Занятие на тему: «Мы живем в Кузбассе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шпильман Лариса Геннадьевна

Дать детям представления об истории Кузнецкого края, познакомить с  картой Кемеровской области и  символами Кузбасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель.  Воспитывать любовь  и привязанность к родному краю. Дать детям представлении об истории кузнецкого края, познакомить с  картой Кемеровской области и  символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к традициям русского народа и коренных народов Кузбасса.

Предварительная работа.

Материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ.  

Пальчиковая гимнастика.

                                                Здравствуй, солнце золотое,

                                                Здравствуй, небо голубое,

                                                Здравствуй, вольный ветерок,

                                                Здравствуй, маленький дубок,

                                                Мы живем в одном краю,

                                                Всех я вас приветствую!

          (пальцы левой руки  здороваются с пальцами правой руки, постукивая подушечками).

     

- Ребята, я предлагаю вам собрать слово и узнать тему нашей беседы. (дети собирают слово «Кузбасс»).

Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе! А почему мы говорим «малая родина»? (ответы детей).

   Необъятна наша Родина, но есть на ней  место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.

-  А как по другому называется Кузбасс?.(Кемеровская область).

- Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты).

  Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена  на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных  отрогах Алтайских гор.

   В сравнении с другими областями России наш край не особенно велик. А если сравнивать его с другими странами? На территории Кузбасса могло бы поместиться  две Дании или три Бельгии.

   (вывесить на доску карту Кемеровской области).

- Посмотрите, ребята, вся территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно обозначают поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, желтым – возвышенности - степи, зеленым – равнины и низменности, покрытые лесом и густой тайгой. Реки на карте обозначаются синим цветом, озёра голубым. Покажите, пожалуйста самые крупные реки. Это реки – Томь, Кия, Иня, Яя.  Населенные пункты – города, посёлки, села и деревни – обозначаются кружочками, величина которых зависит от количества проживающего в них населения.

Высокие горные хребты и плодородные степи, зеленая тайга нашего края  - неповторимы.

А знаете ли вы, какие животные обитают на территории нашей области?

Пожалуйста, выберите и разместите этих животных на силуэте карты.

А все ли эти животные жили на нашей земле?

 (Ребёнок рассказывает о первобытных животных)

- Много тысяч лет назад природа нашего края была совсем другой. Здесь жили животные, которые давно вымерли: сибирские шерстистые насороги, дикие лошади, пещерные медведи, первобытные бизоны и мамонты. (Катя У)

   Все районы и области России, как и сама наша необъятная Родина имеет свои символы. Посмотрите на них.

(знакомство с символикой области)

 - Много лет назад жили и другие люди. (Ребенок рассказывает о коренном населении Кузбасса)

- Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы и телеуты. (Богдан)

 - Шорцы и телеуты верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».  (Алиса)

 - Шаманы во время волшебного  магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.

 В-ль. – Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! (проводится игра).

 -  Мы поиграли в шорскую народную игру. Русские называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название – Кузнецкая земля.

   - Кузбасс – это Кузнецкий угольный бассейн. Здесь самые крупные месторождения угля, огромные запасы угля!

- А что такое  уголь? (ответы детей).

- А знаете кто первым обнаружил уголь? Это был исследователь Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томь он увидел «горелую гору». О чем и сообщил горному начальству.

- Где добывают уголь?

- Кто добывает уголь?

(Рассказ ребёнка). – Шахтеры добывают  из-под земли каменный уголь.  Добыча  угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться глубоко под землю. В шахте темно, поэтому на голове шахтёра шапка – каска с лампочкой. (Эля К).

 - Тяжёлым отбойным молотком откалывают шахтёры куски угля от стенок шахты. Грузят их в специальные вагончики и отправляют на поверхность. (Рома).

В-ль. Действительно, раньше единственным орудием труда шахтеров был специальный заостренный молоток. Ну а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтеров.

 Блестит, как смоль,                      

В изломах – как стекло.

Тяжёлый, черный -  

Впрямь горючий камень.

И от труда шахтёра так тепло

В нем будущее спряталось пламя.      

В-ль. демонстрирует каменный уголь. -   По своим качествам кузнецкий уголь  не имеет себе равных. Он хорошо горит, дает много тепла. Его добывают  в городах Кемерове, Анжеро – Судженске, Ленинске-Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке.

  Богат наш край не только углем. О других богатствах подземных кладовых мы узнаем очень скоро.

   А сейчас мне бы хотелось вместе с вами прочитать стихи посвященные Кузбассу.

Богата родная Россия,                        

Но прямо скажу без прикрас,

Что края любого красивей

Наш юный могучий Кузбасс.

Привет, родимый Край                        

Кузбасс, мой край любимый.

Славен ты трудом

И красотой неповторимой.

 Есть в тебе и горы и леса,                    

 И речка Томь течёт так плавно,

 И птиц, поющих голоса,

Нам вечерами слушать славно.

Шуршат хлеба, колосья наливая,

Народ и шахты уголёк дают.

 И это все богатство края

Здесь люди сильные живут.

Застенчивый, с виду суровый,

 Здесь славною жизнью живет

Прямой, хлебосольный, здоровый,

Бесстрашный сибирский народ.

Ты вечно молод и в работе стоек

С годами в зареве огней.

Край мой стали, угля и строек.

Край мой детства, юности моей.

- Ребята, нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Мы с вами живем на очень красивой земле, мы с вами земляки.  И я предлагаю вам  вступить к клуб «Земляков» любящих и оберегающих природу родного края и вручить вам членские билеты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему «Мы живем в России», для детей подготовительной группы.

Занятие по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы....

Мы живем в Кузбассе!

Занятие для детей средней группы " Мы живем в Кузбассе!" посвящено юбилею области....

Конспект организации и проведения занятия на тему: «Мы живем в России» (подготовительная группа)

Занятие по приобщению детей к национальной культуре и традициям русского народа...

Конспект НОД "Мы живем в Кузбассе!"

В нашей группе было проведено занятие на тему «Мы живем в Кузбассе!», так как организация гражданско-патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российс...

Конспект по патриотическому воспитанию в средней группе « Мы живем в Кузбассе»

Там, где сладко пахнет смородиной,Там, где дом и родная семья –Это все называется Родина,Дорогая, родная земля!Даже солнце здесь греет теплее,И ромашки красивей цветут.И горжусь я землею своею ...

Конспект занятия на тему "Век живи - век учись" (подготовительная группа)

Обучающимся подготовительной группы предлагается посмотреть и проанализировать мультфильм "Огонёк" (режиссер - Владислав Байрамгулов) на образовательном детском онлайн - кинотеатре "Нол...

Занятие на тему "Я живу в России"

Цель: формирование чувства патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к стране в которой Задачи: обучающая – дать знание детям о России – нашей Родине. Закреплять понятие «Флаг&r...