"Коренное население Севера - ненцы"
материал по теме

Полюхович Лариса Михайловна

Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon referat_korennoe_naselenie_severa_nentsy.zip316.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

  РЕФЕРАТ

    По ознакомлению с одним из малочисленных народов Севера

«Коренное население Севера – ненцы»

Ненцы

                                                       Подготовил: воспитатель Полюхович Л.М.

                                                          МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»,  п. Ханымей

 Содержание

   Введение …………………………………………………………………….…..3

  1. Коренное население севера……………………………………………….....3
  2. Хозяйство и быт………………………………………………………….…..6
  3. Народный промысел………………………………………………………..12
  4. Трудовой потенциал и проблемы занятости коренных народов ………..14
  5. Семья. Воспитание детей…………………………………………………...21
  6.  Этнические традиции, духовная культура народов Севера……………..26

Заключение ……………………………………………………………………..32

  Список литературы……………………………………………………………..33

    Введение

Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.

Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.

         

           1.Коренное население Севера

Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По Всесоюзной переписи 1989 года ненцев насчитывалось 34 190 человек. А по результатам переписи населения 2002 года – 26 435 человек.
В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края. Несмотря на административно-территориальную раздробленность, ненцы сохранили свой единый традиционно-культурный потенциал. Он имеет лишь небольшие вариации, обусловленные географией расселения и экономикой регионов.
В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа живет наиболее крупная этническая группа ненцев, насчитывающая около 24 000 человек

         Само название ненэць - «человек», ненэй ненэцъ - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в.

          Предки современных ненцев распространялись из низовьев Оби на запад до Белого моря, к XVII в. - на восток до Енисея. Уже в XI - XII вв. жители Припечорья платили дань городу. С конца XV в. московское правительство посыл сюда военные экспедиции. Так, во время похода 1490- 1500 гг. был заложен г. Пустозерск на Печоре, став важным торговым центром и военным пунктом за Урал. В 1535 г. царь Иван IV пожаловал «самоядцам» грамоту подтверждавшую их права на владение промысловые угодьями.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif     Первые письменные сведения о ненцах у русских относятся к 1096 году, упоминанием в летописи Нестора.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   В XVI в. с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов - острогов, городков (Берёзов - 1593, Обдорск - 1595, Сургут - 1594, Мангазея -1601, Туруханск - 1607г.) Здесь начались регулярные торговые отношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани.

         В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю, издавна принадлежавшую России.

   По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы:

         Первую, и основную (90%), составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы.

            Вторая группа - лесные ненцы - населяет таежные части Обско-Енисейского водораздела, промышляет транспортным оленеводством охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка.

          Третья группа - колвинцы - образовалась на европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате смешанных браков между ненцами и коми. По наиболее распространенной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. Значительное число самодийцев переместилось по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Ненцы - коренное население 3 автономных округов: Ненецкого Архангельской области, Ямало-Ненецкого Тюменской области и Таймырского (Долгано-Ненецкого) Красноярского края. Ненцы живут также в Ханты-Мансийском авт. округе Тюменской области, Мезенском р-не Архангельской обл., и на Севере Коми (так называемые колвинцы или яранцы).

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif                              2. Хозяйство и быт

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Чум сооружался из 30 - 50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрывался двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif     Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума на высоте 1,5 м. подвешивали две жерди, на них укладывались короткие поперечины, к которым на крюках подвешивались котлы и чайники. По обеим сторонам очага укладывались 1 - 4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага - слева и справа - составляло жилую и спальную часть жилища. На земле раскладывали циновки из ивовых прутьев, на них клали другие циновки, сплетенные из сухой травы. Поверх циновок расстилали целые оленьи шкуры. Постелью служили зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть жилища считалась "чистым" местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Размеры чумов были различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летние берестяные покрышки могли использовать. Так же только зажиточные хозяева, которые имели возможность выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Чум полностью перевозился при перекочевках. Таежные ненцы оставляли остовы чумов на местах стоянок, так как в тайге легко найти материал для шестов. Установка и разборка чумов производилась женщинами, мужчины помогали только при плохой погоде.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   В лесотундре и тайге, а иногда и в тундре, на путях кочевок сооружались амбары на высоких подпорках (тин). В них оставляли временно зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты и т.п.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   На зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре), куда складывали запасы мяса, рыбы, упряжь и т.п.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Топливом служили в тайге и лесотундре валежник и сухостой, а в тундре - плавник или кустарник. В местах, где редок даже кустарник, топливом служил черный мох (вид лишайника).

  • Освещался чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, замороженного в формах из оленьего пищевода, а чаще всего, только огнем из очага.

