Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хузина Рида Кадимовна

     Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

Программное содержание.

1. Дать детям знания о том, что такое архитектура.

2. Расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.

3. Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, основные достопримечательности.

4. Развивать память, внимание, коммуникативную функцию речи.

5. Воспитывать интерес к истории родного города и края, чувство любви и гордости за свой край и желание сделать его еще красивее.

Интегрируемы образовательные области

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Музыкально-художественная

Чтение

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы: рассказ «Как искали тюменскую нефть», сборник стихотворений «Мой северный город» Ю. Магутина, стихотворения о нашем крае А. Тарханова, Ю. Шесталова. Заучивание наизусть стихотворения «Родной город» О. Шишковской, отрывок из стихотворения «Моему городу» Г. Вершиненой. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о родном крае, пословиц коренных жителей нашего края об оленях. Беседы о родном крае, городе, о труде родителей. Рассматривание иллюстраций о городе, о родном крае. Оформление стенда «Будущее нашего города глазами детей» (рисунки детей).

Материал.

Иллюстрации с видами родного города, герб города, флаг Ханты-Мансийского округа, кукла Марина, мяч, аудиозапись: «Самотлорский вальс», «Песня о Самотлоре», карта ХМАО, города Нижневартовска.

Словарная работа. Ханты-Мансийский округ, купцы, пристань, герб, архитектура.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехала из Москвы кукла Марина. Ей очень понравился наш город. Она хочет узнать об истории возникновения нашего города. Чтобы рассказать, как возник наш город, мы поедем в музей. Сядем в автобус (дети садятся на стулья). Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Д: Мы живем в России.

Воспитатель: Как называется столица России?

Д: Столица России называется Москва.

Воспитатель: А какие города вы еще знаете?

Д: Петербург, Волгоград, Тюмень…

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Д: Города бывают маленькие и большие, молодые и старые, отличаются зданиями – архитектурными постройками.

Воспитатель: Да, ребята, город отличается от другого прежде всего зданиями. Во всех городах есть такие здания, которых нет в других городах. Или по-другому можно сказать, что в каждом городе своя архитектура. Архитектура – это строительство зданий и других сооружений. Давайте это новое слово скажем все вместе (дети сначала произносят новое слово хором, а потом воспитатель спрашивает нескольких детей индивидуально). А как называется человек, который придумывает различные здания и сооружения?

Д: Архитектором.

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята! Вот мы приехали в музей. (Дети встают и подходят к стендам). Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Д: Наш город называется Нижневартовск.

Воспитатель: К какому округу относится наш город?

Д: Наш город относится к Ханты-Мансийскому округу.

Воспитатель: А почему он так называется?

Д: Потому что, коренные жители нашего края ханты и манси.

(Воспитатель предлагает рассмотреть флаг Ханты-Мансийского округа).

Д: Это флаг нашего округа.

Воспитатель: Какие цвета на флаге вы видите? Что они обозначают?

Д: Зеленый цвет – это значит, что в нашем крае много лесов. А синий цвет – это вода, синий цвет – это цвет мира, веры. Это значит, народ любит свой край, защищает его, верен ему.

Воспитатель: Что обозначает рисунок на флаге?

Д: Это узор коренных жителей нашего края – оленьи рога.

Воспитатель:  А почему именно оленьи рога нарисованы?

Д: Потому что вся жизнь связана с этим животным. Это животное их и одевает, обувает, и кормит.

Воспитатель: А что они сами (ханты и манси) говорят об этом животном?

Д: Есть такие пословицы и поговорки об оленях: «Олень есть – жизнь есть», «Олени – мое богатство», «Олени - наши друзья».

(Воспитатель предлагает рассмотреть герб города Нижневартовска).

Д: Это герб нашего города.

Воспитатель: Какие рисунки вы видите? И что они обозначают?

Д: Ель – это, говорит о том, что мы богаты лесами, а рыба – значит, люди занимаются рыболовством. А эти черные капли обозначают, что здесь добывают нефть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас в городе улицы очень красивые. Давайте поиграем в игру «Назови улицу». (По ходу игры спрашивать, почему улицу назвали Пионерской, Дружбы Народов, Нефтяников, Ханты – Мансийской).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нижневартовск – красивый, молодой город. А всегда ли он был таким?

Д: Нет.

(Беседа продолжается сидя).

Воспитатель: А что было раньше?

Д: Много лет тому назад была здесь деревянная пристань и избушка сторожа. Вот однажды вышли на берег Оби два брата – Тихон и Артемий Ламбины. Они поставили здесь свои первые дома.

Воспитатель:  Да, ребята, сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса и были болота. И вот пришли люди, понравились им эти места, и они здесь поселились. А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома?

Д: Люди поселились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Рядом река Обь, там много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду – это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Вот поэтому люди выбрали это место.

Воспитатель: А вот работники музея приготовили вам задание. Они хотят узнать, знаете ли вы, чем занимались люди в то время. (Перед детьми листы с рисунками. Дети обводят фломастером подходящие рисунки. Проверяется задание).

Воспитатель: Ребята, значит, чем занимались люди?

Д: Люди занимались рыболовством, охотой, собирали грибы и ягоды, заготавливали дрова для проходящих пароходов. Сюда приплыли на пароходах купцы (торговцы). И люди сдавали купцам рыбу, ценные меха в обмен на хлеб, соль, мыло.

Воспитатель: Да, ребята, вот так образовалось село. А что было дальше?

Д: А потом приехали геологи искать полезные ископаемые. И нашли нефть.

Воспитатель: Правильно, а потом приехали нефтяники, начали добывать нефть. У нефтяников были семьи. Строители для детей построили садики, школы. Люди болели – построили больницы. После работы, чтоб люди отдыхали – построили дома культуры… Так образовался город. А люди каких профессий живут в нашем городе?

Д: Нефтяники, врачи, учителя…

Воспитатель: Вот перед нами открытки с иллюстрациями нашего города. Смотрю и не пойму, открытки перепутаны с иллюстрациями другого города. Ребята, выбирайте только те открытки, где изображен наш город.(Дети выбирают открытки и рассказывают о том, что изображено в открытках: «Дворец Культуры», «Парк Победы», «Памятник покорителям Самотлора»…). Молодцы, ребята! А сейчас пора обратно в садик.(Дети садятся на стулья. Включается музыка «Самотлорский вальс»). Да, ребята наш город очень красивый. Все, кто в нем жил и живет любили и любят его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинках. А вы знаете стихи о нашем городе? (Дети рассказывают).

  1. Я люблю тебя, мой город,

Роднее нету ничего.

Ты так красив и молод,

Тобой любуюсь я давно.

  1. И мы должны беречь наш город,

Любить его и сохранять.

Он жизнь дает нам год за годом,

А мы поможем ему встать.               О. Шишковская.

Отрывок из стихотворения «Моему городу»

      Прекрасен северный наш город

      Среди тайги, песка, болот,

      По-своему он людям дорог,

      Хоть и полно хлопот, забот.              Г. Вершинина.

Воспитатель: А какие народные пословицы или поговорки вы знаете о родном крае?

Д: 1. «Каждому свой край сладок».

     2. «Береги землю родную, как мать любимую».

     3. «Всякому мила своя сторона»

     4. «На чужой земле и весна не красна».

     5. «Родина – мать, умей за нее постоять.

Воспитатель: Вот и приехали в детский сад. Наш город с каждым днем растет. Строятся другие новые здания. Давайте посмотрим наш стенд «Будущее города глазами детей. (Дети подходят к стенду и рассказывают по своим рисункам, каким хотели бы они увидеть в будущем свой город).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Марина говорит, что вы очень много знаете о родном городе. Ей было интересно. Давайте мы ей подарим набор открыток с иллюстрациями нашего города. Марина вернется к своим друзьям и покажет наши открытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Познавательное занятие для детей 5-6 лет "Родной Нижневартовск" (история возникновения города).

Цель данного проекта:- Расширить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.- Закрепить знания детей о родном городе (символика, достопримечательности, названия улиц); - Упражнят...

Конспект занятия «Родной мой Нижневартовск» (история возникновения города)

Расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, ...

Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"

Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"...