"Особенности национального костюма народов Севера"
проект (старшая группа) на тему

Кулишова Татьяна Геннадьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osobennosti_natsionalnogo_kostyuma_narodov_severa.docx597.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Особенности национального костюма народов Севера»

для детей старшего дошкольного возраста

picture                       

                          

                                 Автор работы: Т.Г.Кулишова

                                            должность: воспитатель

с.п.   Нижнесортымский,  ХМАО

2014г.

Информационная карта проекта

Название проекта

«Особенности национального костюма народов Севера»

Авторы

Т.Г.Кулишова- воспитатель

Вид проекта

Творческий

Цель проекта

Познакомить  детей с историей,   видами  и особенностью национальной  одежды северных народов, со способами  её изготовления и украшения

Задачи проекта

1.Учить  детей видеть характерные черты национального своеобразия в одежде коренных народов Севера.

2. Формировать  у детей знания   об  особенностях национальной одежды народов Севера

3. Способствовать развитию познавательного  интереса  детей  к национальному костюму народов Югры.

4.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

5. Воспитывать уважение к культуре и традициям народа Ханты

Место проведения

 Группа

Сроки проведения

Декабрь 2013 – январь2014

Количество участников

30 детей, воспитатели,  родители.

Возраст детей

5-6 лет

Форма проведения

НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность

Ожидаемый результат

Дети познакомятся с историей, видами и  особенностью национальной одежды коренных жителей Югры, со способами её изготовления и украшения. Научатся видеть в одежде народов севера черты  своеобразия. У детей возникнет интерес  к национальному костюму   народов Югры.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно не опоздать!

                                                Актуальность       

 

           Наш родной край – Югра, на его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни.

Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родном  городе, крае, стране.

Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

            Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада.

- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

       2. Материально – технический ресурс:

            - приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления       пособий и создания развивающей среды в группе детского сада. Экспонаты коренных жителей Югры предоставили родители воспитанников.

      3. Информационный ресурс:

          - подбор методической и познавательной литературы по теме;

          - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических          изданий.

  Провела анкетирование родителей в начале работы над проектом:

  • Какую национальную  одежду  народов Севера знаете?
  • Какой орнамент народов Севера знаете?
  • Какие национальные праздники коренных жителей знаете?
  • Нужно ли изучать и сохранять  традиции народов Севера?

       Результаты  анкетирования: «Какую национальную одежду народов  Севера вы знаете?» - 35% опрошенных ответили – «малица». Но, к сожалению 65 %  не могли вспомнить, ни одну. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение традиций северных народов.

   Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.                              

                             Принципы работы по проекту

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации проектной работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

  • Принцип наглядности.
  • Принцип энциклопедичности.
  • Принцип интеграции.  
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип единства с семьей.
  • Принцип доступности.
  • Игровая деятельность.

Работа по теме проекта  осуществляется по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.Организационно -подготовительный этап 

Создание развивающего пространства

1.Определение цели и задач проекта.

2.Изучение  методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3. Составление перспективного планирования.                                                      

Декабрь

Перспективный план

Месяц

Мероприятие

Участники

Декабрь

Январь

1.Анкетирование родителей.

2.Беседы: а) «Дети  севера»

 б)  «История создания национального костюма и традиции одежды  Хантов и Манси»

в) «Орнамент народов Севера»

3. Показ презентаций:  «Национальная одежда  Хантов и Манси»,   «Характерные черты традиционного  костюма народов Севера»

4.Создание уголка «Моя Югра»

5. Рассматривание альбомов: «Узоры Хантыйского костюма», «Северный орнамент»

6.Рисование узора в полосе «Орнамент севера»

7.Прослушивание  этнических музыкальных композиций

8.Аппликация: «Хантыйская малица»

9.Оформление коллективной работы: «Мы жители Югры»

10. Игра-упражнение «Сложи костюм» (составление целого из частей)

11.Разучивание физкультминуток: «Моя тундра», «У оленя дом большой»

12.Рисование по представлению «Хантыйское платье для девочки»

13.Просмотр мультипликационных фильмов «Умка», «В яранге горит огонь»

14.Отгадывание кроссворда «Орнамент»

15.Аппликация «Украшение хантыйской рукавички»

16.Оформление книжки-раскладушки: «Детские работы»

17.Конкурс чтецов.

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Муз.руководитель

Дети

2.Основной этап

1.Оформление экспозиции в группе.

2.Анкетирование родителей.

3.Создание уголка национальной культуры: «Моя Югра»

4.Продуктивная деятельность (выполнение коллективных и индивидуальных работ).

5.Изготовление кукол  в национальной одежде.

6.Выпуск газеты «Национальный костюм хантов и манси»

7.Оформление альбома «Современность и традиционность национальной одежды народа ханты»

8.Проведение ознакомительных бесед с использованием ИКТ.

9.Разучивание стихов,  подвижных игр,  физкультминуток, прослушивание песен, танцев народов Севера, просмотр мультфильмов.

10.Консультация для воспитателей: «Национальный колорит прививаем с детства»

Декабрь-январь

родители

родители, дети

родители

дети

Воспитатели

3.Заключительный этап

1.Выставки  детских работ, коллективных работ, работ родителей.

2.Создание папки, где собраны все материалы по проекту (занятия, консультации, дидактические игры и др.)

3.Оформление презентации в формате Power Point.

4.Презентация проекта перед педагогами МБДОУ.

Январь

Сотрудничество с педагогами

Мероприятия

Январь - февраль

Сотрудничество с родителями

1. Проведение анкетирования.                                                             2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов.

3. Участие родителей в тематических неделях.

4. Изготовление самодельных  книжек с сочиненными сказками: «Сказки Югры», кукол в национальной одежде

5.Выпуск газеты, оформление альбома.

Декабрь – январь

Работа с детьми

1. Чтение литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях коренных жителей Югры.

2. Разучивание подвижных игр народов Севера                       3. Проведение интегрированных познавательных  занятий

4. Самостоятельная деятельность детей с играми.

               

Еженедельно

                              Результат работы проекта:

         

 1.Проведённая работа позволила  прикоснуться к жизни , культуре народов севера и познакомить детей с особенностью национального костюма  обско-угорских народов.

 2. Создано развивающее пространство с региональной направленностью.

 3.  Пробуждение   и развитие у детей  познавательного интереса к истории и культуре родного края, к национальному костюму коренных жителей Югры.    4.Заинтересованность  родителей   данной темой,  повышение их знаний в этой области;  объединение  детей и взрослых в общих делах.

 5.Изготовление самодельных книжек с сочиненными сказками, выпуск газеты, оформление альбома, изготовление кукол в национальных одеждах.      

         

Литература

Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. 2005

Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995

«Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993

Мещ В.А.«Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000

«Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009


Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам», Томск 2001

Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Национальные костюмы народов России

В презентации представлены фото материалы национальных кастюмов народов России. Дети в яркой и доступной форме познкомятся с миром народных традиций и костюмов. Материал может использоваться как вспом...

Альбом "Национальные костюмы народов России"

Альбом "Национальные костюмы народов России"...

Национальные костюмы народов России

Национальные костюмы народов России...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Интерактивная презентация на тему: "Костюмы народа Севера"

Краткая презентация для интерактивной доски с активными кнопками, в которой дети могут выбирать элементы , относящиеся к народу севера....