. http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Пища. Основным продуктом питания ненцев - было мясо домашнего оленя, оно составляло 85% всей пищи. У малооленных ненцев - рыба, которую ели преимущественно сырой (свежей и мороженной), меньше вареной. Из рыбы приготовлялась так же юкола. Вследствие постоянного недостатка соли, рыбу впрок солили редко, поэтому рыба сохранялась плохо. Частым блюдом был жир, вываренный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягоды. Употреблялся также нерпичий жир и оленье сало. Мясо только варили. Часто его ели просто сырым (парное или мороженное). Консервировали мясо копчением.

  • Ели обычно три раза в день. Утром и днем пили чай с хлебом и жиром, вечером после чая ели мясной или рыбный отвар и вареное мясо или рыбу. Дети с двухлетнего возраста питались также как взрослые. Переходной пищей после материнского молока служило жеванное вареное мясо и вареный мозг.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Одежда и обувь. Мужской верхней одеждой у всех групп ненцев была малица - глухая одежда и пришитым капюшоном. Шилась преимущественно из шкур молодых оленей. Малицу делали из двух шкур мехом внутрь; она представляла собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу, делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одевалась через голову. В Канинской и Тиманской тундрах была распространена малица без капюшона, с высоким стоячим двойным воротником мехом наружу. Капюшон заменяла шапка. Такая малица кроилась из двух шкур, в бока вставлялись дополнительные полотнища, перегнутые вдоль.

    http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Малица носилась на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шились из ровдуги. В середине XIX в. в обиход вошли покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти полностью вытеснившие ровдужные.

  • В сильные холода и при снегопаде поверх одевался совик, известный у русских также под названием "гусь". Эта одежда шилась мехом наружу и отличалась по покрою от малицы. Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.    

         Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.

         Женской одеждой являлась ягушка. Шилась из оленьего меха в виде двойной распашной шубы, мехом наружу или внутрь. Ягушка имела низкий воротник из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Летней одеждой служила аналогичная одежда из сукна.

    Женской верхней одеждой большеземельских и восточных ненцев являлась шуба (паны) - распашная, длинная, широкая, прямоспинная, двойная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Верх и подклад шубы делали из оленьего меха; к рукавам пришивали рукавицы.

        Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов,    завязывая их на русский манер. Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4—5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались женщины, преимущественно летом.

                 Шубу орнаментировали полосками узоров, выполненных меховой мазаикой, причем полоски вшивали вдоль всех основных швов одежды. Подол шубы оторачивали широкой полосой короткошерстного оленьего меха. Подобной же полосой меха надставляли полы шубы. К воротнику пришивали опушку из собачьего или песцового меха. При надевании шубы правая пола заходила на левую, и подпоясывалась.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись металлические (медные) прорезные бляхи и бусы.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом, белые или темные совики - (у мужчин), пимы из пестрых камусов и т.д.

       Украшалась одежда вставками широких вертикальных и горизонтальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде. Широко распространены покупные металлические украшения: узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы и совсем редко - бисер.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Мужчины чаще всего постригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение (судыр), с подвешенными к нему металлическими цепочками.

          Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.

Обувь. Обувью служили торбаса или пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названием "чижи", "тяжи". Женская обувь отличалась только деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные.

       Орнамент. Ненецкий орнамент примыкает к простейшим ханты-мансийским узорам. В его составе встречаются полосы, квадраты и рогообразные фигуры, треугольники, зигзаг, кружки. Широко используются мех и цветные сукна. Орнаментом покрываются предметы одежды, мешки, сумки, изделия из кости и дерева. Резьба по кости и дереву имела сравнительно небольшое распространение. Из костяных изделий украшали орнаментом лишь некоторые части упряжи, из деревянных - трубки и колотушки для выбивания снега из меховых вещей. У западных групп ненцев была развита инкрустация по дереву оловом или свинцом. В последнее время инкрустация почти забыта.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Средства передвижения. Основным средством передвижения ненцев была оленья упряжка. Нарта (хан) изготовлялась из ели или березы. Нарты всех самодийских народов похожи по конструктивным особенностям и относятся к одному типу, отличаясь от оленных нарт народов крайнего востока -                         чукчей и коряков.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 - 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, укреплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты имелся досчатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Различались нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   В легковую нарту запрягалось веерообразно от 2 до 6 оленей. Ездок размещался с левой стороны. Управление осуществлялось при помощи тонкого длинного шеста (тюр) и одной вожжи прикрепленного к недоуздку крайнего левого оленя. Управление вожжой с левой стороны характерно для всех самодийских народов.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Грузовых нарт различалось несколько видов. Все они отличались по размерам и некоторым особенностям конструкции, а так же по назначению. Из грузовых нарт составлялись целые обозы. Во главе шла легковая нарта, к задку за шею привязывалась пара оленей, запряженных в грузовые нарты.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Всеми видами нарт пользовались в течение всего года.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Лыжи. Для ходьбы по глубокому снегу использовали лыжи двух типов (главным образом в лесотундре и тайге). Тундровые ненцы лыжами не пользовались. Ненецкий термин для лыж - ламба.. Лыжи подклеенные камусом (пена ламба - пена- "камус"); Лыжи, подшитые шкурой ( хоба ламба -хоба-"шкура").
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Голицы - лыжи без меховой подбивки (пяй ламба), пя- "дерево".

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Лодки. Лодки были необходимы при рыбной ловле, морской охоты, путешествий водными маршрутами. Использовались лодки разных типов: большие, шитые из досок были заимствованы у русских. Широко были распространены долбленые челноки из осины или кедра. Пользование парусом (обычно прямым) было распространено на островах, по морскому побережью и в низовьях больших рек.

  1. Народный  промысел. 

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  В зависимости от природно-экологических условий, применительно к периоду, предшествующему заселению Сибири русскими можно реконструировать несколько типов хозяйственных комплексов ненцев.
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- Арктический промысловый, основанный на морском зверобойном промысле, охоте на дикого оленя и рыболовстве.
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- Тундровый промыслово-оленеводческий, характерный для самодийского (ненецко-энецкого) населения тундрово-лесотундровой полосы, главной отраслью которого была охота на дикого оленя, дополнявшаяся промыслом дичи, рыболовством, собирательством, транспортным оленеводством.
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- Прибрежно-тундровый промысловый, присущий самодийскому населению южной тундры и лесотундры, сочетавший разнообразные занятия, наиболее важными из которых были рыболовство и промысел дикого оленя.
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- Таежно-самодийскй промыслово-оленеводческий, к которому относилось население притоков нижней Оби, ненцы бассейна Пура и Верхнего Надыма, тазовские энцы. Основная отрасль - охота на дикого оленя (прежде всего загонная), сочетавшаяся с рыболовством, промыслом лося, мелкого зверя и дичи, а также транспортным оленеводством.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  К середине XVIII в. вследствие эколого-экономических перемен (перепромысел дикого оленя в северной тундре и нагнетание пушного бума) обуславливается развитие в тундре крупностадного оленеводства. Сложившаяся тундрооленеводческая культура ненцев обладала примечательным свойством - хозяйственной независимостью оленевода относительно промысловых биоресурсов и складывающегося рынка.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Оленеводческий хозяйственный комплекс становится господствующим в тундре. Остальные хозяйственные комплексы не исчезли окончательно, а превратились в необходимые вспомогательные звенья.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Характерные черты ненецкого тундрового оленеводства:
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- круглогодовой выпас оленей под надзором пастухов;
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- пастьба с помощью оленегонных (пастушеских) собак;
http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif- исключительно санный способ езды на оленях.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Тундровому оленеводству свойственны далекие сезонные перекочевки. Зимой стада выпасались в лесах и лесотундре, где снег наиболее мягок и олени добывал себе корм без труда. Плюс, здесь не было недостатка в топливе, необходимого в зимнее время. Весной начиналась откочевка к северу, во время которой ненцы доходили до берегов Ледовитого океана. Здесь же находились богатые рыболовные и зверобойные угодья.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Оленеводство южных ненцев было более оседлым. Здесь олени постоянно выпасались в лесу, и зимние угодья отстояли от летних всего на 60 - 100 км.

  • Оленеводство давало ненцам мясо, сало и кровь для питания; шкуры и кожу для одежды, обуви и покрышек для зимних чумов; сухожилия для ниток и плетения веревок; рога для различных поделок и инструментов. Стадо в 70 - 100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым.
  • Обязательным элементом содержания крупных стад стали сезонные перекочевки. В кочевании не участвовала незначительная часть населения, занятого охотой и рыболовством. Кочевой караван — аргиш состоял из нарт, построенных в определенном порядке. Сначала нарта хозяина, затем нарта для священных предметов, женская нарта, несколько грузовых нарт с одеждой и прочим имуществом. На последних нартах везли жерди для чума и доски для покрытия пола. Впереди аргиша пастухи на легких ездовых нартах гнали стадо, направляя его в нужную сторону
  • Несмотря на высокий уровень развития оленеводства, ненцы сохраняли и другие виды хозяйственной деятельности —  охоту и рыбную ловлю. Причем у ямальских ненцев они играли несколько большую роль, чем у остальных. Ненцы Ямала добывают половину всей пушнины по округу. Разумеется, большинство охотников сочетали это занятие с оленеводством, занимаясь охотой в периоды, когда олени не требуют постоянного внимания.
  • Охота была и остается одним из важнейших занятий ненцев. Основными объектами охоты, помимо дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка промышляли росомаху, бобра, выдру, волка, белого и бурого медведя. Остальных зверей добывали самострелами, пастями (деревянными ловушками давящего типа), а также (после знакомства с русскими) железными капканами.
  • Охотничьим оружием до конца XIX в. бытовал сложный клееный лук, длиной 1,5 - 2 м. Оперенные стрелы снабжались костяными и железными наконечниками разных типов: раздвоенные - на птицу, граненые - на крупного зверя, тупые - на белку.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Охота на морского зверя была распространена по всему побережью и в устьях больших рек. Основными объектами охоты являлись нерпа и морской заяц, второстепенными - белуха, тюлень и морж. В старину морского зверя промышляли только гарпуном. Уже с XIX в. охота производилась с помощью ружья.

