Мастер – класс на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»
методическая разработка по аппликации, лепке

Сикорская Кристина Петровна

   Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. 
Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Способствует развитию моторики рук: укрепляется силу рук, а так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

 города Тулуна

«Детский сад «Анютка»

Мастер – класс на тему:

«Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»

                                                                     Подготовила и провела воспитатель:

                                                                             Сикорская Кристина Петровна

г.Тулун,2021г.

                                                 

Мастер – класс на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер - класса:

  • освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
  • развивать интерес к нетрадиционным способам и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемые результаты

  • создание объёмной розы на ножке.
  • применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;
  • повышение уровня профессиональной компетентности.

Материалы и оборудование для педагогов:
· шпажка;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· доска для лепки;
· стека;

Вводная часть
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, меня зовут Сикорская Кристина Петровна. Работаю в МБДОУ «Детский сад «Анютка»– воспитателем.

Добрый день и в добрый час,
Начинаем мастер – класс!
Слайд 1.

 Сегодня мы с вами познакомимся с техникой пластилинография.

Цель мастер – класса это повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности. Слайд 2 
Задачи представлены на экране Слайд 3 

Задачи мастер - класса:

  • освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
  •  обучение участников мастер- класса приёмам «пластилинографии»;
  •  развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

      Уважаемые коллеги, мы все с вами знаем, что одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук.
Многие педагоги и психологи, как Сухомлинский, Эльконин и Леонтьев отмечали важность взаимодействия речи и развития мелкой моторики. Слайд 4 
  Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
 Слайд 5 
Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Способствует развитию моторики рук: укрепляется силу рук, а так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
 Слайд 6 

Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии являются руки ребенка, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Рекомендации при работе с пластилином:
- использовать мягкий пластилин;
- для работы использовать плотный картон, чтобы не производило деформации основы;
- основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем, чтобы избежать проявления жировых пятен от пластилина;

 На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать:
· пластилин соответствующего цвета
· плотный картон
· стек
· доска для лепки
· салфетка для рук
 Слайд 10 

Техники приёмов рисования пластилином:

  • рисования пластилином из шприца - используются одноразовые медицинские шприцы без игл. Слайд 11
  • Рисование “жгутиками”. Техника “жгутиками” несколько сложнее в
    том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок.
    Слайд 12
  • Рисование пластилиновыми шариками – мозаика – Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек. Скатать между пальцами кусочек пластилина, придавая форму маленьких шариков. Выкладывать шарики по контуру предмета, закрепляя на рисунке.
  • Рисование приёмом размазывания – для создания плоского или полу рельефного изображения.Слайд 13
  • Рисование крошкой (через тёрку);
    Расписной пластилин, полученный разрезанием.
    Обратное рисование (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура)
    Слайд 14 

Используя приёмы пластилинографии можно создать: растения, насекомых, рыб, животных, птиц, но и цветы.

Основная часть

Уважаемые коллеги отгадайте загадку

«Вот чудесный цветок.
Небывалой красоты!
Чудный запах, алый цвет –
Красивей цветочка нет». (Роза)

Слайд с розами 

Роза – удивительный по красоте цветок, букет из таких цветов является отличным подарком на любое торжество. Розу можно нарисовать, сделать из бумаги и других подручных средств. Так как у нас приближается праздник «День матери»
Предлагаю вам вылепить розу из пластилина на деревянной палочке (шпажке).

 Перед тем как начать выполнять работу, давайте разомнём и согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Алые цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.

(Ладони соединены в виде тюльпана, пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Затем производятся плавные покачивания кистями рук)

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Тихо засыпают, головой качают.

(Производятся покачивания «головкой цветка»)


Приступим к выполнению работы. У вас на столе уже все приготовленно к выполнению работы

  • Отрезаем от куска пластилина пять равных кусочков, эти же кусочки каждый делим пополам.
  • Получается восемь небольших кусочков. Из одного кусочка катаем шарик и превращаем в капельку – это серединка цветка. Из остальных семь кусочков делаем лепесточки, скатав сначала каждый по отдельности в шарик, потом прижимаем и делаем форму лепестка к низу чуть – чуть заостряя.
  • Когда лепестки будут готовы, оставляем их с краю доски. Берём кусок зелёного пластилина и отделяем три одинаковых кусочка для листиков и чашечки для цветка. Каждый кусочек пластилина делим пополам. Из 3х кусочков делаем листики. Приём такой же, как у лепестков, только заостряются сверху и снизу.
  • Четвёртый кусочек раскатываем в небольшую колбаску, потом прижимаем, и получается плоская пластина. Листочки и пластину кладём рядом с лепесточками. Берём деревянную палочку (шпажку) и зелёным цветом, из которого делали листики и пластину покрываем тонким слоем всю палочку. Когда палочка будет покрыта вся, начинаем из заготовок собирать цветок.
  • На край палочки присоединяем капельку – серединку цветка, затем по очереди присоединяем лепесточки, при этом накладываем немного края друг на друга. Каждый лепесточек надо немного наклонять к низу. Затем берём пластину и снизу закрепляем по кругу, под лепесточками придавая форму чашечки (мазками к верху лепестков). Когда всё закрепили и придали форму чашечки под лепестками, берём приготовленные листики и прикрепляем к стебельку. Можно сделать маленькие палочки и хаотично присоединить к стеблю – это шипы. Вот и получилась роза.
    Чтобы роза выглядела выразительней, вы можете с помощью гуаши её украсить, прорисовав дополнительные детали на своё воображение.
    (прожилки у листика и края розы)
  • Когда работа будет готова можно побрызгать лаком для волос (сильной фиксации) или покрыть акриловым лаком, что даст цветку яркость, блеск, укрепит пластилин.

III. Заключительная часть
Посмотрите внимательно на ваш красивый цветок. Как вы думаете, получилось ли у нас передать красоту цветка с помощью пластилина?

Рефлексия (рисования пластилином из шприца, шприц заранее наполнен воздушным пластилином)

· если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе – нарисуйте солнышко
· если вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать в своей работе –нарисуйте тучку

Надеюсь, что было интересно и Вы будете использовать эту технику в работе с детьми.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей."

«Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая вним...

из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

Мастер - класс по теме: "Тестопластика, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" ( практическая работа "На лесной полянке")

  Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность...

Мастер класс для педагогов Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей».

класс  для педагоговТема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»....

Мастер- класс для педагогов "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей"

Цель:- повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи:- освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;- обу...