Конспект тематического занятия "Большая и малая Родина".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Смагина Любовь Александровна

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.
Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.
Закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов
Закреплять умение объяснять значение предметов, изображённых на гербе страны.
Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем села Перелюб.
Продолжать знакомить с достопримечательностями села Перелюб.
Воспитывать гражданско - патриотические чувства,  любовь к  Родине; формировать интерес к познанию родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 1

с. Перелюб  Саратовской области

Конспект 

                        интегрированной непосредственно образовательной деятельности

для детей 67 лет на тему:

 "Большая и малая Родина"                    

Интеграция образовательных областей:

     Познание, коммуникация,  социализация, чтение  художественной литературы, музыка,  физическая культура.

                            Виды детской деятельности:
     Двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.

                                                                Музыкальный руководитель  Л.А.Смагина

                                                                                          Воспитатель М.А.Шнайдер

                                                                                                                  МБДОУ  Детский сад №1                 

                                                                                               

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Образовательные задачи:

Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.

Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

Закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов

Закреплять умение объяснять значение предметов, изображённых на гербе страны.

Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем села Перелюб.

Продолжать знакомить с достопримечательностями села Перелюб.

Совершенствовать умение  детей в музыкально- художественной деятельности.

Развивающие задачи:

Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие  способности.

Развивать навыки речевого общения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать гражданско - патриотические чувства,  любовь к  Родине; формировать интерес к познанию родного края.

 

Материалы:  карта  России и Саратовской области; изображения герба, изображение флага России и других стран; запись гимна; наглядно-дидактическое пособие «Народно-прикладное творчество русского народа»; фонограмма песни « Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева; фонограмма музыки из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашкова»; картинки поезда с названиями станций; ноутбук.

Предварительная работа: Беседы о стране, в которой мы живём; российской символике. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Рассматривание фотографий городов и рек России. Беседы о декоративно – прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций и выполнение работ. Фотовыставка: « Природа родного края». Рассматривание фотографий достопримечательностей села Перелюб, выставка рисунков, посвященных родному городу.  

Ход занятия:

Под фонограмму песни « Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева дети входят в зал и встают полукругом.

Музыкальный руководитель: Очень красивая музыка, не правда ли? Эти прекрасные звуки привлекли к нам гостей. Поздороваемся с ними.(дети здороваются) Ребята, а кто к нам еще пришел? Да это же Незнайка! Я, кажется, знаю, зачем он к нам пожаловал… Незнайка не ходит в детский сад, но очень хочет знать про нашу страну, про наше село. Верно, Незнайка? Ребята, покажем  и расскажем Незнайке много нового и интересного для него и гостей? (дети отвечают). Незнайка, присоединяйся  к нам.

 На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия.

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?

(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. и  т.д) 

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Дети рассказывают стихотворение  о Родине.

Ребёнок: Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

Песня «Над Россией солнце светит»

Воспитатель: Много на свете кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

- А как называлась наша родина в давние- давние времена? (Русь.)

- Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней пословицы.  Вспомните их.

(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой. На чужой сторона и весна не красна.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Родина любимая - что мать родимая.

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

А теперь подойдем к карте.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России.

воспитатель сопровождает свой рассказ показом на карте границы Российской Федерации).

Наша страна очень велика, и если на одном краю земли наступает ночь, то на другом уже наступило утро. Когда на севере реки скованы льдом, и Земля укрыта снегом, то на юге цветут сады и можно купаться в море.

Если мы живём в России, то кто мы?

(ответы детей)

Дети рассказывают  стихи

Песня «Моя Россия»

Сегодня я хочу Вам предложить отправиться в небольшое путешествие.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: На чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга уцепились,
 
И помчались в путь далек,
 
Лишь оставили дымок.

Незнайка, хочешь путешествовать вместе с нами. Занимайте места в вагоне, мы  отправляемся. (под музыку «Паровоз» воспитатель, дети и Незнайка присаживаются на места в импровизированном поезде.)

Воспитатель: Первая остановка - станция  “Государственная”

– Назовите столицу России. (Москва.) слайд 1

– А кто расскажет стихотворение о Москве?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.      

Воспитатель: 

-Как зовут президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин.) слайд 2

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

-Ребята, посмотрите,  сколько разных флагов. Давайте попробуем найти среди них флаг нашей страны. слайд 3

 (Из предложенных детям флагов разных стран дети выбирают флаг России.)

– Молодцы! А кто знает стихотворение о флаге?

 Ребёнок рассказывает стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска – 
Солнечный рассвет.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку.

- Посмотрите, какая красивая коробка! Интересно, что внутри? ( пазлы.)

-  Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что там изображено.

 ( ребенок вместе с Незнайкой собирает изображение герба России.)

–  Что у нас получилось? ( герб)

-Кто знает стихотворение о гербе?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

У России величавой -
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. ( 
В. Степанов ).

Воспитатель: Ребята, а как называется главная песня страны? ( гимн)

–  У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем отрывок гимна России.

(Звучит отрывок «Гимна России». Все слушают его стоя.)

Воспитатель:

-А сейчас нам пора отправляться дальше. Поехали.

 ( Звучит музыка « Паровоз».)

  Станция  - «Историческая».

(Перед детьми выставка изделий декоративно – прикладного искусства):

Музыкальный руководитель исполняет песню «

Славилась Россия чудо – мастерами, 
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель:

 - Предлагаю вам вспомнить названия изделий декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Я загадаю Вам загадки, а вы должны отгадать, о чём идёт речь и найти отгадку среди представленных изделий.

 

1.        Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота!

-Следующая загадка:

2.        Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 

 3.        Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
 

4.        Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

        5.     Рядом с нами городок,

                Символ города- платок.

                Набивным узором славится,

                Всему миру очень нравится.  (Павлопосадский платок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов.

 В давние времена называлась Россия – Русь, а ее жители – русичи – русские. Русь всегда славилась не только гостеприимством, силой, мощью, но и богатой культурой. А наше знакомство с русской культурой начинается со сказок, песен, игр, танцев. Мы никогда не перестаем петь русские песни, водить хороводы и танцевать красивые русские танцы. 

Дети исполняют хоровод «А я по лугу»

Воспитатель: Наш поезд отправляется дальше. Следующая станция «Игровая» Русский народ всегда умел не только трудиться, но и веселиться. Я предлагаю сейчас  поиграть в русскую - народную игру: « Солнышко».

Русская - народная игра: « Солнышко».

– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

( Звучит музыка « Паровоз».)

 Станция  «Географическая».

Воспитатель:

- Здесь нам надо правильно ответить на вопросы. (изображение рекислайд 4

По картинке  догадайтесь, о чем пойдет речь?

– Правильно, о реках. Реки России – могучие, полноводные, они несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

1. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

2. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

3. Эта река протекает в нашем родном селе (Камелик)

- Молодцы! А какие ещё реки вы знаете? (Волга, Ока, Енисей, Амур и т.д)

–  В нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Петербург, Саратов, Самара и т.д.) Правильно. На территории Саратовской области есть города: Балаково, Вольск, Маркс,Энгельс, и др. (сопровождается рассказ с показом на карте Саратовской области.  Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция и называлась «Географическая».

– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Звучит музыка « Паровоз».)

– А теперь мы приехали на станцию “Музыкальная”.

Много великих праздников отмечают россияне. Одним из самых важных и дорогих нам праздников – «День Победы». Этот день мы будем отмечать 9 мая. Мы благодарны всем войнам, воевавшим в годы ВОв, освободивших нашу страну от ненавистных захватчиков.  Этому народному празднику посвящается наша музыкальная композиция.

                          
Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы ведем разговор о нашей Родине – России. Нам с вами посчастливилось родиться в этой прекрасной стране! Мы должны знать её историю и гордиться ей!

Наше путешествие продолжается. Следующая станция «Родная сторонушка»

. А кто мне скажет, как называется наша с вами малая Родина – село, в котором мы с Вами живем? ( Перелюб).

Дети рассказывают стихи « Перелюб родной»

Тебя я славлю, :Перелюб родной.

Ты дорог мне неброской красотою

И гладью вод, и далью голубой

И этой нивой вечно золотою

Здесь каждый кустик, а в леске полянка

Знакомы с детства мне, как верные друзья,

И эта девушка – веселая смуглянка,

И эти милые просторные поля.

Ребята, а кто знает, как называется река, которая протекает по нашему селу? (Камелик)

Сейчас река очень мелкая, ее чистят. А раньше она была глубокводная. В ней водилась  разная рыба и раки. Камелик – работяга, Камелик –красавец. По берегам растет камыш, а в воде кувшинки и лилии. О нем слагали стихи и песни.

Ребенок:  

Целый день иди вдоль Камелика-

Тишина. Но к камышам шагнешь-

Всполошится гомоном и криком

Царство уток и утиных гнезд.

Мы живем  в степной зоне. В наши степях растет много разных растений.

-Ребята, что это за растение?  (ковыль)

-А это что за цветочки?   (тюльпан)

Скажите, можно рвать полевые цветы?

-Кто может сказать. Что это за растение?   (подсолнух)

Так как у  нас в районе много полей , то на них сеют семена из которых вырастают подсолнухи. А также пшеница, просо и другие растения. Наш край богат хлебом, нефтью, газом.

 Видео про село Перелюб

Песня «Перелюбская сторонка»

Заключительная часть

Вос-ль : Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! Незнайка, так как же называется наша страна? (отвечает) А село,  в котором мы живем? (отвечает) Верно, и наша страна Россия и родное село Перелюб, это наша Большая и Малая Родина. А какими словами можно сказать о  России? Какая она? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

 В ходе нашего путешествия Незнайка много узнал о нашей стране, большой  и малой Родине. Понравилось тебе, Незнайка? Приходи к нам еще в детский сад и ребята расскажут тебе еще много интересного об истории России, нашего города, о жизни замечательных людей. Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. На память о нашем занятии мне хотелось бы подарить закладки.

 Под фонограмму песни « Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева  дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тематической направленности «Моя малая Родина»

Формировать у детей элементарные понятия о большой и малой Родине;  Расширять знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях;  Формировать представления об основных професс...

Тематический час "Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание играет огромную роль в становлении личности дошкольника. Данный материал поможет обобщить знания детей о своей Родине, привить любовь к родному краю, селу....

Комплексно-тематическое планирование. Моя Малая Родина (мой город)

Знакомить с родным городом. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о профессиях городаОбогащать представления о социальном мире. Способствовать возникновению интереса к родному гор...

Тематическая беседа "Моя малая Родина - город Канск"

Давайте совершим путешествие в прошлое нашего города и посмотрим, каким он стал сейчас....