Мастер класс для педагогов ДОУ "Чудеса пластилинографии с применением этно-культурного компонента коренных народов Севера (ненцев)"
материал по аппликации, лепке на тему

Идельбаева Альбина Миниваровна

Применение пластилинографии при изучении культуры, животного мира, природы Ямала. Развитие интереса к нетрадиционным способам рисования ( пластилинографии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Чудеса пластилинографии с применением этно-культурного компонента коренных народов Севера (ненцев)»

План-конспект мастер-класса.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, размер А4, набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме «Чудеса пластилинографии».

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

3. Рефлексия – итог мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть:

На экране выведены слова Н.П.Сакулина

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам окунуться в творческий и прекрасный мир пластилинографии. Посмотрите на слайды. Какие яркие краски, какая кропотливая и аккуратная работа. Сколько терпения и любви в них вложено. Какое настроение вызывают у вас эти работы?

Чтобы наглядно продемонстрировать возможности пластилинографии мне понадобится 4 команды. В 1 команду 3 человека, в остальные по 2.

На столах разложен необходимый инвентарь, фотографии  и к каждой работе прилагается подробная инструкция по выполнению. И в итоге каждая команда презентует свою работу.

1 стол- лепят в технике Прямая пластилинография ( Кукла Нухуко),

2 стол- лепят в технике Обратная пластилинография (витражная)( белый медведь),

3 стол- лепят в технике Контурная пластилинография  ( северный олень),

4 стол лепят в технике Мозаичная пластилинография (ненецкие пимы).

Пока выполняется практическая часть. Пройду чуть-чуть по теории.

Провожу в форме вопросов и ответов.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Что такое пластилинография? ( «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

Принцип данной техники в чем? (Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.)

Пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова).

Основной материал  — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Как вы думаете с какими образовательными областями мы можем интегрировать пластилинографию?

  Если работа команд еще не закончена то можно поиграть в игру

Пока участники выполняют свою кропотливую работу. Мы с вами немножко отдохнем и поиграем. Беру либо пальчиковую игру или игру малой подвижности.

Когда участники заканчивают, каждый презентует свою работу и рассказывает о виде пластилинографии в технике которой выполнялось их задание.

1.Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

2. Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

3.Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

4.Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя  смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Во время работы полезные советы:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон, можно обклеить скотчем;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

3. Заключение.

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных, национальные костюмы, игрушки, национальный орнамент. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Рефлексия

-Уважаемые коллеги вот и закончился наш мастер класс. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время совместной работы и сделаем совместное фото.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов по пластилинографии

Темв"Пластилинография-это интересно!"...

Мастер-класс для педагогов «Чудеса пластилинографии - лепка из пластилина в разрезной технике».

Техника "Миллефиори".Колбаски "миллефиори"  можно делать и из пластилина!...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер класс для педагогов Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей».

класс  для педагоговТема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»....

Мастер-класс для педагогов по пластилинографии "Жостовский поднос"

Мастер-класс для педагогов  «Жостовский поднос» ...