Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кисилева Наталья Вячеславовна

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc5555.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Светофорик».

города Невинномысска Ставропольского края.

Рабочая программа

по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «Родничок».

Автор: воспитатель

МБДОУ № 50 г.Невинномысска

Кисилева Наталья Вячеславовна

Пояснительная записка.        

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» предназначена для детей дошкольного возраста  ( 5-7 лет). Данная программа  дополняет основную общеобразовательную программу ДОУ, и входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице городу, Родине. На развитие интереса к русским традициям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время  усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения  к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас. Взрослых. Воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения- со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Процесс обучения основан на использовании принципа интеграции и позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. А также работа построена с учетом принципов:

  • Системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу для ребенка данного возраста;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Цель программы: формировать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Главными и основными задачами нравственно-патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста(5-7  лет) являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине ;
  • Межличностные отношения;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Знакомство детей с символами государства  (герб, флаг, гимн).

Планирование данной рабочей программы составлено на основе методических рекомендаций «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности  и представлен в следующих блоках:

- Моя семья;

- Мой детский сад;

-  Мой город;

-  Будем Родине служить;

-  Культура и традиции;

-  Правила, по которым мы живем.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.  

Весь материал систематизирован и представлен в виде тематического плана и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения.

В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие восприятие, культуру и ориентирование  дошкольников в нравственных проблемах. В результате этого усиливаются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Структурная организация игровых занятий.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочными историями, Проводятся игры- драматизации,  беседы, экскурсии, тематические развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, они учатся делать выводы о культурном поведении и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое занятие повторением: что нового и интересного дети узнали, чему научились, что вызвало трудности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний  городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, при этом объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин ; с областью «Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения нравственно-патриотическому воспитанию.

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Формирование духовности, развития интереса к русским традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Фотовыставки  «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»,  «Мой любимый город»;
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Как правильно знакомить детей с городом».
  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»;

По окончании третьего года обучения дети (5-6 лет) должны уметь:

  • Проявлять заботу о пожилых людях о малышах ;
  • Иметь представления о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах;
  • Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;
  • Знает о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
  • Культуру поведения в общественных местах;
  • Правильно выбирает линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах);
  • Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).;
  • Правильно реагировать на негативные действия других детей, их последствия;

По окончании четвертого года обучения дети (6-7 лет) должны уметь:

  • Иметь представление о ценности труда родителей и близких родственников.
  • Иметь представления о жизни детей в других странах
  • Иметь представления о народных традициях
  • Уметь отличительные символы государства
  • Иметь представления о правах ребенка

Диагностика с детьми старшего дошкольного возраста производится три раз : в начале, середине  и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отслеживать динамику развития ребенка.  Исследует следующие показатели;

  • Положительно- эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего  окружения, детского сада, города;
  • Личностное развитие, произвольность;
  • Социальное поведение, коммуникативность.

По показателям определены три уровня выполнения заданий:

  • Низкий уровень – невыполнение задания даже с помощью взрослого;
  • Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощь взрослого;
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

№ п/п

Показатели

Методика

1.

Умения проявлять заботу о малышах, пожилых людях.

Фотографии малышей, сверстников, пожилых людях карточки с изображением состояния людей.

2.

Умения различать настроения сверстников, оказывать помощь нуждающемуся  в этом.

Ситуации.

3.

Имеет представления о членах семьи и ближайших родственниках

Фотографии родственников.

4.

Элементарные представления о профессиях города

Картинки с изображениями.

5

Умения быть вежливыми, внимательными с взрослыми и взрослыми.

Картинки с изображением поступков детей, взрослых

6

Умения реагировать на негативные действия других детей и их последствия.

Иллюстрации с изображением поступков детей

7

Имеет представления о символах государства

(герб, флаг, гимн)

Иллюстрации государственных символах.

8

Имеет представления о правах ребенка

Иллюстрации

Список литературы:

  1. .Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  2. Г.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина..: Практический курс для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.е. Мы живем в Росси. Гражданско-патриатическое воспитание дошкольников. М: издательство. 2003, -112с.
  4. Н.В.Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий . изд. 4-е допол.-М.: Уц Перспектиыва, 2008,-248с.
  5. Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы.- Ставрополь: Литера, 2010.-380с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...