"Особенности национального костюма народов Севера"
проект (старшая группа) на тему

Кулишова Татьяна Геннадьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osobennosti_natsionalnogo_kostyuma_narodov_severa.docx597.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Особенности национального костюма народов Севера»

для детей старшего дошкольного возраста

picture                       

                          

                                 Автор работы: Т.Г.Кулишова

                                            должность: воспитатель

с.п.   Нижнесортымский,  ХМАО

2014г.

Информационная карта проекта

Название проекта

«Особенности национального костюма народов Севера»

Авторы

Т.Г.Кулишова- воспитатель

Вид проекта

Творческий

Цель проекта

Познакомить  детей с историей,   видами  и особенностью национальной  одежды северных народов, со способами  её изготовления и украшения

Задачи проекта

1.Учить  детей видеть характерные черты национального своеобразия в одежде коренных народов Севера.

2. Формировать  у детей знания   об  особенностях национальной одежды народов Севера

3. Способствовать развитию познавательного  интереса  детей  к национальному костюму народов Югры.

4.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

5. Воспитывать уважение к культуре и традициям народа Ханты

Место проведения

 Группа

Сроки проведения

Декабрь 2013 – январь2014

Количество участников

30 детей, воспитатели,  родители.

Возраст детей

5-6 лет

Форма проведения

НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность

Ожидаемый результат

Дети познакомятся с историей, видами и  особенностью национальной одежды коренных жителей Югры, со способами её изготовления и украшения. Научатся видеть в одежде народов севера черты  своеобразия. У детей возникнет интерес  к национальному костюму   народов Югры.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно не опоздать!

                                                Актуальность       

 

           Наш родной край – Югра, на его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни.

Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родном  городе, крае, стране.

Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

            Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада.

- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

       2. Материально – технический ресурс:

            - приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления       пособий и создания развивающей среды в группе детского сада. Экспонаты коренных жителей Югры предоставили родители воспитанников.

      3. Информационный ресурс:

          - подбор методической и познавательной литературы по теме;

          - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических          изданий.

  Провела анкетирование родителей в начале работы над проектом:

  • Какую национальную  одежду  народов Севера знаете?
  • Какой орнамент народов Севера знаете?
  • Какие национальные праздники коренных жителей знаете?
  • Нужно ли изучать и сохранять  традиции народов Севера?

       Результаты  анкетирования: «Какую национальную одежду народов  Севера вы знаете?» - 35% опрошенных ответили – «малица». Но, к сожалению 65 %  не могли вспомнить, ни одну. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение традиций северных народов.

   Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.                              

                             Принципы работы по проекту

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации проектной работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

  • Принцип наглядности.
  • Принцип энциклопедичности.
  • Принцип интеграции.  
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип единства с семьей.
  • Принцип доступности.
  • Игровая деятельность.

Работа по теме проекта  осуществляется по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.Организационно -подготовительный этап 

Создание развивающего пространства

1.Определение цели и задач проекта.

2.Изучение  методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3. Составление перспективного планирования.                                                      

Декабрь

Перспективный план

Месяц

Мероприятие

Участники

Декабрь

Январь

1.Анкетирование родителей.

2.Беседы: а) «Дети  севера»

 б)  «История создания национального костюма и традиции одежды  Хантов и Манси»

в) «Орнамент народов Севера»

3. Показ презентаций:  «Национальная одежда  Хантов и Манси»,   «Характерные черты традиционного  костюма народов Севера»

4.Создание уголка «Моя Югра»

5. Рассматривание альбомов: «Узоры Хантыйского костюма», «Северный орнамент»

6.Рисование узора в полосе «Орнамент севера»

7.Прослушивание  этнических музыкальных композиций

8.Аппликация: «Хантыйская малица»

9.Оформление коллективной работы: «Мы жители Югры»

10. Игра-упражнение «Сложи костюм» (составление целого из частей)

11.Разучивание физкультминуток: «Моя тундра», «У оленя дом большой»

12.Рисование по представлению «Хантыйское платье для девочки»

13.Просмотр мультипликационных фильмов «Умка», «В яранге горит огонь»

14.Отгадывание кроссворда «Орнамент»

15.Аппликация «Украшение хантыйской рукавички»

16.Оформление книжки-раскладушки: «Детские работы»

17.Конкурс чтецов.

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Муз.руководитель

Дети

2.Основной этап

1.Оформление экспозиции в группе.

2.Анкетирование родителей.

3.Создание уголка национальной культуры: «Моя Югра»

4.Продуктивная деятельность (выполнение коллективных и индивидуальных работ).

5.Изготовление кукол  в национальной одежде.

6.Выпуск газеты «Национальный костюм хантов и манси»

7.Оформление альбома «Современность и традиционность национальной одежды народа ханты»

8.Проведение ознакомительных бесед с использованием ИКТ.

9.Разучивание стихов,  подвижных игр,  физкультминуток, прослушивание песен, танцев народов Севера, просмотр мультфильмов.

10.Консультация для воспитателей: «Национальный колорит прививаем с детства»

Декабрь-январь

родители

родители, дети

родители

дети

Воспитатели

3.Заключительный этап

1.Выставки  детских работ, коллективных работ, работ родителей.

2.Создание папки, где собраны все материалы по проекту (занятия, консультации, дидактические игры и др.)

3.Оформление презентации в формате Power Point.

4.Презентация проекта перед педагогами МБДОУ.

Январь

Сотрудничество с педагогами

Мероприятия

Январь - февраль

Сотрудничество с родителями

1. Проведение анкетирования.                                                             2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов.

3. Участие родителей в тематических неделях.

4. Изготовление самодельных  книжек с сочиненными сказками: «Сказки Югры», кукол в национальной одежде

5.Выпуск газеты, оформление альбома.

Декабрь – январь

Работа с детьми

1. Чтение литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях коренных жителей Югры.

2. Разучивание подвижных игр народов Севера                       3. Проведение интегрированных познавательных  занятий

4. Самостоятельная деятельность детей с играми.

               

Еженедельно

                              Результат работы проекта:

         

 1.Проведённая работа позволила  прикоснуться к жизни , культуре народов севера и познакомить детей с особенностью национального костюма  обско-угорских народов.

 2. Создано развивающее пространство с региональной направленностью.

 3.  Пробуждение   и развитие у детей  познавательного интереса к истории и культуре родного края, к национальному костюму коренных жителей Югры.    4.Заинтересованность  родителей   данной темой,  повышение их знаний в этой области;  объединение  детей и взрослых в общих делах.

 5.Изготовление самодельных книжек с сочиненными сказками, выпуск газеты, оформление альбома, изготовление кукол в национальных одеждах.      

         

Литература

Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. 2005

Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995

«Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993

Мещ В.А.«Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000

«Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009


Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам», Томск 2001

Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Интерактивная презентация на тему: "Костюмы народа Севера"

Краткая презентация для интерактивной доски с активными кнопками, в которой дети могут выбирать элементы , относящиеся к народу севера....

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

«Традиции ознакомления с национальным костюмом народов северо-западного региона в дошкольном образовании на примере выставки «вокруг сарафана» в музейном пространстве детского сада»

В данной работе рассказывается о создании выставки "Вокруг сарафана" в музейном пространстве детского сада, в которой можно увидеть аутентичные повседневные и праздничные костюмы Архангельск...