         Водоплавающая птица (гуси и утки) добывалась при помощи лука, а в период линьки при помощи специальных загонов. Птица загонялась в круг, затянутый сетями, и там убивалась. При такой охоте 3-4 охотника добывали за неделю от 1500 до 2000 гусей. В настоящее время этот способ охоты запрещен.

         К древним формам хозяйства можно отнести собирательство. Заготавливали главным образом ягоды — морошку, голубику, бруснику, а также дикий лук, утиные и гусиные яйца. Грибы в прошлом не ели, считая их оленьей едой. В большом количестве собирали пахучие травы для приготовления чая.
       Даже после появления покупного травы часто добавлялись к заварке. В условиях дефицита витаминов собирательство играло большую роль в формировании рациона питания.

  • Трудовой потенциал и проблемы занятости малочисленных народов севера России 

         С началом интенсивного освоения природных ресурсов Севера (оно относится ко второй половине 1960-х годов) проблема обеспечения потребностей в рабочей силе решалась, главным образом, за счет других регионов страны. Главным стимулом для заключения трудовых соглашений являлся относительно высокий уровень заработной платы. Об улучшении условий жизни при этом речь не шла: каждый, уезжая на заработки, знал о тех трудностях, с которыми ему придется столкнуться. Проблема жилья, отсутствие надлежащей инфраструктуры, суровые (порой экстремальные) природные условия - таковы реалии северной жизни. Поэтому самым распространенным был так называемый вахтовый метод освоения. Суть его проста: отработал три-четыре недели — и назад, на родину.

  • Освоение Севера происходило не на пустом месте. Здесь веками жили и трудились коренные жители. Среди них — русские, коми, карелы, якуты, а также малочисленные народы Севера: 26 национальностей, расселившихся на широких просторах Севера — от Кольского полуострова до Чукотки, Камчатки и Сахалина. Эти народы отличаются от своих соседей и по укладу жизни, и по образу мышления, и по характеру занятости. Но самое главное отличие — бережное отношение к природе, с которой они составляли единое целое до момента интенсивного освоения ресурсов недр.
  • Различия в менталитетах коренного и пришлого населения проявились с появлением буровиков, т. е. еще до начала строительства трубопроводов, поселков и городов. Прибывшие с «материка» имели иные, чем коренные жители, ценностные ориентации. Вся их деятельность была подчинена одной цели: любой ценой обеспечить в кратчайшие сроки добычу и транспортировку нефти и природного газа. О необходимости сохранения оленьих пастбищ, лесов, водоемов буровики, а затем и эксплуатационники даже не думали. И последствия такого отношения к природе не замедлили сказаться: местные люди лишились привычных для себя условий существования, оказались отчужденными от собственности на дары природы. В результате изъятия продуктов труда для общегосударственных потребностей произошло разрушение принципов существования соседской общины, поневоле началось сселение с мест привычного обитания. Будучи неподготовленными к таким переменам, многие подверглись нервно-психическим расстройствам, алкоголизму и прочим заболеваниям.
  • С начала «наступления на Север» прошло более 30-и лет. За это время у коренного населения, естественно, произошло изменения во взглядах на жизнь. Ныне из числа малочисленных народов Севера можно встретить ученых, писателей, врачей и других представителей интеллигенции. Обычным стало стремление молодежи к повышению уровня образования, к изменению бытовых и культурных условий жизни, к приложению труда в новых сферах производства, к всесторонней реализации духовного потенциала. Однако возможности формирования трудового потенциала современного поколения1 малочисленных народов Севера раскрыты далеко не полностью, и одна из причин этого состоит в недостаточной изученности геодемографических процессов, наметившихся тенденций социально-профессиональной ориентации молодежи.

    Современные  геодемографические процессы    в      районах                               проживания малочисленных народов Севера имеют три главных особенности:

1) малая доля участия коренного населения в межрегиональном обмене,

2) высокая рождаемость и высокая смертность коренного населения,

3) слабая закрепляемость прибывающего из других регионов страны населения. Эти особенности достаточно устойчивы и характерны для всех регионов Российского Севера. Очевидно, они будут иметь место и в перспективе, хотя в принципе не исключена возможность появления новых. Основанием для такого заключения служит, например, появление миграционных потоков в направлениях «малое поселение -крупное село» и «село - город». Эти потоки возникают в связи с отъездами молодежи на учебу, а также вследствие поиска молодыми людьми более престижных форм приложения труда.

  • Современный рынок труда в районах проживания малочисленных народов Севера представлен преимущественно новыми отраслями промышленности. Именно по этой причине быстро растет численность городского населения. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, где до начала промышленного освоения был один небольшой город г. Салехард, возник ряд новых городов — Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Муравленково.  Основная часть занятых в хозяйстве — это лица, постоянно проживающие в пределах округа.
  • Миграционным процессам из числа коренного населения подвержена преимущественно молодежь. Ею движет, главным образом, стремление получить образование в специальных и общеобразовательных учебных заведениях. Не желая работать в оленеводстве, как их родители, молодые люди коренной национальности все чаще получают образование, не связанное с традиционными видами природопользования. Одновременно с получением профессии меняются их ценностные ориентации: как правило, обратно в сельскую местность они не возвращаются. Молодые женщины из числа коренного населения предпочитают вступать в брак с приезжими.

Таким образом, они получают возможность оставить родные места, поселиться в более цивилизованном месте.

  • Социально-профессиональная    ориентация  малочисленных народов Севера зависит от многих факторов, но главную роль играет структура хозяйства. Несмотря на то, что основная часть этих народов предпочитает заниматься традиционными видами природопользования, многие  молодые  люди  меняют  профессии,   присущие  родителям. Само собой разумеется, что данная тенденция проходит с различной скоростью у разных народов, что обусловлено не генетическими причинами, а географическим положением региона, этапом промышленного освоения, уровнем развития промышленного производства.
  • Из общего числа занятых в промышленности основная часть малочисленных народов Севера работает на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию на рыбокомбинатах, предприятиях по пошиву спецодежды и изготовлению национальных сувениров. Непосредственно в традиционных отраслях природопользования, т. е. в оленеводстве, охоте и рыболовстве, трудится только 65% занятых сельскохозяйственным трудом, а остальная часть сельскохозяйственных рабочих и служащих приходится на относительно новую отрасль — звероводство, а также выполняет различного рода вспомогательные работы.
  • Социально-профессиональная структура населения особенно динамична в тех регионах, где происходит коренная ломка прежней структуры хозяйства. К таким регионам прежде всего можно отнести тот же Ямало-Ненецкий автономный округ, где за короткое время создана главная топливно-энергетическая база страны. Кардинальные перемены в хозяйственном комплексе этого округа, конечно, не могли не сказаться на судьбе коренных народов.

        Возникновение и стремительное         развитие     нефтегазовой промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе обусловили снижение доли занятости коренного населения в сельском и лесном хозяйстве.

        Индустриализация хозяйства и урбанизация территории, естественно, не могли не сказаться на изменении структуры занятости среди коренного населения. В 1994 г. из общей численности коренного трудоспособного населения (8 тыс. человек) в промышленности было занято 18,3%, в сельском хозяйстве -47,9%, в строительстве — 2,3%, на транспорте и связи — 2%, в здравоохранении, образовании и культуре — 20,9%, в жилищно-бытовом обслуживании — 2,9%, в торговле — 3,2%. Эти данные свидетельствуют о достаточно глубоком социально-профессиональном расслоении этнической популяции коренного населения. Самым примечательным и ярким явлением стало выделение достаточно больших групп интеллигенции, квалифицированных рабочих.

  • Несмотря на 60-летний опыт обобществления оленьего поголовья, на Ямале сохранилось родовое территориальное деление оленьих пастбищ. Традиции выпаса оленей здесь поддерживаются и развиваются с учетом новых научных разработок. Из числа ненцев подготовлено немало специалистов-зоотехников с высшим образованием, которые совершенствуют оленеводческую отрасль. Как уже было отмечено, среди местной национальной интеллигенции — работники здравоохранения, образования, культуры, сферы управления. Ненцы с высшим и средним специальным образованием трудятся и в сфере материального производства. Из числа молодых людей, которые в «ладах» с автомобилем, вездеходом, трактором, формируется инженерная интеллигенция.
  • И все-таки основная часть ненецкого этноса тяготеет к традиционным видам природопользования. Во главе акционерных обществ, фирм и ферм стоят молодые ненцы с высшим образованием, многие из них прошли стажировку за рубежом. Опираясь на опыт других стран, они заявляют о своих правах на территорию, ставят вопрос о компенсации за нарушение целостности природного комплекса, составляющего основу жизнедеятельности народа. В качестве альтернативы названному они заявляют о необходимости предоставления равноценной территории — взамен той, которая оказалась отторженной под нефтегазодобычу, выдвигают требования о компенсации за нанесенный ущерб, хотели бы участвовать в доле при распределении прибыли нефтегазодобывающих компаний.

         Малочисленные народы Севера представляют собой своеобразные этноценозы, вся деятельность которых проходит в тесном взаимодействии с природой. Каждый этнос имеет свой ареал расселения, специфические черты в ведении хозяйства и организации быта. В результате длительных взаимных общений у этих народов сложились свои нормы и правила поведения, свое отношение к труду, результатам труда и собственности на природные ресурсы.

В 1989 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах созданы ассоциации «Спасение Югры» и «Ямал - потомкам». В это общественное движение включилось не только коренное население, но и представители разных народов, приехавшие в Сибирь и болеющие за нее душой. Ассоциации выступают за защиту и уважение национальных культур, обычаев и языка граждан всех национальностей, проживающих в округе. Ассоциации отстаивают право коренных народов сохранять на своей этнической территории исторически сложившийся образ жизни и культуру, оберегать национальную самобытность.

В современном мире малочисленным народам Севера оказывается всесторонняя помощь. Эстония, Финляндия, Венгрия активно участвуют в развитие коренных народов. В этих странах находятся главные институты развития финно-угорских народов, к которым принадлежат ханты, манси, ненцы и др. В России центры находятся в Петербурге и на севере страны. Коренные народы обеспечены почти всеми социальными удобствами.        

Некоторые вопросы и проблемы решаются на Всемирном Конгрессе финно-угорских народов, который проходит раз в четыре года на разных территориях проживания финно-угров.

       3     Семья,  воспитание детей.

  • Ненцы
  • Хозяйственные функции ненецкой семьи находились в тесной связи с основным занятием — оленеводством. В семье бытовало строгое разделение труда. Мужчины занимались выпасом оленей и промыслами, а женщины — домашним хозяйством. Как везде, одной из основных функций семьи оставалось рождение и воспитание детей. От момента рождения до 5—7 лет ребенок находился под опекой матери. Сложившиеся формы воспитания предусматривали максимальную самостоятельность детей. Их почти никогда не учили чему-либо специально. Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом отражали хозяйственные занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки — миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были уметь выполнять к 13—14 годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки.
  • Чум - жилище оленеводов
  • Отец-оленевод брал сыновей с 10—12-летнего возраста в стадо оленей, приучал подростков к самостоятельной работе: показывал и рассказывал особенности ухода за животными, поручал различную работу. Весь запас знаний, приобретаемый молодежью, делился на рациональную и иррациональную части. Рациональные знания были связаны с хозяйственной деятельностью, постижением особенностей мира природы, умением использовать их в жизни. Иррациональная сфера включала в себя представления о сверхъестественном мире, со всех сторон окружающем человека. Этот вид знаний тесно переплетался с рациональными и был ничуть не менее значим, чем бытовые навыки.
  • Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом отражали хозяйственные занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки — миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были уметь выполнять к 13—14 годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки.

          Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры.

          Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет. Ни то ни другое само по себе не приходит.

  • Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы и старшие братья возвращаясь с охоты, мазали лица мальчиков кровью животного, что бы другие звери знали, что он тоже охотник, хоть и будущий. Если на охоте был убит медведь, его лапы с когтями приносили в чум как оберег, они макались в кровь, а потом ими мазали кулаки мальчика, говоря: «медведь пусть в этих руках будет такая же сила как в твоих лапах, но только не для убийства». Важное значение в семье придавалось первой добыче будущего кормильца. У мальчика она была обычно не большой: куропатка, утка, заяц, а у юноши – более крупной: дикий олень, тюлень. Первая добыча торжественно варилась в честь мамы и бабушки тем самым, подчёркивая роль будущего кормильца. Шкура первого добытого песца шла матери или бабушке на воротник шубы или на опушку шапки. Мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником, звери и птицы будут издалека слышать скрип кастрюль и сковородок.
  • Женщина же занимает своё особое место, как представительница сакрального мира, и от её поведения зависят судьбы людей. Женщина выполняла важные функции по созиданию, сохранению, передаче социального и культурного опыта. Одним из механизмов реализации этих функций и являлась система запретов, которые регулировали её поведение.
  • Приобщение к нормам поведения начиналось с детства. Девочки усваивали их, наблюдая за поведением взрослых.
  • В жизни девочки-женщины выделяются следующие периоды:
  • 1. находящаяся в люльке
  • 2. ходячая девочка
  • 3. сакрально чистая девочка
  • 4. девочка, ставшая девушкой
  • 5. могущая быть замужем
  • 6. взрослая девушка (перезрелая)
  • 7. замужняя женщина
  • 8. мать одного, двух детей
  • 9. детьми зрелая женщина (5-6 детей)
  • 10. повзрослевшая женщина
  • 11. женившая детей женщина
  • 12. женщина в возрасте
  • 13. ставшая «чистой» женщина
  • 14. старая; бабушка
  • 15. престарелая.
  • Как отмечалось выше, нечистота женщины является одной из центральных категорий их традиционной духовной культуры.
  • Запреты следовало соблюдать при наступлении у девушки половой зрелости. В приведённом выше перечне возрастных периодов сакрально нечистой девушка-женщина является с 4-го по 10-11 периоды. С 13-го периода женщина как бы становится сокрально чистой, но в силу укоренившихся психологических установок продолжает соблюдать запреты.
  • Девушка и женщинам нельзя наступать, и перешагивать через вещи. Нельзя ездить на мужские места. В обрядах жертвоприношения женщинам разрешалось быть на жертвенном месте при условии, что она положит в пимы, какой-нибудь медный предмет. У женщины в присутствии мужчин не должны быть видны непокрытые ноги и руки. Женщины, вышедшие замуж закрывают головы от родственников мужа.
  • Женщинам нельзя сушить свою обувь, вешать её на шесты и нарты. Выводя оленей из загона, женщина сначала проходит под верёвкой, затем те, кто держит верёвку, опускали её до земли, и она выводит оленей уже через верёвку. Женщина не могла наступать на след медведя, а должна была снять след (вместе с землё, со снегом) железной лопаткой.. или замести его выбивалкой снега, иначе её муж на промысле не заметит медведя и он его замучит.

Все эти запреты теряли силу, когда женщина снова становилась сакрально чистой

          4. Этнические традиции, духовная  культура народов Севера 

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов -"хозяев". Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в "кормлении" изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и "оставляли без пищи".

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Ранее можно было наблюдать остатки семейного шаманства: камлание с бубном иногда производились и простыми смертными. Семейное шаманство, по-видимому, уничтожило выделение профессиональной группы шаманов.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Полное специальное шаманское облачение сохранилось в XIX в. лишь у восточных ненцев, у западных имелась только особой формы шапка.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Бубен. Основным атрибутом шаманов был бубен. Ненецкое название - пензер. Ненецкий бубен имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку, шириной до 8 см делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали 7 или 14 столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже из рога или мамонтовой кости. На столбики натягивали жильую нить, или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края. Часто на внутренней стороне обечайки укрепляли железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Обечайка обтягивалась кожей дикого, реже домашнего оленя, пожертвованного светлым небесным духам. Внутри бубна укреплялась сложная деревянная рукоять в виде развилки. Рукоять делали обычную березовую, иногда употребляли рог оленя, подбирали естественно разветвленный рог.

   http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif На некоторых бубнах на внешней стороне обтяжки имелся кружок. Это кружок иногда обводили красной краской.  Колотушка представляла собой узкую деревянную лопаточку, обтянутую шкурой оленя.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   По старым представления ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в невидимые миры и в тоже время служил охранителем олених стад от болезней, волков и т.д.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

  • Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значения, предписываемое православной церковью.

5.  Священные места в жизни ненцев

Ненцы. Ненецкий идол

Ненцы. Ненецкая могила

Ненцы. Ненецкий идол

По представлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, море имеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святые места, часто содержат информацию о сакральности донного объекта. Основную категорию ненецких культовых мест составляют естественные природные объекты – сопка, река, озеро, остров, плоская возвышенность с пологими склонами, высокая остроконечная сопка с широким основанием. По приданиям ненцев о мире духов, в необычных по внешнему виду предметах таиться магическая сила.

Священное место не имеет точно установленных границ, переходя в окружающий ландшафт. Обычно оно располагается на приметных местах, возле камня необычной формы, на вершине сопки, на берегу озера. Само озеро тоже может быть священным. В нём либо вообще нельзя ловить рыбу, либо положено часть улова жертвовать духу озера. Если же на этом месте имелся камень, то шаман мог «признать» в нём один из образов, принятый духом. Место признавалось священным по указанию шамана, который объявлял, что оно должно почитаться всеми или только родом, семьёй. Шаман давал указания, где должно быть это место, какой образ должен иметь хэхэ – хозяин данного святилища.

Таким образом, священные места являются культовыми действующими объектами, поскольку находятся на местах постоянного проживания и хозяйственной деятельности кочующих тундровиков. Они относятся к памятникам духовной культуры, которые сформировались на протяжении длительного времени, характеризуются консервативностью форм и способов осуществления культовой деятельности. В таких местах запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.

Указанные обстоятельства позволяют определить культовое место как субститут храма. Можно сказать, это храмы под открытым небом. Налицо организация сакрального пространства, включающая такие компоненты культовой деятельности, как скульптура религиозного значения и разработанная атрибутика культа. Принципиальным отличием священного места от храма, характерного для мировых религий, является эзотеричность культового места, т.е. его предназначенность только для посвящённых, избранных.

Другие народы ходят молиться в церковь, храм, а у ненцев такими храмами являются священных места, очерченные устным преданием, имеющие особое сакральное значение, обладающие властью над людьми, принадлежащими к традиционному обществу. Эти места являются священными в самом широком смысле слова: они связывают традиционный

образ жизни народа со священным преданием, с древнейшими космологическими пластами мифологии и с религиозным ритуалом.

Особую значимость имеют священные острова. В отличии от мировых религий, в ненецком язычестве главным храмом является не тот, что чаще посещается людьми, а тот, что почти недоступен или доступен только посвящённым. Как говорят ненцы: «Главные боги живут на концах Земли».

Для создания собственной классификации священных мест необходимо было обратиться к литературе по этому вопросу, опираясь на работу архимандрита Вениамина, классифицирует священные места ненцев по социальному признаку. Он выделяет общенародные, родовые и семейные места.

Известный исследователь обских угров К.Ф. Карьялайнен выделяет 6 типов священных мест:

  1. древние поселения
  2. места погребений и кладбищ
  3. места «явления» духов.
  4. культовые место предка – покровителя селения
  5. женское культовое место
  6. место почитания обитателей водных стихий

          Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

          Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.


       
День оленевода. В первый день оленеводы встречались с главой района, руководителями предприятий и организаций района, с главным специалистом окружного Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера. Состоялось торжественное награждение лучших оленеводов. 

  На второй день праздник переместился на лед реки Таз. Для оленеводов и гостей праздника выступила фольклорная группа. Прошли состязания по национальным видам спорта, состоялся конкурс на лучшую мужскую и женскую национальную одежду. Победителям вручили призы от администрации района, в том числе чемпиону в гонках на оленьих упряжках – специальный приз главы района – снегоход “Буран”, а также другие призы.

         В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей.

Заключение

         До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.

         Коренное население Ямало-Ненецкого автономного округа представляет большой интерес для этнографов, специалистов иных смежных дисциплин. Несмотря на все социальные потрясения двадцатого века, аборигенное население сохранило основные традиции своей жизни и культуры. Они сохранили, в первую очередь, свое традиционное хозяйство оленеводство, рыбодобычу и, безусловно, крайне важное для них отношение к природе. Со всем этим очень тесно связана духовная культура.

         Ненцы, проживающие на Ямале - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.

     . Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные на реализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний и представлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями и традициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудрости народов Севера.

Список литературы

       1. Богоявленский Д. Д., Пика А. И. Насильственная смертность у народов Севера (на примере Камчатки и Чукотки) // География и хозяйство. Вып. 4. Районы проживания малочисленных народов Севера. Сб. научных трудов / Отв. ред. А. И. Чистобаев. Л., 1991. С. 162-182.

       2. Демографический энциклопедический словарь /Редкол.: Валентей Д. И. (гл. ред.) и др. М., 1985. С. 608

       3. Чистобаев А. И. Концепция устойчивого развития этноценозов Севера // Национальные и демографические процессы в республиках и регионах Европейского Севера Российской Федерации. Тезисы докл. региональной научно-практической конференции. Сыктывкар, 1994. С. 49-50

       4. Хомич Л.В. Ненцы. М – Л.  1966г.

       5. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.

       6. Чистобаев А. И., Хрущев С. А., Громова Ю. В. Л. Н. Гумилев и этноценозы Российского Севера // Вестник С. -Петербургского ун-та. Сер. 7: Геология, география. 1994. Вып. 2 (№ 14). С. 40-46

       7. Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.

       8. Ямал: Энциклопедия.Ямало-Ненецкого автономного округа, Т. 1. Тюмень.  Издательство   Тюменского  государственного  университета,  2004.

С. 368

        .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по ознакомлению дошкольников с жизнью, бытом, обычаями, промыслами, прикладным искусством коренного населения --хантов.

Воспитание патриотов через ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом народов ханты и манси ( конспекты занятий. бесед, игр, развлечений)...

Проект "Праздничная одежда для детей коренного населения Нижегородской области конца 2-ой половины 19 века»

Наш детский сад работает над темой «Нравственно-патриотическое воспитание детей». Раньше, раскрывая тему «Дружба народов», мы обращались к национальностям союзных республик. В настоящее время тема дру...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СААМСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ТРАДИЦИЯМИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ...

Мастер класс для педагогов ДОУ "Чудеса пластилинографии с применением этно-культурного компонента коренных народов Севера (ненцев)"

Применение пластилинографии при изучении культуры, животного мира, природы Ямала. Развитие интереса к нетрадиционным способам рисования ( пластилинографии)....

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...