Мастер класс для педагогов Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей».
методическая разработка по аппликации, лепке

 Никитченко  Лариса Анатольевна

класс  для педагогов

Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей».

                                                                                 

 

Цель: : Ознакомление педагогов с  пластилинографией, как средством развития   творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Материал:  пластилин, дощечка для работы с пластилином,  стеки, влажная салфетка , прозрачная плотная плёнка,  чёрный маркер; распечатанные   картинки цветов.

 Техническое оснащение:  ноутбук, презентация 

 План мастер – класса

I. Теоретическая часть

1. Вступительная беседа

 2. Презентация  «Приемы и виды пластилинографии »

 

II. Практическая часть

Знакомство и освоение различных техник пластилинографии:

  • Прямая 
  • Обратная  
  • Фактурная 
  • Мозаичная  
  • Контурная

III. Рефлексия

Ход мастер - класса

  1. Теоретическая часть

1. Здравствуйте уважаемые коллеги

 

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что
в  течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
 

Н.П. Сакулина

         «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).
         Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

 

Занятия пластилинографией способствуют:
-  развитию психических процессов;
-  развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализации впечатлений, знаний, эмоционального состояния в творчестве.

 

 Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез  увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина,   лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

         Регулярная работа с пластилином  позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин,  картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

 

2. Я сейчас, познакомлю вас с основными приемами лепки и видами пластилинографии . Предлагаю вам посмотреть презентацию. 

 

Основные приёмы выполнения пластилинографических изображений:

  • Сплющивание
  • Расплющивание
  • Налепливание
  • Прижимание
  • Придавливание
  • Примазывание
  • Намазывание
  • Размазывание

 

Виды пластилинографии:

  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
  • Обратная пластилинография- изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура)
  • Мозаичная пластилинография - изображенеие лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
  • Многослойная пластилинография-объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
  • Модульная пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков
  • Фактурная пластилинография -изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры

 

II. Практическая часть

Уважаемые коллеги, я хотела бы предложить вам проявить свои творческие способности. Сейчас весна, вся природа просыпается. Какая женщина не любит цветы?

Я приглашаю  вас, для создания красивого букета.

(Каждый участник  выбирает распечатанный на картонных листах цветок).  Предлагаю вам раскрасить свой цветок, используя разные виды пластилинографии.  Желающие раскрасить цветок с обратной стороны   горизонтальной поверхности (с обозначением контура) берут прозрачную плотную плёнку и черный маркер, для переноса рисунка

 

Молодцы, вы отлично справились, у всех получились очень красивые цветы.

 

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины:
  И подарим вам цветы,
   Небывалой красоты.

 

Работа в технике пластилинографии способствует развитию индивидуальности каждого ребенка, будит его фантазию и воображение. Рисование  пластилином приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. И если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать  пластилином, он не останется безразличным.

 

 Рефлексия:

  И в конце мне хотелось бы узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию:

- если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе, возьмите зеленый шарик.

- если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приемами, возьмите синий шарик.

- если опыт вам не пригодится, возьмите красный шарик.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya_nikitchenko.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Воспитатель: Никитченко Л.А. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»

Слайд 2

« Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след , так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Н.П. Сакулина

Слайд 3

« Пластилинография » (« графия» - создавать, изображать , «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Слайд 4

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Слайд 5

Занятия пластилинографией способствуют : - развитию психических процессов; - развитию воображения, творческих способностей; - развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, - развитию самостоятельности, произвольности поведения; - реализации впечатлений, знаний, эмоционального состояния в творчестве.

Слайд 6

Приёмы выполнения пластилинографических изображений: Сплющивание Расплющивание Налепливание Прижимание Придавливание Примазывание Намазывание Размазывание

Слайд 7

Виды пластилинографии :

Слайд 8

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Слайд 9

Особености выполнения работы : 1 .Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски) Располагать их на горизонтальной поверхности Затем расплющивать, соединяя детали

Слайд 10

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Слайд 12

Фактурная пластилинография -изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры .

Слайд 14

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Слайд 16

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Слайд 18

Многослойная пластилинография - объемные изображения для которых используются элементы с последовательным соединением слоев разного цвета.

Слайд 19

Для начала мы берем разные цвета пластилина. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

Слайд 20

А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Слайд 22

Можно использовать разнообразные поверхности

Слайд 23

Использование дополнительных деталей .

Слайд 24

Розочка из «колбаски» и «капельки» Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.

Слайд 25

Розочка из колбасок Раскатываем колбаску длиной 5 см. Делаем колбаску плоской, совсем не обязательно делать ее ровной. Сворачиваем колбаску в трубочку следующим образом. Получается вот такая розочка, края цветка можно слегка раскрыть.

Слайд 26

Розочка из шариков Делаем из пластилина шарики, приблизительно одной величины . Расплющиваем их пальчиками и выкладываем в ряд, как показано на рисунке. Начинаем щепетильно сворачивать наш ряд . Получаем розочку.

Слайд 27

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография : - во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон; - предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка; - устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером; - покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

Слайд 28

Творите вместе с детьми !!! Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ....

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.Развитие мелкой моторики рук у детейДети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем, мы. На ...

Мастер- класс для педагогов "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей"

Цель:- повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи:- освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;- обу...

Мастер – класс на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»

 Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином ...