; северных  ягод и грибов; воспитывать волю к победе, положительные нравственные качества, чувство любви к родному поселку.

Материалы и оборудование: конверт с письмом, почтовый конверт, карточки с изображением животных полярных районов земли, северных ягод, разрезные картинки северных грибов, картинки с изображением зданий поселка Пангоды и других городов России, картинки с изображением природы родного края и других районов страны, 4-5флагов различных городов России, флаг поселка Пангоды, герб группы, фишки и призы на каждого ребенка, эмблемы команд по 2 вида 5 штук, «паспорт» группы,  атрибуты для почтальона, 2 диплома для команд.

Предварительная работа: разучивание стихотворения о поселке, рассматривание фильмов, альбомов о родном крае.

Ход занятия.

Группа украшена фотографиями из жизни Надымского района и поселка Пангоды, выставлены альбомы о родном крае.

Воспитатель. Ребята, скажите,  вы любите край, в котором вы живёте? (Ответы детей.) А хотите отправиться в путешествие по северному краю? (Ответы детей.) Замечательно, тогда в путь.

Раздается стук в дверь. Воспитатель интересуется, кто пришел. В группу входит почтальон Печкин.

Печкин. (Разговаривает сам с собою) По-моему, я по верному адресу пришел. Сейчас точно узнаю. Здравствуйте, тут вам письмо пришло, только я вам его не отдам.

Воспитатель. Это почему же вы нам его не отдадите, ведь оно, наверное, нам адресовано?

Печкин. Адрес указан на конверте, только сомневаюсь я – для вас ли это письмо. А что думать-то, гадать. Вот я сейчас и проверю. (Печкин спрашивает у детей как называется округ, в котором они живут, район, поселок, название детского сада и группы, дети отвечают на вопросы.) Надо же, все верно назвали. Придется, видимо, письмо-то отдать.

Воспитатель. Конечно, Игорь Иванович, нам уже не терпится узнать, что же в этом письме написано.

Печкин. Погодите, гражданочка, а документы у вас при себе имеются?

Воспитатель. Конечно, имеются. Вот, пожалуйста, паспорт нашей группы «Радуга», здесь и печать есть (Демонстрирует «паспорт группы».)

Печкин. Все верно, ну тогда, получайте. (Протягивает конверт воспитателю.) Ответ писать будете?

Воспитатель. Мы еще не знаем, что в этом конверте, но если нужно будет написать ответ, мы непременно вам сообщим.

Печкин. Ну, тогда, прощевайте. Если что – зовите, а я дальше пошел почту разносить.

Воспитатель и дети. Спасибо вам!

(Печкин уходит.)

Воспитатель. Интересно, от кого нам письмо пришло? (Читает на конверте обратный адрес, распаковывает конверт, достает оттуда письмо.) Письмо от Матушки-природы. (Читает.)

«Здравствуйте, дорогие ребята, я узнала, что в вашей группе дети любят свой край. Я очень этому рада. Поэтому, хочу пригласить вас в путешествие по Северной земле. А чтобы вам было интереснее путешествовать, посылаю своих помощников. Кто они, догадайтесь сами. Удачи вам и увлекательных приключений! Матушка-природа».  А  мы как раз собирались отправиться в путешествие. Кого же в помощь нам прислала Матушка-природа? ( Вынимает их конверта цветные карточки с загадками.) Вам нужно отгадать загадки. Если отгадка верная, то  вы увидите героя этой загадки. Слушайте первую загадку:

1 задание:

Зеленый конверт

Осторожный, чуткий, смелый,

Зимой ходит в шубке белой.

Шубкою гордится –

Младший брат лисицы. (Песец.)

Воспитатель. Послушайте следующую загадку:

Желтый конверт

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник, ягель рвет.

                                     (Северный олень.)

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель. А вот и третья загадка:

Синий конверт

Он полярный житель,

Льда и снега повелитель.

В белой шубе между льдин

Бродит этот исполин.

                                  (Белый медведь.)

           (Дети отгадывают загадку).

