Консультация для воспитателей
консультация на тему
Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута 650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич|, гончарная посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых земель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley2.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Гжель.
Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута 650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич|, гончарная посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых земель.
В 1724 году решением Мануфактурной коллегии было предложено предприимчивым людям открывать фабрики по производству <табачных трубок> и посуды. На что будут даны <Его императорского величества привилегии>. В этом же году в Москве, в районе Таганки, купец Афанасий Гребенщиков открывает первый русский майоликовый завод. С его возникновением связано появление в Гжели производство прославившей ее майолики. Талантливые народные мастера усовершенствовали технику майолики. Им удалось получить теплый, желтоватый оттенок эмали (московские изделия имели белую с холодным серым отливом эмаль). У Гребенщикова на изготовление посуды большое влияние оказывали привозные иностранные образцы. Блюда и супницы были крупной формы с мелкой графической росписью, исполненной двумя красками.
На фоне этих вещей особенно отчетливо виден национальный характер гжельской майолики того времени, при создании которой творчески перерабатывалось все ранее увиденное в соответствии с народными традициями и собственным вкусом гончара. Особенно любопытны в этом плане квасники. Отдельные человеческие фигурки и жанровые сцены на плечиках квасников располагались в разных композициях, что всякий раз обогащало силуэт предмета.
Роспись гжельской майолики выполнялась, как правило, четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и черно-фиолетовой. В сочетании с теплым оттенком белой эмали создавалось удивительное тоновое равновесие. Известна трудность техники росписи по сырой эмали: требуется быстрое без поправок нанесение красок, т.е. смелый и точный мазок, обостренное чувство композиции, линии и цвете. Всем этим обладали талантливые народные мастера.
Во второй половине XVIII века почти все тридцать деревень (гжельских) освоили производство майолики. Она очень популярна; ее ассортимент разнообразен: квасники, кувшины, кружки, супницы, соусники, блюда, тарелки, игрушки. В период развития наивысшего производства майолики (1750-1770 г.г.) квасники часто служат в качестве дорогих подарков. Их ценят, тщательно хранят.
В 1790-е годы гжельскую майолику теснит на русском рынке привозной английский фаянс. Он более прочен, легок, и пышно украшен печатным декором. В сохранившихся гжельских вещах этого периода чувствуется, как бы некоторая растерянность. Однако предприимчивость и смекалка помогают народным мастерам с честью выйти из затруднительного положения. Они начинают активные поиски нужного материала, всеми правдами и неправдами узнают технологию, и в начале XIX в. в Гжели появляется полуфаянс (майолика к тому времени находит сбыт только в деревне). Полуфаянсовая посуда имеет светлый черепок, более легкий и прозрачный и монохромную подглазурную роспись кобальтом или подглазурную ангобную роспись. Последняя еще отчасти сохраняет цвета, но ее технология исключает ликующее многоцветье и чистоту тонов, как при росписи по сырой эмали. В полуфаянсе гжели еще долго будут проглядывать знакомые черты майолик XVIII века: свободная кистевая сюжетная роспись, скульптурное украшение сосудов.
В начале XIX века в Гжели появляются фарфоровые производства. Одним из первых заводчиков стал, тогда еще бесфамильный оборотистый купец Гжельской волости по имени Яков - основатель будущей династии Кузнецовых. 1830 - 1840 г.г. считают наивысшим расцветом производства Гжели. К этому времени здесь было свыше 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи. Производились все виды сервизной и штучной посуды, многочисленные бытовые предметы: чернильницы, флаконы, масленки, перечницы, пасхальные яйца и многое другое.
Фарфор Гжели чрезвычайно многообразен, в нем отразились все стили и смены вкусов XIX века, в его производстве использованы все виды и способы декора. Но неизменно в нем одно - народный характер, т.к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.
В конце XIX века фарфоровое производство переживает глубокий кризис: закрываются заводы, разбредаются в поисках работы по стране мастера - гончары, утрачиваются традиции. Продукция начала XX века не представляет какой-либо художественной ценности. Это фарфоровая мелочь в виде дешевых, рассчитанных на непритязательный вкус статуэток, игрушек и т.д. в псевдорусском стиле. После империалистической и гражданской войн, из за трудностей первых послереволюционных лет керамическое производство Гжели замерло: не было сырья, красок, топлива для обжига. Только в конце 20-х годов стали появляться в некоторых деревнях первые кооперативные артели. В 1936 году созданная артель <Художественная керамика> объединила высококвалифицированных мастеров и несколько профессиональных художников. В первое время они специализировались на выпуске декоративного фарфора: многоцветных с прорисовкой золотом скульптур <персов> и <персианок>, <русских богатырей>. На некоторых вещах стоит клеймо <сделано в России> - Гжель искала выход на зарубежный рынок. Промысел постепенно оживал, но о его возрождении говорить пока не приходится.. Процесс этот начался несколько позже, когда с артелью <художественная керамика> в Туригине начинает сотрудничать Институт художественной промышленности и ставится задача развития в работах современных мастеров лучших художественных традиций гжельской керамики XVIII - XIX веков. Художница Н,Бессарабова и в качестве консультанта крупнейший специалист по русской керамике и фарфору А.Салтыков, за несколько лет они проделали огромную экспериментально-творческую работу. Результатом ее явилось создание современного декоративного гжельского фарфора с орнаментальной подглазурной росписью кобальтом, а также росписью золотом по синему фону.
В первых вещах того времени отчетливо видна попытка возродить утраченную к концу XIX века технику свободной кистевой росписи, осмыслить и переработать традиционные посудные формы. Возвращается плоскостной растительный орнамент, характерный для стилистически сложившихся образцов гжельского полуфаянса XIX века.
Н.Бессарабова работала в артели с 1945 - по 1955 годы. Создавая новые образцы, она в то же время обучала технике кистевой подглазурной росписи мастериц живописного цеха.
С 1947 г. обновленный гжельский фарфор стал непременным участником всех выставок современного декоративно-прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...