Конспект занятия " Как жили Саранчане в древности"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сайгина Светлана Ивановна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по национально- региональному компоненту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_saranchane_v_drevnosti_microsoft_office_word_6.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

-познакомить с условиями жизни и быта Саранчан в древние времена;

 –дать представление о том,  в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, как одевались, что ели и как веселились;

-развивать любознательность, воображение, мышление;

-воспитывать интерес к истории родного города, чувства патриотизма,  любовь к родному городу;  

Методы и приёмы:

-экскурсия в мордовскую избу;

–беседа, вопросы, объяснение;

–рассматривание национальной одежды, посуды, мебели.

                                                       Ход занятия.

  Воспитатель.  - Сегодня мы отправимся в путешествие по старому Саранску. (Дети заходят в мордовскую избу, садятся полукругом)

(Показать иллюстрации старого города-крепости)

Воспитатель.  - В каких домах вы сейчас живете?

Дети.-  В домах  высоких с большими окнами из плит или кирпича. Воспитатель.  - Как вы думаете в каких домах жили раньше?

Дети. -  В деревянных  домах.

Воспитатель. - Был похож наш город  древний , не на город а  на деревню.  

Раньше дома были деревянные,  не высокие,  окна маленькие. В домах было темно. Как отапливаются наши дома? Чем освещаются?

Дети.  -Наши дома отапливаются с помощью батарей,  а освещаются электричеством

Воспитатель. - Как вы думайте , а  раньше как отапливались дома? Дети.   - Раньше дома отапливались с помощью печек.

Воспитатель.  - Отапливались дома печами. У бедных людей не было труб,  и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от копоти .

В этих избах печи были

 Без трубы,   не как теперь.

Их по-черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь .

У бедных людей стекол не было. Окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами,  деревянными палочками.  Поэтому в домах часто случались пожары.

Какая мебель у вас дома?

Дети. -  Дома есть диван , стол, стулья, шкафы, стенка.

Воспитатель. -  В домах старого города стояли деревянные столы,  лавки, сундуки. На столы стелили скатерти ручной работы с вышивкой. Где у вас дома хранится одежда?

Дети. -  Одежда хранится в шкафах.

Воспитатель. - Раньше одежду хранили вот в таких сундуках. Они были большими и маленькими. Одежду аккуратно складывали в сундуки. Какую одежду вы носите?

 Дети.- Мы носим джинсы,  куртки, юбки,  платья,  колготки. Воспитатель. -  Раньше носили длинную и широкую одежду с вышивкой. (Показ старинной одежды) Где вы спите?

Дети. -  Мы спим на диване ,  на кровати.

Воспитатель. - А когда- то взрослые спали на лавках, а старики и дети на печке. Совсем маленькие дети спали вот в таких люльках, которые крепились веревками к крючку в потолке. Какая посуда у вас есть дома?

Дети. -  Дома у нас посуда стеклянная,  металлическая, фарфоровая, хрустальная.

 Воспитатель. -  У горожан старого Саранска посуда была простая деревянная или глиняная. Стояла она на столе  или  на специальных полках. А что вы любите дома есть?

Дети. -  Дома у нас посуда стеклянная, металлическая, фарфоровая, хрустальная.

(Дети рассказывают о своих любимых блюдах,  о том , что готовят их мамы)

 Воспитатель. - Раньше у Саранчан  пища была простая. В полях росли рожь  и пшеница. Из них делали муку и пекли хлеб. Еще росли гречиха,  овес,  ячмень  из них варили кашу. На огороде выращивали овощи: морковь,  репу,  свеклу,  капусту, огурцы. Огурцы и капусту солили в бочках. У кого была  корова тот пил молоко,  ел творог,  сметану,  масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу. Пили квас и позу (медовый напиток). А что у вас делают дома  когда вам приходят гости?

 Дети. Когда приходят гости накрывают столы, поют песни , танцуют.

Воспитатель.  Сейчас танцуют современные танцы и слушают музыку с помощью магнитофона. Раньше танцевали мордовские народные танцы и играли на народных музыкальных инструментах.   Посмотрите на стол. Какие музыкальные инструменты вам знакомы?

 Дети. Это ложки. Трещотки и дудки.  

Воспитатель.  Пусть мальчики возьмут музыкальные инструменты и будут играть.  Девочки же станцуют мордовский народный танец. (Дети переходят в музыкальный зал.)  Занятие заканчивается мордовским народным танцем и прослушиванием мордовских народных песен с помощью магнитофона.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Конспект занятияТема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»(рисование в нетрадиционной технике (рисование ладошкВыполнила: ИщенкоН.Н. Художественно-эстетическая областьЦель. Вызвать у д...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект занятия "Как жили наши предки"

Конспект занятия "Как жили наши предки" разработан для детей 6-7 лет в рамках духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей. Может быт...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

Конспект занятия Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся» (рисование в нетрадиционной технике (рисование ладошками)

Цель. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах, их особенностях. Совершенствовать умени...