Воспитатель. От кого же загадка в красном конверте?

Красный конверт

Этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты.

          В море плавает весь день,

          Угадайте, кто?..

                                    (Тюлень.)

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель. А теперь отгадайте последнюю загадку:

Оранжевый конверт

У него есть усы,

У него есть клыки.

А клыки – не коротки,

И усы его густы.

                                 (Морж.)

(Дети отгадывают загадку).

2 задание: Молодцы, ребята, все загадки верно отгадали! А теперь, обобщите названия животных, о которых шла речь. (Дети отвечают, что это животные полярных районов земли.)

Воспитатель (заглядывает в конверт). Подождите-ка, ребята, здесь еще что-то есть. Оказывается,  здесь еще есть задания, которые помогут в нашем путешествии. Вам нужно разделиться на две команды: 1 команда «Полярники», 2 команда «Сибиряки». А команда-победитель будет получать фишку, потом мы сосчитаем количество всех выигранных фишек и определим команду-победителя всех заданий. (Дети делятся на две команды, получают эмблемы команд.) Отправляемся в лес и в тундру. А на чем же можно путешествовать по нашей северной земле? (Дети отвечают, что на оленьих упряжках.) Нарты будут подходящим транспортом. Ну, что, садимся на нарты и отправляемся в путь! Команда «Полярники» будут  погонщиками, а команда «Сибиряки» будут оленями. ( Звучит отрывок из песни «Северный край», дети имитируют езду на нартах, «останавливаются».)

3 задание: Сходим с нарт. Мы очутились в тундре. Итересно, каким будет следующее  задание от матушки-природы. (Открывает зеленый конверт, читает следующее задание.) Здесь сказано, что вам нужно назвать все ягоды, которые растут в северных широтах.  Нужно распределиться по командам: «Полярники» «собирают» ягоды и относят к правому столу, а «Сибиряки» - к левому. Победит та команда, которая первой правильно соберет и назовет  ягоды. (Дети выполняют задание, воспитатель вручает фишку победителям.) Отлично, и с этим заданием вы справились! Продолжаем наш путь по тундре.

4 задание:. Какое же задание приготовлено в оранжевом конверте? (Открывает конверт, читает задание). Вам нужно собрать съедобные грибы и назвать их. Но вот незадача, подул ветер и разорвал картинки, теперь их нужно правильно соединить.  Команда «Сибиряки» собирают грибы за левым столом, команда «Полярники» - за правым. Победит та команда, которая первой правильно соберет и назовет  грибы. (Дети составляют разрезные картинки с изображением грибов на столах.) Посмотрим, все ли дети  правильно собрали грибы. (Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, вручает фишку победителям) 

Что же, пора отправляться в обратную дорогу. Возвращаемся в поселок. Теперь погонщиками будет команда «Сибиряки». А оленями – команда «Полярники». ( Звучит отрывок из песни «Здравствуй, Пангоды», имитируют езду на нартах, останавливаются».)

 Вот мы и приехали в поселок. А путешествие мы продолжим пешком, как настоящие туристы. Закидываем за плечи рюкзаки. (Дети имитируют движения.) Вперед! К выполнению следующего задания. (После прохождения одного круга по группе, дети рассаживаются на стулья перед мольбертами.) 

5 задание: Что же в желтом конверте? (Открывает, читает.) Команда «Полярники» будет собирать картинки с изображением зданий поселка Пангоды, а команда «Сибиряки» - картинки с изображением природы нашего края. Та команда, которая первая  правильно выполнит задание, получает очередную фишку. Приступайте. (Дети выполняют задание, после окончания воспитатель объявляет команду – победителя, вручает фишку.) И с этим заданием вы справились, молодцы.  

