Творческий отчёт в области охраны окружающей среды. К окружному конкурсу "Эколог Югры"
материал (подготовительная группа) на тему

Канева Людмила Игоревна

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
        Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot_k_okruzhnomu_konkursu_ekolog_yugry.docx557.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 общеразвивающего вида с осуществлением  приоритетной деятельности

 по художественно-эстетическому направлению развития

 «Золотой ключик»

Окружной  конкурс на звание «Эколог Югры – 2014»

Творческий отчет   в   области

охраны окружающей среды

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\сканирование0003.jpg

                                                      Выполнила

Канева Людмила Игоревна

                                                                   Воспитатель  д.с. «Золотой ключик»

Игрим

2014

Введение

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
       Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
       Экологические знания, дети нашего дошкольного учреждения получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведения опытов в экологической лаборатории, на занятии по изобразительной деятельности, в играх и при решении логических задач, во время ухода за аквариумом.

Основной целью моей работы является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

Направления индивидуальной деятельности:

Наш детский сад расположен среди сосен, рядом  находится  парк  и недалеко от реки,  что создает благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

Особенно эффективно проходят экскурсии в парк. Там происходит живое знакомство с его обитателями. Воспитатели обращают внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, тут же идет непринужденная беседа о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением.

Я определила следующие основные направления по данной теме:

Ожидаемые результаты экологического воспитания:

- создание на территории МБДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня знаний по экологии у детей дошкольного возраста;

- совершенствование  уровня знаний, экологической компетентности родителей;

- изменения % соотношения параметров о представлениях детей старшего возраста об экологической культуре человека;

- расширятся представления о флоре и фауне родного края.

Создание экологической развивающей среды

Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

  Экологическая  образовательная  среда в дошкольном учреждении  способствует:

- познавательному развитию ребенка

- эколого-эстетическому развитию

- оздоровлению ребенка

- формированию нравственных качеств

- формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды   содействуют реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

 В группе организован экологический уголок, который разбит на зоны:  

Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения  классификации по различным признакам;

Зона релаксации в группе включает в себя  разные   комнатные растения,     мини фонтан, магнитофон с релаксационной музыкой. Зона релаксации предназначена для отдыха детей.

Уголок краеведения с целью привития любви, всестороннего изучения родного края.

Зона экспериментирования: создана в группе для проявления инициативы ребенка и  самостоятельных исследований.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Огород на окне создается для  выращивания и наблюдений за ростом растений.

         Кроме этого в  группе действует уголок природы.  Для закрепления знаний широко используются дидактические игры (Приложение 1).

В отдельном кабинете создан зимний сад, кроме растений есть аквариум. В зимнем саду установлено дежурство ( Приложение 2).

Экологизация  различных видов деятельности.

http://www.vospityvaem.ru/images/ekovospitanija/image113.jpgРазнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми.  Мы  стремимся к экологизации  всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.  

  Музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии, разучивает песни. Руководитель физического воспитания включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, организует экскурсии, участвует в организации спортивно-экологических праздников. Совместно с руководителем театрального кружка ставим сказки экологического направления «Теремок», «Как медведь трубку курил», «Как заяц бурундука напугал».  Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом.  Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.

Каждый год в декабре ко Дню округа провожу открытые мероприятия: беседа  «Что нам стоит чум построить», выставка «Мой родной край», открытые занятия «Ягоды – дары севера», «Украшение мансийской рубашки», с целью закрепления знаний об экологических представлениях в конце года провожу КВН (Приложение 3).

Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях.

Ценность дидактических игр всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры. Большинство дидактических игр имеет не экологическое, а природоохранное содержание. Однако экологическое содержание можно найти в любой из них. Играя в дидактические игры, ребёнок может превратиться в лягушку, дерево, в рыбку, капельку, в ветер, в гору. Это используется для воспитания эмоционального отношения к природе, для формирования уважительного отношения к её представителям, восприятия их равных человеку. Это, например, дидактические игры «Животные и их детёныши», «Кто как устроен», «Кто, где живёт», «Живая и неживая природа»,
 «Загадки о животных», «Чей малыш?», «Чей домик?».

Для родителей оформлены альбом «Во саду ли в огороде», ко дню Земли организована фотовыставка «Мы и природа». Периодически обновляется информация в экологическом стенде «Экологическое воспитание детей в семье», «Покормите птиц зимой», «Ягоды – дары севера», « Природа и нравственное воспитание». К новому году проведена акция «Живи ёлочка -зелёная иголочка».

Родителями сделаны мини-книжки «Мы учимся беречь и охранять природу», «Северная ягода».

 Большое внимание   уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок. Есть на территории детского сада огород. На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, помидоры, кабачки, зелень петрушки, укропа и салат. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.    

В своей работе с детьми я использую   наблюдение. Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Важным звеном в руководстве наблюдением для меня является отбор его содержания. Особое внимание уделяю принципу многообразного предъявления ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании учебного материала, либо в способах решения познавательных задач или же в формах детской деятельности. Такое « погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно – следственные зависимости.

Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети проводят исследовательскую работу.

Цель проектов – создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую) ценностно-ориентированную, коммуникативную.

  Такие  проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

  Разработаны    проекты  «Ягоды-дары севера», «Заяц».

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. В переводе на русский язык «акция» означает действие. Дети, педагоги и родители ежегодно участвуют в акциях: «Витамины на окне» - посадка зеленого лука, «Украсим планету цветами» - посадка цветов на территории детского сада, «Чистый участок» - сбор мусора с участка, «Покормите  птиц зимой» - забота о зимующих птицах, «Ёлочка – зелёная иголочка»

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

Свой опыт по экологическому воспитанию распространяю на разных уровнях: публикации во всероссийском фестивале «Открытый урок»,  в районной  газете «Мир методических инициатив».  Дипломант   всероссийского конкурса      «Открытая книга»,  участник районного конкурса детских рисунков «Моя Россия», участник окружного экологического  марафона «Моя Югра – моя планета». В 2014 году прошла повышение квалификации по теме: «Экологическое образование в ДОУ».

Механизм реализации

Мониторинг экологического развития дошкольников

Подведя итоги работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод: у детей повысилась заинтересованность в защите и сохранении природной среды, принимают активное участие в благоустройстве участка детского сада, в посадке овощей и цветов на огороде, расширились представления о родном крае,  родители стали участниками  проектов, экскурсий, в благоустройстве группы и участка.

Гистограмма 1

Данные гистограммы показывают, что по сравнению с началом учебного года показатели экологического воспитания повысились.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты. Усвоение экологических знаний детьми  ежегодно  превышают показатели по другим направлениям.

 Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство. Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной.

                                 

Природоохранная документация

В нашем ДОУ имеется необходимая документация по охране окружающей среды: приказ №71 от 26.08.2013г. о назначении ответственного за охрану окружающей среды – ответственный Потапова Л.И..  Заключен   договор №2 от 08.01.2014г. по вывозу мусора  с ИП Нефёдовым В.И. (на территории д\сада есть емкость для сбора мусора, эстакада); договор №95 от 10.12.2013г. на отпуск тепловой энергии, воды и приём сточных вод; договор  от 07.12.2013г. на оказание возмездных услуг по приёмке, хранению, доставке, утилизации ртутьсодержащих отходов. Ежеквартально оплачиваем выставленные счета  за негативное воздействие за окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2013 год - это "Год охраны окружающей среды"

2013 год"Год охраны окружающей среды"Каждый год в образовательной среде, как правило, посвящается определённой теме. Вот и для 2013 года была определена своя направленность. Он официально объявл...

План по Году охраны окружающей среды

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды по РФ И РТ....

Развлечение для старшей группы «Всемирный день охраны окружающей среды»

В соответствие с Указом президента Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как...

Доклад на педсовете на тему «Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды за прошедший 2014 год в рамках проектной деятельности»

Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, ко всему живому....

исследовательских работ среди воспитанников ДОУ «Я познаю мир» Секция: Естественные науки (биология, естествознание, химия, охрана окружающей среды) Тема: «Лава - ламповая»

Цель исследования: Узнать историю создания лавовой лампы, предложить свою модель лавовой лампы.Задачи исследования:1. Изучить принцип действия лавовой лампы.2. Опытным путем изготовит действующую моде...