Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кисилева Наталья Вячеславовна

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc5555.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Светофорик».

города Невинномысска Ставропольского края.

Рабочая программа

по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «Родничок».

Автор: воспитатель

МБДОУ № 50 г.Невинномысска

Кисилева Наталья Вячеславовна

Пояснительная записка.        

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» предназначена для детей дошкольного возраста  ( 5-7 лет). Данная программа  дополняет основную общеобразовательную программу ДОУ, и входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице городу, Родине. На развитие интереса к русским традициям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время  усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения  к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас. Взрослых. Воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения- со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Процесс обучения основан на использовании принципа интеграции и позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. А также работа построена с учетом принципов:

  • Системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу для ребенка данного возраста;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Цель программы: формировать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Главными и основными задачами нравственно-патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста(5-7  лет) являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине ;
  • Межличностные отношения;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Знакомство детей с символами государства  (герб, флаг, гимн).

Планирование данной рабочей программы составлено на основе методических рекомендаций «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности  и представлен в следующих блоках:

- Моя семья;

- Мой детский сад;

-  Мой город;

-  Будем Родине служить;

-  Культура и традиции;

-  Правила, по которым мы живем.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.  

Весь материал систематизирован и представлен в виде тематического плана и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения.

В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие восприятие, культуру и ориентирование  дошкольников в нравственных проблемах. В результате этого усиливаются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Структурная организация игровых занятий.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочными историями, Проводятся игры- драматизации,  беседы, экскурсии, тематические развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, они учатся делать выводы о культурном поведении и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое занятие повторением: что нового и интересного дети узнали, чему научились, что вызвало трудности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний  городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, при этом объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин ; с областью «Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения нравственно-патриотическому воспитанию.

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Формирование духовности, развития интереса к русским традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Фотовыставки  «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»,  «Мой любимый город»;
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Как правильно знакомить детей с городом».
  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»;

По окончании третьего года обучения дети (5-6 лет) должны уметь:

  • Проявлять заботу о пожилых людях о малышах ;
  • Иметь представления о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах;
  • Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;
  • Знает о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
  • Культуру поведения в общественных местах;
  • Правильно выбирает линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах);
  • Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).;
  • Правильно реагировать на негативные действия других детей, их последствия;

По окончании четвертого года обучения дети (6-7 лет) должны уметь:

  • Иметь представление о ценности труда родителей и близких родственников.
  • Иметь представления о жизни детей в других странах
  • Иметь представления о народных традициях
  • Уметь отличительные символы государства
  • Иметь представления о правах ребенка

Диагностика с детьми старшего дошкольного возраста производится три раз : в начале, середине  и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отслеживать динамику развития ребенка.  Исследует следующие показатели;

  • Положительно- эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего  окружения, детского сада, города;
  • Личностное развитие, произвольность;
  • Социальное поведение, коммуникативность.

По показателям определены три уровня выполнения заданий:

  • Низкий уровень – невыполнение задания даже с помощью взрослого;
  • Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощь взрослого;
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

№ п/п

Показатели

Методика

1.

Умения проявлять заботу о малышах, пожилых людях.

Фотографии малышей, сверстников, пожилых людях карточки с изображением состояния людей.

2.

Умения различать настроения сверстников, оказывать помощь нуждающемуся  в этом.

Ситуации.

3.

Имеет представления о членах семьи и ближайших родственниках

Фотографии родственников.

4.

Элементарные представления о профессиях города

Картинки с изображениями.

5

Умения быть вежливыми, внимательными с взрослыми и взрослыми.

Картинки с изображением поступков детей, взрослых

6

Умения реагировать на негативные действия других детей и их последствия.

Иллюстрации с изображением поступков детей

7

Имеет представления о символах государства

(герб, флаг, гимн)

Иллюстрации государственных символах.

8

Имеет представления о правах ребенка

Иллюстрации

Список литературы:

  1. .Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  2. Г.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина..: Практический курс для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.е. Мы живем в Росси. Гражданско-патриатическое воспитание дошкольников. М: издательство. 2003, -112с.
  4. Н.В.Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий . изд. 4-е допол.-М.: Уц Перспектиыва, 2008,-248с.
  5. Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы.- Ставрополь: Литера, 2010.-380с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...