6 задание: Посмотрим, какое задание приготовлено в красном конверте. (Открывает, читает.) Вам нужно рассказать о символике нашего поселка. Найти флаг поселка Пангоды, рассказать, что он символизирует, и придумать герб своей группы. (Дети находят из предложенных 4-х флагов флаг поселка Пангоды, объясняют, что он символизирует, после этого воспитатель предлагает свой вариант герба группы «Радуга», дети объясняют его значение.) И с этим заданием вы справились! А теперь, подсчитываем выигранные фишки. (Воспитатель вместе с детьми,  считает количество фишек каждой из команд, определяют, у кого больше.) Ну, что же, по итогам подсчета выигрывает команда (называет команду-победителя, заглядывает в конверт),  ребята, все задания Матушки-природы мы выполнили, но здесь что-то еще есть (достает из конверта поощрительные призы для всех детей.) За то, что вы были внимательные, дружные, умелые и трудолюбивые, Матушка – природа попросила наградить вас призами. Как вы думаете, Матушке – природе будет интересно узнать, понравилось ли вам путешествие? (Ответы детей.) Давайте, вы расскажете, как вы сегодня путешествовали, что вам больше всего понравилось, а я запишу ваши ответы и письмом отправим Матушке – природе. (Дети рассказывают, педагог записывает.) Молодцы, ребята, вы  сегодня показали свои знания о северном крае, о своем родном поселке Пангоды, значит, вы очень любите свой поселок. (Ребенок читает стихотворение «Наш поселок».)

Мы любим все посёлок свой.

Сияет солнце над рекой,

Или мороз сковал окно –

Его мы любим всё равно.

В поселке этом мы живем,

И он растет, и мы растем.

Воспитатель. Ну вот, письмо мы сейчас запакуем в конверт и отправим по почте Матушке-природе. (Педагог, упаковывает письмо в конверт, подписывает его, приходит почтальон Печкин.)

Печкин. Ну вот, всю корреспонденцию разнес, на обратном пути к вам зашел. Есть что-нибудь отправить по почте?

Воспитатель. Вы как раз вовремя зашли, Игорь Иванович. Мы написали ответное письмо, пожалуйста, отправьте его по указанному адресу.

Печкин. Все будет сделано наилучшим образом. Я пошел, до свидания!

Все прощаются с Печкиным.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Самоанализ итогового занятия

по формированию целостной картины мира

«Путешествие по северной земле»

в подготовительной группе.

Тема занятия: «Путешествие по Северной земле».

Вашему вниманию было предложено занятие с одной подгруппой детей подготовительной группы детского сада. В подгруппе 10 человек.

На начало года показали:

Высокий уровень __________дет.

Средний уровень __________дет.

Низкий уровень ___________дет.

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

Цель занятия: Предоставить детям возможность проявить свои знания о родном крае. Поддерживать стремление гордиться своей малой Родиной.

На занятии решались следующие задачи:

Обучающая: учить составлять герб своей группы;  расширять знания детей о родном поселке, о значении символики поселка Пангоды; о природе своего края.

Закрепляющая: закреплять название округа, района, поселка, в котором живут дети, названия  животных полярных районов земли; северных  ягод и грибов.

Воспитательная: воспитывать волю к победе, положительные нравственные качества, чувство любви к родному поселку.

Технология занятия представлена в форме диалогово-игрового обучения.

Продолжительность занятия ________минут.

Структура представлена 4 частями: организационный момент, вводная часть, практическая часть, подведение итога занятия.

Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям.

Организационный момент занятия (взаимное  приветствие, эмоциональный настрой) подготовил детей к предстоящему занятию. Заданный воспитателем вопрос «Любите ли вы свой край, за что?» вызвал у детей эмоциональный отклик и определил смысловую завязку занятия.

Введение сюрпризного момента (приход в группу почтальона Печкина) позволило заинтересовать детей, а отвечая на вопросы персонажа («как называется округ, в котором вы живете?» «какое название вашего поселка?»), дети активизировали в памяти знания, полученные ранее на занятиях.

Чтение письма от Матушки-природы мотивировало желание детей к практической деятельности (отправиться в путешествие по Северному краю и выполнить задания Матушки-природы).

Деятельность детей во время занятия в форме соревнования двух команд («Полярники» и «Сибиряки») способствовало динамике и эмоциональной насыщенности занятия, а так же предопределил ситуацию успеха детей. Использование музыкального сопровождения (записи фрагментов песен «Северный край, «Здравствуй, Пангоды») также вызвал эмоциональный отклик у детей и позволил определить идею следующего задания.

Нетрадиционный подход к подведению итога занятия (ответное письмо  ребят для Матушки-природы, вручение призов и грамот) позволил в непринужденной форме проанализировать детьми свою деятельность на занятии.

Включение психических познавательных процессов на занятии прослеживалось в ходе разгадывания загадок о животных полярных районов земли (развитие воображения), а так же в ходе логического мышления при составлении герба группы и составлении разрезных картинок с изображением северных грибов.

Решение первой задачи реализовывалось в ходе практической деятельности («5 задание: команда «Полярники» будет собирать картинки с изображением зданий поселка Пангоды, а команда «Сибиряки» - картинки с изображением природы нашего края. 6 задание: найти флаг поселка  Пангоды и рассказать, что он символизирует»). Рассуждение детей о связи между названием группы («Радуга»), символах Северного края (олень, северное сияние), теплоты и мира (солнце), позволило детям понять принцип составления герба.

С решением первой задачи справились на:

Высоком уровне _________дет.

Среднем уровне __________дет.

Низком уровне __________  дет.

Вторая задача реализовывалось посредством игрового приема (почтальон Печкин проверяет знания адреса у детей ) и разгадывания загадок о северных животных, а так же в ходе практической деятельности (сбор картинок с изображением северных ягод и грибов).

С решением второй задачи справились на

Высоком уровне _________дет.

Среднем уровне __________дет.

Низком уровне __________  дет.

Воля к победе прослеживалась в процессе стремления детей правильно первыми закончить задание, а рассуждение детей о любви к своему краю способствовало решению третьей задачи.

С решением третьей  задачи справились на:

Высоком уровне _________дет.

Среднем уровне __________дет.

Низком уровне __________  дет.

В заключительной части занятия был подведен итог деятельности детей (ответное письмо для Матушки- природы о том, что больше всего понравилось детям во время путешествия), и дана положительная оценка деятельности каждого ребенка (вручение призов и грамот).

В течение всего занятия были использованы педагогические приемы, повышающие эффект занятия:

- прерывание речи и использование догадки («Если наша группа называется «Радуга», то,  что должно быть нарисовано на гербе?..)

- контрольные вопросы («Почему вы любите свой край?»)

Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной деятельности детей: рационально размещено оборудование, эстетично оформлены пособия.

Соблюдены дидактические принципы: активность, наглядность, последовательность,  доступность, научность, развитие, психологический комфорт.

Все это оказало положительное влияние на творческую и познавательную деятельность детей.

Таким образом, на занятии показали:

Высокий уровень _______дет.

Средний уровень _______дет.

Низкий уровень ________дет.        

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по ознакомлению детей с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту: « Земля держится на зерне»

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту:  « Земля держится на зерне»Цели и задачи:...

Конспект итогового занятия "Земля - наш дом"

Цели:  Углубить у детей представления о планете Земля, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру....

Конспект итогового занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему "День Земли"

Конспект итогового занятия по окружающему миру в подготовительной группе.Тема: «День Земли»Цель: рассказать детям о том, что Земля — наш общий дом. Раскрыть важность охраны окружающе...

Конспект итогового занятия с детьми 5-6 лет по теме: «Верность родной земле» по программе «Социокультурные истоки»

В данном конспекте описывается занятие по программе социокультурным истокам по теме: "Верность родной земле". К ребятам в гости приходит сказительница. она беседует с детьми о богатырях. В р...

Конспект итогового занятия "Солнце, Земля и другие планеты"

Программное содержание: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, учить подмечать особенности каждой планеты. Закрепить знания детей о расположении звезд в галактике....

Конспект итогового занятия по теме: "Животные Севера" -"Попасть бы вдруг на северный полярный круг"

Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера....