Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.
методическая разработка на тему

Акеньшина Инна Сергеевна

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народный календарь –

основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

 (Времена года)

Исследовательница детского фольклора Галина Дайн пишет в своей книге «Детский народный календарь»:

«Большинство из нас – городские жители. Находясь в своих квартирах, мы почти перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – в Природе…

С давних времен народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

Такой дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывая о погоде и предстоящих сменах времен года.

Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Кроме того, у ребят был и свой собственный календарь. Его традиции тоже переходили из поколения в поколение, от подраставших – к младшим».

Наш коллектив реализует авторскую педагогическую разработку «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды».

Тематическое планирование составлено на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить народную культуру.

В работе по народному календарю педагогам помогают  - месяцесловы  - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»  – это богатый источник информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков.

Народный календарь используется в детском саду в процессе знакомства детей с временами года, с животным и растительным миром. 

Народный календарь исключает использование каких-либо наглядных пособий. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могли видеть настоящие деревья, цветы, траву, кустарники.

Все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду  совместный труд на огороде, в цветнике на участке дошкольного учреждения,  организация выставок работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями, проведение субботников, озеленение территории дошкольного учреждения -  разовьёт наблюдательность и любовь к родной природе.

А использование  закличек, пословиц, поговорок, стихов, загадок, примет -

научит нас владеть полнее и искуснее русским словом - русскою складною речью.

Задания по народному календарю.

Следующий этап при ознакомление с народным календарем  совместное проведение народных праздников.

В старину говорили: мы трудимся, чтобы праздновать». Народные праздники также связывались с календарём и были привязаны к труду крестьянина на земле.

    Наши праздники разнообразны по содержанию и форме. Игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок позволяют дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Каждый праздник имеет свою структуру.  В основу сценария положено участие двух хозяюшек, которые знакомят детей с традициями, обрядами, обычаями. Обязательно используем  из заклички, хороводы и русских народных игр, соответствующих сезону. В конце каждого праздника дети получают обрядовое угощение или подарок-оберег: жаворонки, блины, яйца.

д/и «Угадай праздник по описанию».    

Во время многих праздников изготовляли кукол-оберегов. В  нашей русской избе представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов,  с которыми мы знакомим детей и взрослых. Куклы-обереги имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты. Именно поэтому существует календарь изготовления народной тряпичной куклы.

Предлагаем вам  сделать куклу Филипповку.
Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.
 

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.  

Проводится р.н. игра.

Таким образом – народный календарь неотъемлемая часть народной культуры наших предков, который позволяет приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство маленького гражданина.

«Угадай праздник по описанию».

Праздник ремесленников и кузнецов. Эти святые покровители женских ремесел. В это день устраивали благотворительные базары. Первая встреча зимы. «… - об осени поминки»  (Кузминки).

В начале зимы на Руси отмечали весёлый праздник,  устраивались зимние гуляния. В этот день парни гадали о невестах. Почет был девушкам с аналогичным  именем праздника  (Катерина-санница).

В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран  птицы, и первая из них - жаворонок. Бывает, что жаворонки прилетают и раньше, но эти птицы погибают. Этот праздник  можно назвать детским: накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков», а утром, в день' праздника, раздают их детям. Когда жаворонки поспеют, дети берут их и гурьбой, с криками и звонким смехом, бегут закликать жаворонков (Сороки).

Этот день считался пастушьим праздником. В этот день выполняли ритуалы, направленные на защиту скотины, перед тем как выпустить ее в первый раз на выпас. Пастух обходил стадо с иконой, произносил охранительные заговоры, совершал ритуальные действия, просил  защитить стадо от хищных зверей.  (Егорьев день)

Этот день праздновался в честь летнего солнцеворота. Люди обращались к Солнцу - огню небесному во время проявления его высших творческих сил с благодарностью за свет и тепло. Повсюду жгли костры, олицетворявшие торжество летнего солнца, а также обладавшие силой уничтожать болезни. Поэтому люди прыгали через костер, сжигали свои сорочки и больных родственников, пропускали скот через кострище, очищая его тем самым от болезней и оберегая от дурного глаза. Девушки гадали о своей судьбе, спуская сплетенные венки по реке, наблюдая за их движением. (Иван-Купала).

Народный календарь.

вопросы - викторины.

1. Это явление, называемое бабий пояс, краса, ясновка. Существовало поверье о том, что не её концах повешено по котелку с золотыми монетами. Её представляли как змею, которая спускается на землю и пьет воду из рек, колодцев. Радуга

2. Какой месяц называют: студень, хмурень, ледостав, рекостав? (Декабрь, т. к. он землю студит, небо хмурит, приходит время ранних сумерек, замерзают реки и водоёмы) .

3. О каком месяце говорят: полночь года и почему? (О декабре.  Самые длинные ночи. Самый тёмный месяц)

4. Какой месяц назывался «утром весны и утром года» (Март) .

5. Кто купается в муравейнике? (Тетерева. Они, как домашние куры, «купаются» в земле, чтобы избавиться от насекомых. В лесу самое удобное место для такого «купания» - старый заброшенный муравейник) .

6. С какой стороны дерева нужно искать грибы? (С северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага)

7. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клёна) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

Использование народных традиций Масленицы в приобщении дошкольников к народной культуре.

Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практ...

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...

Семинар - практикум «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками....